Такой подход выгоднее и правильнее, чем несение дополнительных затрат от импорта, считает председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 "Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта"
Москва. 11 марта. ИНТЕРФАКС – Европейское подъемно-транспортное оборудование ушло из России из-за санкций. О том, какое оборудование приходит ему на смену, как защитить российский рынок от техники низкого качества, а также о российских возможностях импортозамещения рассказал "Интерфаксу" председатель Технического комитета по стандартизации ТК 289 "Краны грузоподъемные и машины непрерывного транспорта" Росстандарта Георгий Плотников.
Георгий Владимирович, многие компании из недружественных стран ушли с российского рынка, это касается, в том числе, и производителей грузоподъемного оборудования. Насколько эта ситуация сложна для отечественного рынка сейчас?
Действительно, сейчас прямых поставок европейского оборудования уже нет. Появляются новые бренды, которые готовы заменить ушедших производителей, например, на нашем рынке стали активно работать Турция, и прежде всего – Китай.
Однако с поставками по новым контрактам все обстоит не так просто. Например, сложно отправить сразу партию техники, потому что в соответствии с современными требованиями к процессу сертификации продукции нужно сначала привезти образец для испытаний, а это дорого и не всегда выполнимо.
Появление новых брендов на рынке требует создания развитой системы фирменного сервиса, запасов комплектующих и продуманной логистики поставок запасных частей. Пока эта система практически отсутствует, что для подъемно-транспортного оборудования несет в себе большие риски.
Есть вариант поставок зарубежного оборудования, бывшего в употреблении, которое дешевле, не подлежит подтверждению соответствия при ввозе, хотя и проходит по требованиям законодательства экспертизу промышленной безопасности перед пуском в эксплуатацию. Но все же основная часть этого оборудования не соответствует установленным в России требованиями технического регламента таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования" (например, рассчитана для эксплуатации при температуре до минус 20 градусов, что не соответствует нашим климатическим условиям от плюс 40 до минус 40 градусов).
Кроме того, сложно оценить информацию о параметрах эксплуатации в процессе работы, то есть, нет возможности достоверно определить остаточный ресурс машины, если установленный ее изготовителем срок уже истек. Кроме того, отсутствует доступ к оригинальным запасным частям для обслуживания и ремонта, что предусмотрено инструкцией по эксплуатации и российскими требованиями к регламентным работам. Так что ввоз б/у оборудования тоже не является выходом из положения. В итоге складывается ситуация, когда выгоднее и правильнее развивать собственное производство.
А что происходит с пассажирскими канатными дорогами? На российском рынке тоже сейчас наблюдается проблема с поставками, с запасными частями?
С пассажирскими канатными дорогами ситуация не лучше, и даже, пожалуй, хуже, потому что новое оборудование, которое к нам ввозится, законодательно не подлежит подтверждению соответствия требованиям безопасности. А техническое состояние, надежность и долговечность оборудования, бывшего в эксплуатации, невозможно абсолютно достоверно проверить и подтвердить вплоть до окончания его монтажа.
Ситуация с поставкой оригинальных запчастей не отличается от общей для другого импортного оборудования.
Какие самые главные требования предъявляются к специализированной технике?
Для обеспечения технологического процесса главные задачи – долговечность и надежность. Но все определяется сферой применения машины. Если это уникальное, очень сложное и дорогостоящее оборудование или его замена связана, например, с необходимостью разборки здания – эксплуатация может продолжаться очень долго и техника на это должна быть рассчитана, а для оборудования, предназначенного для выполнения одноразовой работы, долговечность уходит на второй план. Важно учитывать также баланс между затратами на ремонт и доходом, который приносит эксплуатация оборудования. Пассажирская канатная дорога, которая может эксплуатироваться и 50 лет, должна быть однозначно надежной и долговечной, но при этом соответствовать современным требованиям безопасности, которые год от года повышаются.
Также крайне важно подтверждение технических требований для оборудования при его выходе на российский рынок. Приобретатель в техзадании должен четко изложить все потребности безопасности, а поставщик – изложить свои возможности в эксплуатационной документации, подтвердив их расчётами, тогда они сойдутся.
В пассажирских канатных дорогах, как и в другом оборудовании, есть критические элементы, которые непосредственно влияют на безопасность. Это канаты, натяжные и приводные устройства, балансиры на опорах, тормоза, подвижной состав, автоматическая система управления и контроля. Вся эта цепочка должна работать безотказно. И за этим должны следить эксплуатанты, проводя регулярные проверки, предусмотренные регламентом, квалифицированное техническое обслуживание дороги и замену определенных элементов – не только по их техническому состоянию, а и по требованиям, установленным в руководстве по эксплуатации. Вопрос стабильности поставок запчастей и их доступности является приоритетным.
К пассажирским канатным дорогам, отработавших нормативный срок службы (ресурс), надо подходить жестко: в случае несоответствия их требованиям безопасности продлевать эксплуатацию нельзя, пора заменять на новые либо проводить глубокую модернизацию.
В России с 1 сентября 2024 года начнется стандартизация сферы канатных дорог и оборудования для этого сектора. Зарубежные производители торопятся зайти на российский рынок до этого срока. Почему они спешат, как новые требования безопасности изменят ситуацию на рынке?
Сейчас пассажирские канатные дороги, как сказано ранее, поставляются на российский рынок без обязательного подтверждения требований безопасности, соответственно, качество ввозимой техники не подтверждено никем, кроме поставщика. А значит, нет никаких гарантий, что поставляемое оборудование соответствует требованиям безопасности. Российские туристические курорты покупают пассажирские канатные дороги, далее по контрактным обязательствам монтируют их, а уже потом, при проведении экспертизы промышленной безопасности выясняется, что чего-то не хватает, что-то не учтено, дорогу надо доводить до ума, а это дополнительные затраты, конфликтные ситуации с контролирующими органами и упущенное время. Ошибки не исключены еще и потому, что сегодня покупка продукции - всегда результат тендера, а во главе всего стоит цена. А закономерность проста: там, где низкая цена, качество оборудования, скорее всего, тоже будет низким.
Стандартов, устанавливающих требования к пассажирским канатным дорогам, в России до последнего времени не было. Сейчас в рамках ТК 289 ведется работа по созданию национальных стандартов на основе российских требований, учитывая и мировые нормы проектирования. Введение в действие первых стандартов планируется в сентябре 2024 года. В соответствии с поручениями правительства РФ идет подготовка к введению обязательной сертификации. Это заставит производителя-поставщика подтвердить соответствие своей продукции требованиям нормативно-правовых актов РФ. Такого подхода, когда идет беспрепятственный ввоз на территорию РФ продукции без ее предварительной оценки, уже не будет. Предпринимаемые меры должны изменить ситуацию на российском рынке пассажирских канатных дорог, защитить его от некачественной продукции, и, главное, повысить безопасность на горнолыжных курортах нашей страны, которые стремительно развиваются.
Как это будет выглядеть на практике?
Прежде чем смонтировать пассажирскую канатную дорогу на курорте, нужно будет провести сертификацию оборудования по стандартам РФ. До поставки необходимо будет представить в российскую испытательную лабораторию образцы продукции для проведения испытаний. На основе анализа их результатов орган по сертификации примет решение о возможности выдачи сертификата соответствия. В случае сертификации серийной продукции дополнительно должен быть проведен аудит состояния производства.
Следует отметить, что появление стандартов в области безопасности оборудования пассажирских канатных дорог обеспечит отечественных производителей инструментом, применяя который они смогут выпускать продукцию, запасные части даже для импортного оборудования и развивать собственное производство.
Сейчас из-за ухода с рынка европейских компаний различные отрасли проявляют интерес к китайским производителям. Какие есть особенности в этой нише?
В целом китайских брендов на рынке представлено много. Фирмы разные – есть как суперкрупные, выпускающие в год тысячи единиц оборудования, так и небольшие. Крупные предприятия, как правило, имеют свою мощную научно-исследовательскую базу, то есть серьезно вкладываются в разработки, а их представители активно участвуют в работе международных технических комитетов ISO.
Есть и варианты, когда крупный холдинг занимается разным оборудованием, не только подъемным, но и сельскохозяйственной, строительной, дорожной и другой техникой. С одной стороны, многообразие направлений обеспечивает бизнесу рентабельность, выживание. С другой стороны, когда такое сложное оборудование производится как вторичное, не главное для бренда, это может иметь свои минусы.
Удается ли нам решить проблемы с помощью импортозамещения?
Сложилась ситуация, требующая вложения значительных финансовых средств и наличия квалифицированных кадров. Очевидно, что многие отечественные компании, которые способны производить качественное и безопасное подъемное-транспортное оборудование, находятся в не лучшем состоянии, но потенциал и желание у них есть. По определенным типам оборудования (например, по кранам мостового типа, стреловым самоходным небольшой грузоподъемности, погрузочным кранам) ситуация приемлемая, потребности рынка в целом удовлетворяются. Картину с производством другого оборудования положительно оценить пока нельзя.
Почему? Да потому что подъемное-транспортное оборудование является сложным и специфичным с точки зрения конструирования и изготовления, с "наскока" его производить не начнешь. Для начала производства нужно иметь конструкторскую базу, технологическое оснащение, испытательные стенды, владеть технологиями. Существует проблема – нехватка грамотных конструкторов и технологов, квалифицированных рабочих кадров.
Пришло время повышать конкурентоспособность российской промышленности и выпускаемого оборудования на внутреннем рынке. Закрыть потребность в подъемно-транспортном оборудовании своими силами российская промышленность должна, может и это необходимо.
Восстановление производства отечественного подъемное-транспортного оборудования обеспечит бесперебойное функционирование всех сфер экономики страны, независимо от ситуаций, возникающих на мировых рынках.