Цифровизации строительных требований и нормативов – задача номер один, считает глава ФЦС
Москва. 26 декабря. ИНТЕРФАКС – Обновление нормативной базы в строительстве процесс перманентный – постоянно внедряются новые материалы, применяются усовершенствованные методики и технологии выполнения работ. О том, как этот процесс был организован в уходящем году, зачем на взлетных полосах аэродромов будут укладывать алюминиевые плиты, а также о перспективах стального и модульного строительства, рассказал в интервью "Интерфаксу" директор ФАУ "ФЦС" Андрей Копытин.
- Андрей Викторович, международное сотрудничество несмотря ни на что развивается. Недавно было подписано соглашение с Китаем. В чем будет заключатся совместная работа?
В уходящем году мы регулярно общались с коллегами из КНР в рамках работы российско-китайской подкомиссии по строительству и городскому развитию. Несколько встреч прошло в онлайн-формате, в июле ассоциация развития модульного строительства организовала выездную миссию с представителями российского бизнеса в Китай.
А в ноябре по нашему приглашению в Москву приехала делегации представители Института стандартов и норм министерства жилищного, городского и сельского строительства КНР.
В результате переговоров мы подписали меморандум и наметили три приоритетных направления взаимодействия: будем перенимать передовой китайский опыт по нормированию и проектированию высокоскоростного железнодорожного транспорта, модульному и "зеленому" строительству. Это будет работа по обмену опытом не только и не столько в части науки, но и в прикладном смысле.
Для нас это актуальная задача. Например, уже строится высокоскоростная магистраль Москва-Санкт-Петербург, для нас интересен опыт китайских коллег в этой области. Уверен, это позволит ускорить реализацию таких проектов в России.
- Вы упомянули китайский опыт модульного строительства. А как развивается этот сегмент у нас в стране?
В ноябре этого года вступил в силу основополагающий стандарт по классификации модульных конструкций в строительстве. Кроме того, в нормативных документах на проектирование модульных спортивных сооружений, зданий полицейских участков, объектов медицины учтена возможность применения модульной технологии. Для расширения применения модульных технологий их необходимо обеспечить приемлемой экономической составляющей. Нормативная база для этого, фактически, сформирована и в целом, рынок позитивно воспринимает нашу работу по созданию и развитию нового сегмента.
- А уже есть отечественный опыт внедрения модульных технологий?
Мы видим, что компания "Монарх" завершает строительство первого жилого дома из крупноблочных железобетонных модулей. Посмотрим, как другие инвесторы оценят потенциал рынка.
- Ещё одна технология, которую у нас активно пытаются внедрить – стальное строительство. Каковы перспективы в этом направлении?
Несколько лет назад была утверждена "дорожная карта" развития стального строительства. Мы постепенно двигаемся по этому пути – проводятся исследования, корректируется нормативная база. Все это направлено на оптимизацию строительного процесса, экономическую целесообразность проектов… Ждем коренного сдвига в сфере строительства общественных зданий.
- Развитие строительной отрасли тесно связано с цифровизацией – что делается в этом направлении?
В начале осени был запущен цифровой "Реестр требований" на платформе информационной системы "Стройкомплекс.РФ". Сейчас в Реестре содержится порядка 800 единиц документов различных ФОИВов из которых выбрано около 120 тысяч единиц требований для строительства, проектирования, эксплуатации.
Теперь перед нами стоит задача к 1 марта 2026 года перевести эти требования в машинопонимаемый и машиночитаемый формат. Это позволит ускорить часть процессов в инвестиционно-строительном цикле, а также даст возможность найти и устранить несоответствия между различными нормативными документами в строительной сфере. Фактически появится автоматизированная проверка проектных решений.
Это открывает дополнительные возможности для унификации всей нормативной базы.
- В последние годы активно развивается транспортная инфраструктура. Скажите, требует ли эта работа изменения нормативов и правил?
Да, мы занимаемся, например, актуализацией сводов правил для строительства и проектирования аэродромов. Теперь можно будет применять сборно-разборные аэродромные покрытия из алюминиевых плит. Это новая технология, которая была испытана, и сейчас находит отражение в нормативной базе. Кстати, инициатива разработки такого требования исходила от самих участников отрасли. В следующем году продолжим работу, будем уточнять нормативы в части материалов и технологий, в т.ч. армирования асфальтобетонного слоя сетками, устройства разделительной прослойки из пленочных материалов; устройства швов расширения в основании из низкомарочного бетона.
- Центр стандартизации ежегодно проводит много испытаний различных материалов и комплектующих на пригодность их к использованию. Расскажите, каковы итоги этой работы в уходящем году?
В этом году мы выдали 190 технических свидетельств по различным строительным материалам и изделиям. Большая часть технических свидетельств – примерно половина – приходится на различные комплектующие для фасадных систем и конструкций; остальное – герметики, утеплители и различные системы крепления.
Надо сказать, сам инструмент оценки пригодности зарекомендовал себя очень хорошо, и мы получаем позитивную обратную связь от производителей.
- А из каких стран привозят на испытания товары?
В основном это продукция из традиционных наших стран-партнеров Ближнего Востока и Азии. Причем по мере того, как будут расти масштабы сотрудничества, например, с Китаем по всем отраслям экономики, стоит ожидать рост количества заявок на получение технических свидетельств.
- Андрей Викторович, какие задачи вы определяете, как приоритетные, на следующий год?
Задача номер один - подложим работу по переводу требований и в машиночитаемый и машинопонимаемый формат. Планово будем развивать нормативную базу, в том числе для повышения качества городской среды, внедрения новых строительных материалов и изделий, деревянного и модульного строительства. Также планируем расширять сотрудничество в области технического регулирования на пространстве ЕАЭС, с дружественными странами, в том числе с Китаем.
Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале "Интерфакс-Недвижимость".