Interfax-Russia.ru – Президент Башкирии хочет сделать Уфу центром региональных авиаперевозок и разработать в республике свой самолет для малой авиации.
Всерьез взяться за развитие региональной авиации решили в Башкирии. Еще пару лет назад в рамках реализации республиканской целевой программы развития воздушного транспорта на 2009-2020 годы, направленной на возрождение региональных перевозок, в Башкирии была создана авиакомпания "AIRкаим".
Перед региональной авиакомпанией была поставлена цель – возродить регулярные сообщения с наиболее удаленными уголками республики, которые практически прекратились в конце 90-х годов. Для выполнения этой задачи реконструировали аэропорт Сибая, и в июле прошлого года именно в этот город, который расположен в 500 км северо-восточнее Уфы, совершила первый рейс новая авиакомпания.
Сейчас, как рассказал в интервью журналу AeroJetStyle президент Башкирии Рустэм Хамитов, на внутриреспубликанских маршрутах летают небольшие самолеты чешского производства L-410. Кроме Сибая готовится принимать регулярные рейсы из Уфы город Нефтекамск (250 км севернее Уфы). На очереди Белорецк, расположенный в 230 км от Уфы. Выполняются авиарейсы в Казань, Нижний Новгород. "Вот оно развитие. А буквально вчера ничего этого не было", - заявляет глава республики.
По его словам, планы по развитию региональной авиации руководство республики уже обсудило с министром транспорта РФ Игорем Левитиным: "Он нас поддержал и отметил, что в России пока мало субъектов, где развивают региональную авиацию".
Главный аэропорт республики – "Уфа". В 2010 году он обслужил более миллиона человек, хотя в советское время эта цифра достигала 3-3,5 млн. На текущей неделе на встрече с председателем правительства РФ Владимиром Путиным Хамитов рассказал о реконструкции аэропорта.
"В аэропорту Уфа есть две полосы, одна из них уникальная: ее длина 4 км, и она может принимать самолеты тоннажем до 250. И там как раз будет реконструкция, она уже идет. Объем работ – порядка 250 млн рублей. Мы в этом году сертифицируем эту полосу по 2-й категории. Это позволит, вообще говоря, принимать самолеты в любых условиях", - сказал глава Башкирии.
В свою очередь в интервью AeroJetStyle Хамитов отметил, что уникальность одной из полос позволит поставить грузоперевозки на первое место. "Мы обратились в правительство РФ с просьбой создать на базе нашего авиационного узла свободную экономическую зону. Надеемся развивать здесь логистику", - добавил президент республики.
По его мнению, развитию свободной экономической зоны будет способствовать, в том числе, и географическое расположение столицы Башкирии: "Уфа расположена в центре условного "колеса", где до крупных городов – Свердловска, Челябинска, Ижевска, Казани, Самары, Оренбурга – 400-500 км".
Кстати, в основе логотипа региональной авиакомпании "AIRкаим", чье наименование взято по названию поселения древнейшей цивилизации Южного Урала, находившегося на территории исторической Башкирии, лежит схема укрепленного города Аркаим, напоминающая колесо в виде двух вписанных друг в друга колец. Разделение круга на 24 части символизирует доставку авиапассажиров во все часовые пояса Земли, на четыре стороны света в любое время суток.
Учитывая, что общая численность населения в радиусе условного "колеса" – 25 млн человек, Хамитов считает, что республика имеет огромный потенциал для наращивания пассажиропотока. Он уверен: "Уфа станет центром региональных перевозок".
Тем более что, по словам президента Башкирии, рядом с аэропортом планируется построить крупный технопарк, в котором разместят свои представительства зарубежные компании такие как, например, Alstom и Siemens. "Планы большие. Из бюджета в уставный фонд технопарка планируем направить 1 млрд рублей. Технопарк задуман как многопрофильная структура. В него прекрасно впишутся обслуживающие комплексы, деловая авиация, авиация общего назначения", - считает Хамитов.
Говоря о необходимости развития малой авиации, глава республики сетует на то, что с годами Россия потеряла приоритеты в гражданском авиастроении: "Сегодня мы конкурентоспособны только в боевой авиации".
При этом он сообщил, что мечтает о создании в Башкирии своего самолета для малой авиации. "Работа по созданию прототипа такого самолета уже идет. У нас достаточно компетенции в области самолетостроения и авиационного двигателестроения. Есть все структуры, необходимые для создания собственного воздушного судна: авиационный институт, Уфимское моторостроительное производственное объединение, Кумертауское авиационное производственное объединение. Плюс огромное желание это сделать. Так что, не исключено, что в скором времени на авиационном рынке появится новое воздушное судно "Уфимец", - говорит Хамитов.
Кроме того, по его мнению, международный аэропорт "Уфа" вполне может стать крупным центром по подготовке и переподготовке профессионалов и пилотов-любителей. К тому же обучение расширит существующий спрос на авиационную технику.
Хамитов отмечает, что в Башкирии с каждым годом становится все больше интересующихся авиацией – есть владельцы вертолетов и небольших самолетов. "В Уфе – крупном деловом и промышленном центре – деловая авиация давно не редкость. В аэропорту стоят "джеты" различных модификаций. В Уфу на них каждый день прилетают собственники и топ-менеджеры крупных предприятий. Мы тоже не стоим на месте, понимая, что эту "авиационную эскадрилью" нужно обслуживать. В частности, мы подписали соглашение с "Ют-Эйр" по созданию центра обслуживания "Боингов" в Уфе. В столице республики много специалистов авиационщиков, двигателистов, по авионике и приборному оборудованию", - рассказывает глава республики.
Так что совсем не случайно, что именно Уфа была выбрана для проведения первого регионального форума деловой авиации, который открылся в столице Башкирии 17 марта. Его организатором выступила Объединенная национальная ассоциация деловой авиации. Представители авиационного сообщества разных стран собрались в Уфе, чтобы поговорить о сотрудничестве, наладить контакты, расширить бизнес. Ведущие российские и зарубежные эксперты обсудили мировой опыт и российскую практику обслуживания деловой авиации в аэропортах, продемонстрировали образцы авиационной техники.
Примечательно, что даже международные эксперты оценивают состояние рынка деловой авиации в настоящее время как "вялое". "Спрос на самолеты бизнес-класса снизился в конце 2008 – начале 2009 годов: новые контракты не подписывались, покупатели отменяли уже размещенные ими заказы, а число невыполненных заказов, собранных в период бума, уменьшилось", - отмечает старший аналитик Forecast International Рэймонд Яворовски.
Вместе с тем, считает он, самый затруднительный период экономического спада уже позади. Об этом свидетельствует рост объемом запросов на чартерные рейсы, и стабилизация ситуация на рынке вторичных самолетов бизнес-класса. Однако, по его мнению, полного восстановления еще придется подождать.
Что касается ситуации в России, то, как признал 16 декабря 2010 года в ходе прямой линии общения с гражданами премьер-министр РФ Владимир Путин, сегодня проблемы с малой авиацией огромные. По его словам, связано это с авиационным парком и с инфраструктурой, прежде всего, с аэропортовой инфраструктурой.
По его словам, правительство РФ только запускает программу развития малой авиации в российских регионах. В рамках этой программы "практически до нуля" снижены ввозные таможенные пошлины на самолеты до 50 посадочных мест. Причем, отметил премьер, "не в ущерб нашим производителям, поскольку самолеты малой авиации, к сожалению, наши авиапредприятия пока не выпускают" - "Аннушки" уже ушли в прошлое, а новых самолетов пока нет.
Кроме того, сказал Путин, правительство возьмет на федеральный уровень и профинансирует небольшие аэропорты, которые будут использованы в регионах РФ, главным образом на Севере и на Дальнем Востоке, для развития местных линий.
При этом, по его словам, регионы возьмут на себя субсидирование местных авиакомпаний. "Если потребуется, а такая потребность, наверняка, возникнет, мы договорились о том, что мы окажем поддержку местным бюджетам для реализации этой программы. Речь идет на первом этапе о 50 взлетно-посадочных полосах", - пообещал Путин.
Так что с учетом запущенной правительственной программы развития малой авиации и региональной программы у Башкирии есть все шансы сделать Уфу центром региональных авиаперевозок. Причем, в самом ближайшем будущем.
Обозреватель Анастасия Николаева