Корректировка границ СЗЗ возможна при уточнении зон воздействия предприятий на городские территории
Москва. 26 августа. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ – Анализ реальной ситуации и детальная проработка проектов санитарно-защитных зон (СЗЗ) предприятий, расположенных в Москве, может снять ограничения и вовлечь в оборот для нужд города более чем 48 тыс. га земель, считает вице-президент по стратегическому развитию Института градостроительного и системного проектирования (входит в коллаборацию QUITE WHITE) Дмитрий Савин.
"После принятия в прошлом году постановления о правилах утверждения границ санитарно-защитных норм выросла ответственность предприятий за разработку соответствующих проектов. Кроме того, постановление сильно ограничивает возможность получения строительных разрешений на эти земли, даже при наличии правоустанавливающих документов", - отметил Савин.
Он подчеркнул, что практически все столичные застройщики уже столкнулись с этой проблемой.
По оценке Института градостроительного и системного проектирования, разработка и утверждение проектов СЗЗ, предусматривающих уточнение зон воздействия предприятий, позволили бы сократить площадь территорий с этим обременением примерно в четыре раза.
"Мы уже разработали несколько проектов таких зон для предприятий от первого до пятого класса опасности. Основная часть проектов утверждена Роспотребнадзором. По этим проектам общая площадь санитарно-защитных зон снизилась с 1 283 до 338 га", - рассказал Савин.
Он пояснил, что в среднем около 74% территорий после разработки современного и актуального проекта освобождается от каких-либо обременений.
"Сегодня в санитарно-защитных зонах предприятий Москвы расположено порядка 66 тыс. га, или 40% застраиваемых территорий города. Три четверти этих земель можно освободить от ограничений и вовлечь в полноценный оборот для нужд города", - считает Савин.
Вице-президент Института подчеркнул, что корректировка ССЗ и разработка их проектов сталкивается с рядом юридических трудностей и коллизий.
"Без согласия предприятия границы зоны изменить практически невозможно. Нередко возникает ситуация, когда предприятие уже давно закрылось, а его санитарно-защитная зона все еще существует, а, следовательно, действуют ограничения градостроительного развития. И, как не парадоксально, без согласия уже несуществующего предприятия снять ограничения для территории в этом случае в настоящее время крайне проблематично", - отметил он.
В связи с этим, уверен Савин, необходимо уточнить порядок получения решений о прекращении санитарно-защитных зон недействующих предприятий, а также порядок разработки, согласования и утверждения проектов СЗЗ.
Санитарно-защитная зона определяет территорию, в которой негативное воздействие предприятия носит сверхнормативный характер. Законодательство запрещает размещать в СЗЗ нормируемые объекты, такие как жилые дома, детские сады, школы, объекты здравоохранения и рекреации, зачастую необходимые для реализации городских программ, в том числе программы реновации. Возможность использования такой территории городским хозяйством сильно ограничена.