Благовещенский государственный педагогический университет, как единственный профильный педагогический университет на Дальнем Востоке, взял на себя сложную задачу первопроходца по подготовке учителей, миссией которых станет формирование инженерного мышления в школе. Их цель – выявить технически одаренных детей и подготовить их к поступлению в соответствующие вузы. В стране наблюдается дефицит инженерных кадров, а высококвалифицированные специалисты этого направления – основа технологического суверенитета страны. О работе вуза по этому направлению в интервью "Интерфаксу" рассказала ректор БГПУ Вера Щёкина.
- Вера Витальевна, БГПУ, как участник программы "Приоритет 2030", приступил к интересному проекту – разработке модели для подготовки учителей с инженерным мышлением. Что подтолкнуло вуз вступить в этот процесс?
-В этом году обновлённая программа "Приоритет 2030" была синхронизирована с государственной стратегией технологического лидерства, предполагающей формирование национальной системы, способной создавать и внедрять передовые технологии. В этом контексте мы задали себе ключевой вопрос: какую роль в этом процессе играют педагогические вузы? И ответ оказался очевидным: фундамент технологического развития формируется гораздо раньше, чем человек приходит в университет — на уровне школы. Именно там зарождается интерес к науке, конструированию, исследовательской деятельности. Следовательно, педагогические вузы становятся ключевым звеном в подготовке кадров для технологического будущего страны.
Именно это осознание и подтолкнуло нас к разработке новой модели подготовки, направленной на формирование у будущих учителей инженерного типа мышления — умения работать с комплексными задачами, понимать принципы современных технологий и передавать эти навыки школьникам. Поэтому, мы начали переосмысление содержания и структуры педагогического образования: усиливаем естественно-научный и математический блоки, вводим проектные и исследовательские форматы, обновляем практическую подготовку, расширяем взаимодействие со стратегическими партнёрами.
Наша цель — подготовить педагогов, которые смогут мотивировать школьников к изучению STEM-направлений, поддерживать их первые шаги в науке и тем самым обеспечивать долгосрочный кадровый потенциал для технологического развития как Дальнего Востока, так и всей страны.
Очевидно, что такие изменения требуют не косметической корректировки программ, а системной реструктуризации подготовки педагогов: пересмотра образовательных модулей, усиления практико-ориентированной составляющей, обновления инфраструктуры и формирования новой педагогической культуры.
- Как оцениваете готовность самих школ к внедрению инноваций?
-Действительно, вопрос о готовности школ встаёт одним из первых. Мы предвидели эту дискуссию и поэтому пригласили на одну из первых презентаций модели представителей Министерства образования Амурской области и Института развития образования. Их позиция однозначна — они готовы поддерживать внедрение модели и содействовать её развитию в школах региона.
В то же время очевидно, что один педагог, даже высокоподготовленный, не способен переломить ситуацию в одиночку. Для реальных изменений требуется командный эффект — формирование в школах предметных групп по ключевым направлениям и готовность администрации поддерживать инновационные подходы. Именно поэтому мы активно работаем с директорами школ, обсуждаем форматы внедрения и создаём систему сопровождения.
Мы понимаем, что на этапе реализации неизбежны трудности, корректировки, поиск новых решений. Однако должна отметить, что на этапе разработки даже я не ожидала настолько сильного интереса к нашей модели. Сегодня мы получаем множество предложений о сотрудничестве, при чём не только от коллег из других вузов, но и от министерств образований регионов Дальнего Востока и точечно от школ. Видно, что профессиональное сообщество внимательно наблюдает за проектом и хочет понимать, какие результаты он принесёт.
- Чтобы подготовить наставников для будущих инженеров, нужно понимать запросы и потребности этой сферы. С кем сотрудничает вуз, чтобы сформировать необходимую образовательную модель?
-Приняв решение о пересборке модели, мы отдавали себе отчет, что нам необходима поддержка инженерных вузов как основных "заказчиков" школьных выпускников ведь создать жизнеспособную модель без них просто невозможно. Именно инженерные вузы в данном случае формируют требования к абитуриентам, и, следовательно, должны участвовать в определении того, каким должен быть учитель, готовящий будущих инженеров.
Первым вузом, подключившимся к разработке новой модели, стал наш надёжный партнер – Томский политехнический университет. Совместная работа оказалась крайне интенсивной: мы проводили глубокие дискуссии о том, какое место инженерное мышление должно занимать в профессиональном портрете педагога. Требуется ли учитель-инженер или же важно обеспечить педагога методическим инструментарием, позволяющим формировать инженерное мышление у школьников?
Кроме того, мы постоянно уточняли и обсуждали саму модель программы, привлекая разных экспертов как в онлайн-формате, так и в ходе поездок по различным городам. В итоге, к обсуждению модели подключились ведущие инженерные и технические вузы России – МИФИ, МГТУ им. Баумана, Санкт-Петербургский и Пермский политехнические университеты. Их рекомендации оказались чрезвычайно ценными.
- Взаимодействие учителей и технических специалистов предполагается на территории вуза или предприятий? Как обеспечить тесную связь теории и практики при формировании педагога с инженерным мышлением?
-Для подготовки учителя, способного работать с мотивированными школьниками — например, интересующимися химией или физикой, — важно, чтобы он имел представление о реальных технологических процессах, происходящих на предприятиях региона. Только так можно преодолеть разрыв между учебной теорией и практическими задачами современной промышленности.
Приведу пример. В Амурской области сегодня разворачиваются крупные газовые проекты. И хотя я сама по образованию учитель биологии и химии, истинный масштаб этих производств и требования, которые они предъявляют к будущим специалистам, стали для меня очевидны лишь во время посещения объекта. Именно такой опыт "погружения" помогает педагогу понимать, какую образовательную траекторию следует выстраивать для школьников.
Коллеги из МГТУ им. Баумана предложили очень важную идею — включить в подготовку учителей практические занятия, направленные на расширение их технологического кругозора. Такая "насмотренность" действительно становится фактором качества: учитель, который знает, как устроено современное производство, способен гораздо эффективнее готовить будущих абитуриентов инженерных вузов.
Сегодня это особенно актуально для специализированных классов Газпрома или Сибура. Они предъявляют к учителю требования, выходящие за рамки стандартной педагогической подготовки. Например, представители предприятий сами приходят с запросами: им нужны учителя физики, которые не только владеют базовыми разделами механики, оптики и электричества, но и понимают специфику производственных процессов. То есть даже фундаментальные знания должны быть адаптированы под конкретные отраслевые задачи.
Мы наблюдаем подобные тенденции и в других сферах. Так, в компании "Аметис", занимающейся производством биологически активных добавок, сотрудникам требуется уверенное владение физическими методами. Всё это ещё раз подчёркивает: современный учитель должен быть способен формировать у школьников такие знания и компетенции, которые будут востребованы в любом техническом университете.
Да, задача амбициозная — особенно учитывая, что не каждый ученик в классе изначально ориентирован на инженерный путь. Но именно поэтому педагог с инженерным мышлением должен уметь выстраивать индивидуальные образовательные траектории, поддерживать интерес и раскрывать потенциал разных учеников.
- Оценить эффективность новой методики подготовки учителей можно будет только лет через пять или в ее "обкатке" принимают участие и уже работающие учителя, есть промежуточные практические наработки?
-Мы хорошо понимаем: в педагогике не бывает быстрых результатов. Если мы начинаем готовить студентов по новой модели сегодня, то первые выпускники появятся только в 2032–2033 годах — фактически это будет экспериментальный поток, на котором мы сможем увидеть устойчивые результаты.
Однако мы сознательно выстраиваем многоуровневую систему, чтобы не ждать целое десятилетие. Во-первых, мы провели масштабное повышение квалификации на Дальнем Востоке для более чем для 4 тысяч учителей математики, физики, информатики, химии и биологии. Под эту задачу мы разработали пять авторских программ, включающих модуль по инженерному мышлению. Все разработанные программы прошли экспертизу в Москве и получили высокие оценки. Обратная связь от педагогов, особенно работающих в профильных классах, показала, что мы помогли восполнить содержательные пробелы и оказались практико-ориентированными. Учителя выразили заинтересованность в расширении тематик — для нас это важное подтверждение правильности выбранного направления.
Во-вторых, мы организовали акселератор для будущих учителей физики в МИФИ — ведущем инженерном университете страны. Её цель — совместная работа педагогов и инженеров по созданию проектов или даже прототипов, которые смогут быть внедрены в школах Амурской области.
Параллельно мы развиваем сеть инженерных классов и школ. Например, в этом году провели конкурс инновационных площадок, по результатам которого были отобраны пять школ в которых уже создаются условия для внедрения элементов нашей новой модели. Эти образовательные площадки по своей сути стали своеобразными пилотными центрами: здесь мы апробируем новые методики, форматы практических занятий и организуем проектную деятельность. Фактически это "лаборатории" для обкатки всех наших решений — от методик до управленческих подходов.
Важно подчеркнуть: мы стремимся не только обучать отдельных педагогов, но и формировать полноценные команды развития в школах. Именно поэтому параллельно реализуем нашу флагманскую программу для управленческих кадров "Циолковский 2030" совместно с Высшей школой экономики и при поддержке Минвостокразвития РФ. Создание такой профессиональной среды позволяет обеспечить устойчивость всех наших инноваций. Например, в прошлом году в рамках "Циолковского", две пилотные школы уже показали значимые результаты. Одна из них находится как раз таки в Циолковском и активно сотрудничает с предприятиями ракетно-космической отрасли; другая — в Комсомольске-на-Амуре развивает инженерные классы в партнёрстве с авиастроительным заводом. Эти практики демонстрируют, как тесная связка школы, университета и промышленности влияет на качество подготовки учащихся. Поэтому, несмотря на то что первый выпуск учителей, подготовленных по новой модели, случится лишь через годы, промежуточные результаты уже есть.
- Как будут оцениваться знания студентов с учетом новых тенденций, найдет ли реализуемая программа отражение в экзаменационном процессе? Какие метрики применять?
-Недавно учёный совет принял решение перейти от традиционных государственных экзаменов к формату демонстрационных, которые позволят оценивать не только теоретическую подготовку, но прежде всего практические навыки будущего педагога. В состав комиссии будут приглашаться работодатели, что обеспечит независимую и предметную экспертизу. Уже сегодня часть промежуточной аттестации, например по методике преподавания, мы переводим в этот формат. При этом мы сохраняем выпускную квалификационную работу как обязательный элемент итоговой аттестации.
В следующем году мы планируем провести через демонстрационные уроки около 60% выпускников. Опыт уже накоплен: студенты 4-5 курсов постепенно осваивают элементы демоэкзамена в рамках промежуточной аттестации, и практика показывает, что этот подход работает. Однако его успешность напрямую зависит от преподавателей — их включённости, мотивации и готовности сопровождать студентов в освоении практических навыков. Ведь оценивать практическую подготовку гораздо сложнее, чем принимать традиционный экзамен по билетам: нужно видеть, как студент выстраивает урок, реализует технологическую карту, работает с классом и применяет свои знания в реальной педагогической ситуации.
- А все вот эти фундаменты, заложенные в текущем году и на которые вы сейчас опираетесь при реализации программы, они созданы силами учителей, педагогов вуза или все-таки студенты тоже принимали участие, свои предложения выдвигали?
-Безусловно, студенты принимали активное участие. Важно понимать, что подготовка педагогов немыслима без науки, поэтому у нас функционирует студенческое научное общество. Особенно радует, что оно объединяет не только гуманитариев, но и студентов естественно-научных направлений. Возьмем, к примеру, нашу молодежную эколого-химическую лабораторию: студенты, будущие учителя химии, проходят здесь практическую подготовку. Недавно они вернулись из Санкт-Петербурга после трехнедельной стажировки в ведущем микробиологическом вузе, привезли с собой целый багаж новых идей.
- БГПУ более 35 лет сотрудничает с вузами КНР, есть ли наработки переориентации образовательного процесса у них?
-Мы уже изучили опыт российских вузов, таких как ВШЭ, МГПУ и МИФИ, а теперь планируем экспедицию в Китай для поиска партнеров в области инженерного образования. Традиционно мы сотрудничали с Китаем в гуманитарной сфере, а теперь нам интересно и инженерное направление. Китайцы быстро адаптируются и умеют эффективно использовать опыт других стран, что, вероятно, и способствует их стремительному экономическому росту.
- Межвузовский обмен опытом, экспедиции, проведение различных образовательных площадок и так далее, без бюджетной поддержки после завершения программы "Приоритета 2030" будет возможность развивать начатое?
-Для долгосрочного существования и развития модели нужны два ключевых условия: сильная управленческая команда и финансовая стабильность. В части управления мы переходим от привычной линейной структуры к проектному управлению — для этого уже разработан подробный план преобразований. Такой подход позволит гибко поддерживать инициативы, включая межвузовские проекты и образовательные экспедиции.
Финансовую устойчивость мы обеспечиваем, в том числе, через создание эндаумент-фонда — первого подобного фонда в Амурской области. Это целевой капитал университета, сформированный благодаря взносам выпускников и партнёров. Крупнейшим первоначальным вкладчиком стал Сбербанк, перечисливший 900 тыс. рублей. Кроме того, когда мы собрали минимально необходимую сумму для формирования эндаумента, а это не много не мало – 3 миллиона рублей, то передали фонд в доверительное управление всё также Сбербанку.
Эти решения и создают базу для того, чтобы продолжать начатые инициативы даже после завершения федеральной программы.
- Программа "Приоритет 2030" реализуется не первый год, вы же не сразу вошли в нее?
-В России за последние годы реализовывался целый ряд федеральных инициатив, направленных на трансформацию высшего образования. Когда одни заканчивались, начинались следующие. Программа "Приоритет 2030" появилась пять лет назад и стала, как мне кажется, логичным продолжением программы 5/100 только для большего количества вузов. Главная идея "Приоритета" заключается в том, чтобы выявить университеты с потенциалом развития, которые могли остаться незамеченными в предыдущих инициативах, и дать им возможность проявиться. Многие из таких вузов не заявляли о себе громко, хотя обладали серьёзными компетенциями и амбициями.
Когда программа стартовала, её условия казались очень жёсткими, и у нас действительно возник вопрос: а подходит ли это нам? Однако в конце того же года президент нашей страны обозначил ключевой тезис: "Дальний Восток – национальный приоритет России на весь XXI век", и именно он во многом стал поворотным, хотя бы потому что был создан дальневосточный трек программы.
Его задача — превратить вузы Дальнего Востока в драйверы регионального развития, обеспечить им уровень, который позволит удерживать абитуриентов и привлекать молодёжь из других регионов, создавая центры притяжения на собственной территории. Сегодня дальневосточный трек объединяет уже 14 вузов, прошедших многоэтапный отбор; два из них работают в Амурской области.
Наш университет, вошёл в программу с первой попытки, думаю, во многом это решение было обусловлено тем, что развитие региона невозможно без качественной подготовки педагогических кадров. Сегодня стране требуются учителя нового типа — с учётом технологических и социальных вызовов, — и именно педагогический университет может обеспечить эту подготовку.
Программа "Приоритет 2030" — это не просто финансирование, а переосмысление подходов к обучению, отказ от устаревших моделей и готовность к глубоким внутренним изменениям. Никакие гранты не способны заменить внутреннюю мотивацию к развитию, однако финансовая поддержка открывает ключевые возможности: стажировки, развитие новых форматов сотрудничества, открытие принципиально новых образовательных программ, в том числе дополнительного образование, и многое другое. Это стимулирует интерес школ и партнёров, а также повышает вовлечённость профессионального сообщества.
Но в условиях меняющихся запросов общества одного финансирования недостаточно. Чтобы соответствовать времени, мы должны трансформироваться сами — и именно в этом состоит ключевой смысл участия в программе.
- Программа минимум или максимум на будущий год, к чему вы хотите прийти к концу 2026 года?
-Сейчас мы завершаем текущий год и готовимся к разработке нового учебного плана. Мы будем внимательно анализировать итоги нашего уже традиционного окружного форума "Педагогические кадры для Дальнего Востока: новые горизонты" с участием авторитетных специалистов из разных вузов России. Параллельно с этим, нам предстоит провести набор студентов, под новую образовательную модель. Теперь нам необходимо разработать алгоритм, как мы будем не только набирать абитуриентов, но и обучать, а также кто будет заниматься этим процессом. Существует множество нюансов, и, возможно, после форума модель может несколько измениться, особенно если к нам присоединятся новые талантливые люди.
Мы намерены проводить профориентационную работу не только в школах, но и в более широком масштабе. Надеемся, что сможем запустить обучение по новой схеме, начав с пилотного проекта. Это ключевой шаг к достижению желаемого результата.
В рамках нашей стратегии технологического лидерства, помимо подготовки кадров, мы взяли на себя обязательство развивать научную деятельность, увеличивая долю исследований, выполняемых по заказу бизнеса и предприятий.
Самое важное и интересное — "Интерфакс-Россия" в МАХ
Соглашение о сотрудничестве подписали БГПУ и щукинский театральный институт