Интервью 9 августа 2013 г. 14:16

"Пегас Туристик": "Многопрофильным туроператорам легче избежать банкротства"

"Пегас Туристик": "Многопрофильным туроператорам легче избежать банкротства"
Фото: Пегас Туристик

"Пегас Туристик": "Многопрофильным туроператорам легче избежать банкротства"
Фото: Пегас Туристик

Генеральный директор туроператора "Пегас Туристик" Анна Подгорная поделилась мнением о текущей ситуации на туристическом рынке:

Что такое банкротства туроператоров и банкротства вообще? Прежде всего, это – невозможность исполнить свои обязательства. Банкротства в бизнесе происходят с завидной регулярностью. Мы знаем массу примеров и не только в России. Если же сузить до банкротства туроператоров, то они происходят по разным причинам.

Во-первых, я считаю, что наиболее подвержены такому риску монопрофильные туроператоры, то есть те, кто работает на одном-двух, максимум трех направлениях. Если что-то происходит на одном из направлений, по независящим от туроператора причинам, которые невозможно предугадать, это может привести к краху.

Во-вторых, как мне кажется, весомым фактором являются непросчитанные амбиции. Любой туроператор, безусловно, амбициозен, и это хорошо, но, если амбиции зашкаливают, то тут тоже может крыться опасность. Если кто-то из туроператоров ведет себя агрессивно на рынке, рушит его демпингом и играет в ценовые войны, то страдает как рынок, так и его участник. Не успеешь вовремя остановиться, и тебя настигнет угроза банкротства.

Стоит сказать и о возможности маркетинговых просчетов. Допустим, ставка делается на определенное направление, а оно по каким-то причинам не пошло, либо начался демпинг, и все расчеты рушатся на части. Средства, вложенные в раскрутку направления, будут потеряны. Многопрофильные туроператоры могут себе позволить "перекачку денег из одного кармана в другой" для поддержки направления, а у кого-то этих средств не хватает. Иными словами, многопрофильность позволяет переориентироваться на другие направления и выходить с минимальными потерями. Монопрофильмым туроператорам остается лишь признать ситуацию такой, какая она есть.

В туристическом бизнесе наблюдается тенденция к укрупнению. Средним и особенно нишевым игрокам в связи с этим будет довольно сложно выживать.

Будут ли в этом сезоне банкротства? Ответа на этот вопрос нет ни у кого, и доверять слухам не стоит. Сезон действительно тяжелый, и никто этого не скрывает. Я придерживаюсь мнения о том, что реальное финансовое положение любого игрока туристического рынка может знать только аудитор и банк, а ни тот ни другой информацию для массового пользования не предоставляет.

В текущем сезоне много говорили о Греции, что она "горит", и цены на туры очень низкие, но ожидания "Пегас Туристик" полностью оправдались. Конечно, все зависит от того, монопрофильный или многопрофильный туроператор. Если он монопрофильный, и наблюдался переизбыток продукта, то некий риск, действительно, существует.

Тем не менее, я бы не стала делать пессимистических прогнозов. Как я уже говорила, рынок не знает о реальном состоянии игроков и может лишь только догадываться, так что хоронить кого-то рано. Может, у кого-то есть финансовая подушка, которая позволит удержаться на плаву и продолжить работу. Все зависит от рассудительности и чутья руководителя компании, а также его хладнокровия.

Туристический бизнес в принципе работает в зоне повышенного риска, поскольку он весьма событийно-зависим. Политические и социальные потрясения, природные катаклизмы, погодные неурядицы несут за собой риск.

Самое ужасное в банкротстве для любого бизнеса – это имиджевые потери для тех игроков, которые остаются. Такие потрясения, как "Капитал Тур" и "Ланта-тур вояж" вызывают настоящий шок на рынке. После череды массовых банкротств укоренилось мнение, что в туристическом бизнесе не все в порядке. О том же, что это были лишь отдельные игроки, а бизнес в целом развивается, потребители не знают, а кризис доверия потребителя – это самое страшное, что может быть.

В связи с недавними событиями важно отметить, что туроператор "Асент Трэвел" показал пример цивилизованного ухода с рынка. Все туристы благополучно вернулись с отдыха, фингарантий всем хватает, и даже Турпомощь готова была организовать вывоз россиян на родину в случае необходимости. Несмотря на то, что банкротство – это всегда печально, "Асент Трэвел" создал прецедент ухода с рынка с минимальными имиджевыми потерями.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще