Принятие новой редакции Закона дало сильнейший толчок к легализации и "обелению" туристического рынка, повысило внимание туроператоров и турагентов к формальному документообороту.
Георгий Мохов, генеральный директор юридического Агентства "Persona Grata":
- Для того, чтобы оценить, как реально действует обновленный закон "Об основах туристской деятельности в РФ", прошло еще слишком мало времени. Информация о введении финансовых гарантий для туроператоров и новых правах потребителей среди самих потребителей-туристов распространяется очень медленно. Во-первых, недостаточно разъяснительной информации, во-вторых, в турфирмах еще применяются старые формы туристических договоров, и, наконец, далеко не все туроператоры получили финансовое обеспечение. На мой взгляд, необходима популяризация норм закона среди населения и планомерная разъяснительная работа в средствах массовой информации. Вероятнее всего, отчетливой картина станет не ранее следующего сезона. Однако некоторые тенденции уже наблюдаются. И эти тенденции в целом положительные.
Принятие новой редакции Закона дало сильнейший толчок к легализации и "обелению" туристического рынка, повысило внимание туроператоров и турагентов к формальному документообороту. Усиление ответственности туроператоров и необходимость получения финансового обеспечения для осуществления туроператорской деятельности создало заметные сложности для проникновения на туроператорский рынок фирм -"однодневок", а добросовестные компании всерьёз задумались о договорных отношениях с партнерами-перевозчиками, отелями и турагентами. Несмотря на болезненность внедрения новых норм закона в жизнь, я как юрист позитивно оцениваю направление этого процесса.
Что касается самого механизма защиты прав туристов, а именно возможности получения компенсации реального ущерба, причиненного вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором договора о реализации туристского продукта, то испытание "боем" уже началось. Первые требования - претензии в рамках действия нового закона - были поданы в связи с задержкой нескольких рейсов авиаперевозчика ВИМ-авиа в первых числах июня.
Согласно формулировкам закона, туроператор несет ответственность за действия третьих лиц, оказывающих услуги по туру, в том числе и авиаперевозчика. Если туристу причинен ущерб, он вправе предъявить требования как туроператору, так и непосредственно страховщику, предоставившему финансовое обеспечение. А в случае судебного иска - ответчиками также могут стать и туроператор, и страховщик.
Задержка, перенос или отмена авиарейса - традиционно одна из самых частых причин предъявления претензий туристами. Наверняка так будет и впредь. Однако реальные судебные перспективы таких требований появляются только в том случае, если задержка рейса повлекла сокращение времени отдыха, например, на сутки или более. Стоимость потерянного времени отдыха - это реальный ущерб туриста, который должен быть возмещен. Правда, ответственность перевозчика в таких случаях, как правило, ограничивается незначительным штрафом (25 р. в час) за просрочку доставки пассажиров. Эти нормы установлены действующим Воздушным Кодексом, а все остальные убытки ранее ложились на туроператора. Теперь, при наличии финансового обеспечения у туроператора, у туристов появляется возможность предъявления требований к страховщику, указанному в договоре о реализации туристского продукта. И в случае подтверждения страхового случая должна быть произведена выплата.
На настоящий момент, к чести туроператоров, попавших в эту неприятную ситуацию, практически все претензии туристов тем или иным способом были разрешены без участия страховых компаний.
Рассматривали ли уже страховщики заявления, я пока не знаю. О том, есть ли первые выплаты и на каких основаниях, также станет известно в ближайшее время.