Interfax-Russia.ru - Авиасалон МАКС-2009, завершивший свою работу в подмосковном Жуковском, оказался продуктивным по числу заключенных контрактов для предприятий Поволжья.
Так, Пермский край договорился с Роскосмосом о создании производства двигателей для ракеты-носителя "Ангара", оренбургская "Стрела" получила лицензию на продажу вертолетов Ка-226, а Казанское авиационное производственное объединение им. Горбунова (КАПО) заключило контракт с концерном радиостроения "Вега" на производство самолета Ту-214ОН ("открытое небо").
Самолет спецназначения Ту-214ОН производится КАПО в рамках международного "Договора по открытому небу", который был принят в марте 1992 года в Хельсинки двадцатью семью государствами - участниками ОБСЕ (сейчас таких стран 34) и устанавливает для участников режим открытого неба для облетов территорий друг друга. Лайнер будет оборудован приборами для аэрофотосъемки, что позволяет с воздуха ознакомиться с инфраструктурой других стран. Сейчас КАПО выполняет заказ на поставку одного самолета Ту-214ОН для концерна "Вега". Срок поставки второго борта намечен на 2011 год.
В свою очередь, нижегородский "Гидромаш" и подразделение швейцарского концерна Liebherr International Liebherr-Aerospace в рамках авиакосмического салона МАКС-2009 подписали протокол о намерениях сотрудничества при разработке шасси новых самолетов CSeries канадской Bombardier. До конца 2009 года стороны должны определиться с объемом работ по производству, возможному проектированию и разработке шасси.
Не осталась без контрактов и Самарская область. В ходе "МАКСа" было подписано соглашение о создании на территории международного аэропорта Курумоч (Самара) и территории ЗАО "Авиакор-сервис" Центра технического обслуживания воздушных судов иностранного и российского производства (ЦТОВС). Согласно подписанному документу, региональное правительство окажет поддержку развитию проекта по созданию ЦТОВС и созданию центра подготовки авиационных специалистов по техническому обслуживанию иностранных воздушных судов. Партнёры, в свою очередь, не только предоставят производственные мощности для технического обслуживания иностранных судов, но и поделятся со специалистами региона новейшими технологиями для техобслуживания и ремонта самолетов Boeing и Airbus.
Подписанное соглашение особенно актуально в свете создания в Самарской области региональной авиакомпании. Кстати, позаботились на "МАКСе" и о техническом парке будущей авиакомпании. В рамках авиасалона "Курумоч" и самарский "Авиакор" подписали протокол о намерениях на поставку 5-ти самолетов Ан-140-100, которые на первоначальном этапе и станут основой для создания в Самаре региональной авиакомпании.
Весьма продуктивным МАКС-2009 оказался и для Ульяновской области. Так, региональное правительство и холдинговая компания "Сухой" в рамках авиакосмического салона не только обсудили создание новых производств на территории региона и загрузку уже существующих ульяновских предприятий авиационной отрасли дополнительными объемами, но и достигли договоренности об увеличении заказов со стороны холдинга на продукцию Ульяновского конструкторского бюро приборостроения, в том числе для самолета Sukhoi SuperJet, а также о новых заказах на производство деталей и оборудования для самолетов, которые будут размещены на ульяновских заводах авиационной отрасли.
Еще одним итогом "МАКСа" для Ульяновской области стало подписание соглашения о намерениях по созданию в регионе производства аэростатического термобалластируемого летательного аппарата (АТЛА) - дирижабля -"летающей тарелки".
АТЛА типа "локомоскайнер" относится к летательным аппаратам типа "легче воздуха". В отличие от традиционных дирижаблей, весь объем которых заполняется гелием, внутри оболочки данного летательного аппарата имеется два объема: один заполнен гелием, второй - горячим воздухом, поступающим от маршевых двигателей. Гелий обеспечивает практически "нулевую плавучесть", горячий воздух - подъем или опускание аппарата.
АТЛА представляет собой универсальную транспортную систему для перевозки особо сложных, крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов. Возможно использование наружных гондол в виде снаряженных медицинских пунктов и операционных блоков, пассажирских салонов, салонов с каютами (транспортно-туристический вариант), а также подвесок для выполнения специальных функций - пожаротушения, спасательных операций в зонах стихийных бедствий, для целей оборонного комплекса, связи и других.
Московский "ЛокомоСкай" рассчитывает в течение 2010 года изготовить при поддержке областного правительства экспериментальный образец аппарата на имеющейся в Ульяновске промышленной базе. При положительных результатах испытаний прототипа предприятие готово перейти к созданию линейки аппаратов большой грузоподъемности (до 600 тонн), для выпуска которых предполагается создать в Ульяновске специализированное сборочное предприятие. У компании уже есть заказчики на АТЛА среди нефтяных и газовых компаний.
Всего в ходе авиасалона подписан ряд соглашений и сделок, стоимость которых оценивается минимум в $10 млрд. Это существенно превосходит объем сделок, заключенных на авиасалоне "МАКС-2005" ($5 млрд) и "МАКС-2007" ($3 млрд).
Однако, пожалуй, в первую очередь авиасалон в Жуковском - это демонстрация достижений и тенденций развития отечественной науки и промышленности в таких высоко-технологичных областях, как авиационная, космическая и ракетная техника.
Высокий статус салона среди специалистов определяет участие в нем ведущих мировых и отечественных авиа производителей, представляющих свои последние разработки и достижения инженерно-конструкторской мысли, и поэтому данная выставка по праву входит в число известнейших авиасалонов мира.
В этом году в общей сложности в работе выставки приняли участие 711 компаний из 34 стран, в том числе 436 российских организаций и предприятий, из которых 120 представили продукцию военного назначения. Российские участники представили около 1,5 тыс. экспонатов.
Обозреватель Анастасия Николаева