Интервью 8 июля 2022 г. 10:46

Если будет спрос на жилье, то будут и инвестиции в российских производителей - Михаил Тыкучинский

Стартапы не уехали и продолжают рассматривать российский строительный рынок как привлекательный, отметил директор по развитию кластера энергоэффективных технологий Фонда "Сколково"

Если будет спрос на жилье, то будут и инвестиции в российских производителей - Михаил Тыкучинский
Михаил Тыкучинский. Фото: Пресс-служба Фонда "Сколково"

Москва. 8 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Необходимость импортозамещения некоторых узлов и материалов в строительстве требует инвестиций в отечественные производства. И эти инвестиции готовы предоставить и власти, и бизнес, при условии, что на недвижимость будет спрос. О том, как идет процесс импортозамещения, и зачем строителям для этого нужны акселераторы, рассказал "Интерфаксу" директор по развитию кластера энергоэффективных технологий Фонда "Сколково" Михаил Тыкучинский.

Какие материалы, оборудование и сервисы в стройке на ваш взгляд наиболее остро нуждаются в импортозамещении?

Сложности в данной отрасли связаны в большей степени не с прямыми запретами на поставку, а с уходом каких-то компаний с рынка и нарушением логистических цепочек. Появились проблемы с отделочными материалами, инженерными системами - системами кондиционирования, электрикой, лифтовым оборудованием, фасадными системами. Но во многих сферах это может быть частично решено с изменением логистических цепочек и за счет российских разработчиков. К тому же многие производства иностранных компаний уже были локализованы в России, так что после решения вопроса о передаче активов новым собственникам и лицензирования технологий, поставки могут быть восстановлены.

Есть отдельный класс проблем, касающийся программного обеспечения. В строительстве это менее критично, чем, например, в тяжелом машиностроении или нефтехимической промышленности — здесь процесс цифровизации начался чуть позже. Но тем не менее в последние годы активно внедрялась BIM-методология, различные классы ПО, связанные с проектированием, обеспечением эксплуатации и управления зданием — в этой сфере достаточно высокая степень зависимости от иностранного ПО. Есть сложность и с импортозамещением программно-аппаратных комплексов, обеспечивающих управление инженерной инфраструктурой, СRM-системы, которые поддерживали продажи у крупных застройщиков. Нужно время, чтобы российские разработчики предложили сопоставимые импортозамещающие решения.

Почему сложилась такая ситуация?

В строительстве не было такого значительного регулирования, призывающего импортозамещать иностранные решения, как в некоторых других отраслях, поэтому девелоперы по своему выбору использовали те сервисы, которые были выгоднее и эффективнее. Цифровизация строительства за рубежом началась значительно раньше, поэтому и программные продукты там развиты и работают хорошо — у российского рынка просто не было потребности с нуля создавать свои решения.

По материалам российским производителям также было сложно конкурировать с иностранными гигантами. Тем не менее, появились российские производители высококачественных материалов, покрытий, изоляции, отделочных материалов. В отличии от программного обеспечения локальные производители могут иметь преимущество за счет логистики и стоимости местного сырья.

Что поможет начать создавать такие производства сейчас?

Правительство анонсировало ряд новых инициатив по поддержке разработки российского ПО. Есть и уже действующие программы, например, Постановление правительства № 555 по которому Фонд "Сколково" является оператором грантов, предоставляемых Министерством цифрового развития — сумма гранта может доходить до 300 млн рублей при софинансировании со стороны организации, осуществляющей внедрение от 20%. Сейчас совместно с девелоперами мы прорабатываем несколько программных продуктов, которые могут потребовать поддержки государства в большем объеме. Государство потенциально готово предоставлять такую поддержку, но должен быть продемонстрирован консолидированный спрос рынка.

Какая помощь нужна бизнесу?

По словам девелоперов, если будет спрос на жилье, будет и спрос на материалы, программы, инновации, а, следовательно, и инвестиции в российских производителей. А спрос, на мой взгляд, будет сохраняться. Безусловно, сегодня стоимость заемных денег, от которых сильно зависит ситуация на рынке жилья, выросла, но мы видим, что это постепенно нормализуется.

Если мы говорим о мерах со стороны государства, то в первую очередь нужно стимулировать спрос на жилье и поддерживать конечных покупателей.

Что касается цифровых технологий, то для российских разработчиков на рынке сейчас открылось окно возможностей. Если раньше производства были основаны на лицензированных иностранных решениях, то сейчас бизнес в каких-то отраслях может заменять их на российские. Сейчас мы с девелоперами видим, что появляются новые решения. Производители почувствовали освободившуюся нишу. Акселерационные программы и совместные проекты нескольких игроков рынка безусловно ускоряют процесс импортозамещения.

Зачем нужен акселератор?

Причина, по которой Build UP появился — это, в первую очередь, запрос самих строительных компаний на новые технологии, повышение эффективности своего бизнеса. Мы работали с девелоперами по внедрению отдельных разработок, почувствовали их интерес к внедрению инноваций. Акселератор позволяет нам объединить несколько компаний вокруг общих вызовов в рамках единого проекта по поиску и анализу стартапов, проведению испытаний, сопровождению внедрения.

Для стартапов интереснее участвовать в проекте, когда там есть много заказчиков (в этом году это 7 девелоперов). Для девелоперов это также выгодно, потому что можно разделить затраты на поиск инноваций, анализ, внедрение; получить результаты сразу по 20-30 пилотным проектам. Даже очень крупные компании не могут позволить себе самостоятельно протестировать такое число стартапов разной стадии готовности за несколько месяцев. Получается, что каждый партнер видит несколько десятков пилотных проектов, может выбирать подходящий себе для инвестиций, внедрения, покупки и так далее.

Работа в акселераторе дает и стартапам, и девелоперам синергетический эффект. В этом году мы принимаем заявки до 10 июля, но их количество их уже превысило прошлогодний результат. Для нас это индикатор того, что стартапы не уехали и продолжают рассматривать российский строительный рынок как привлекательный.

Можно ли уже говорить о каких-то практических успехах проекта?

За прошедшие три года в программу подавалось более 1,5 тысячи стартапов. Мы старались поддерживать даже те проекты, которые не прошли в финальную стадию акселератора. Более половины компаний, с которыми мы делали пилоты, успешно масштабировали бизнес и внедряются разными игроками отрасли. Мы рассчитали, что общий эффект от прямого масштабирования успешных пилотов прошлого года составил примерно 500 млн рублей.

Приведу несколько примеров. Техзор — система технического надзора за ходом строительства, позволяет оперативно фиксировать и отслеживать нарушения, возникающие в ходе строительства. Эффективно работает в сочетании с системой дополненной реальности BRIO, фиксирующей отклонения от проекта при строительстве. Простой интерфейс позволяет прорабу на месте отслеживать, правильно ли проложены инженерные конструкции — так отклонения можно заметить на ранней стадии, когда для их исправления еще не нужно перестраивать весь дом. Один из девелоперов проинвестировал в компанию, решение массово внедряется на его объектах и объектах других застройщиков.

За несколько лет, которые мы проводим Build Up, мы прошли путь от восприятия систем "умного дома" как непонятной для потребителя опции, до практически стандарта при создании новых объектов. За это время наш участник Alphaopen создал комплексную систему управления инженерными система дома и квартиры, которая стала одним из лучших решений на рынке в этой области. Компания привлекла инвестиции и активно развивает дополнительную функциональность своих продуктов.

Также есть много проектов по новым материалам. Например, проект G-Tech, компании "Генезис", в рамках Build UP прошел путь от производства отдельных фасадных модулей до реализации сложных фасадов многоэтажных зданий жилых комплексов Москвы. Технология производства искусственного камня из бетона компании "Омнитон". Новые виды керамогранита, разработанные в лабораториях лидера этого сегмента ESTIMA. Защитные покрытия и лакокрасочные материалы компании “О3”.

Все это, в том числе, помогает решать проблемы импортозамещения в отрасли.

Консолидация усилий не помешает здоровой конкуренции на рынке?

Безусловно, конкуренция должна быть. И даже в числе компаний-партнеров акселератора, работающих в этом проекте совместно, есть конкуренты. Но мы работаем в области с не до конца проверенными и подтвержденными гипотезами новых продуктов и технологий. Конечно, каждая компания может работать самостоятельно: искать, проверять, набивать шишки — но это будет дорого и долго. Вместе мы можем тестировать инновации быстрее и дешевле.

Далее уже возникает вопрос, кто более эффективно сможет воспользоваться результатом, у кого лучше построена модель управления, поставлен процесс внедрения новых технологий. Кто может оперативно реализовать протестированные вместе со стартапами гипотезы и заработать на этом. Здесь начинается зона свободной конкуренции. Но, в любом случае, такая партнерская программа акселерации помогает нам гораздо быстрее проверять и внедрять в реальное производство российские решения — а сейчас это особенно актуально.

 

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще