Мы сможем завершить городские проекты в сжатые сроки — Юлиана Княжевская

Отказ от общественных обсуждений был вынужденной, но необходимой мерой, считает глава Москомархитектуры

Мы сможем завершить городские проекты в сжатые сроки — Юлиана Княжевская
Фото: Пресс-служба Москомархитектура

Москва. 14 июля. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ - Несмотря на международные санкции и последовавшие за ними ограничения, в столице продолжается реализация масштабных градостроительных программ и проектов. О том, почему отменили общественные обсуждения в Москве, как строят железнодорожные диаметры и кварталы реновации, о формировании технологического пояса столицы и о том сколько лет понадобится на реконструкцию бывших промзон, рассказала в интервью "Интерфаксу" председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

В сложившихся условиях особую актуальность приобретают меры, принимаемые в поддержку отрасли. Юлиана Владимировна, расскажите — как принятые в столице антикризисные меры сказываются на работе Москомархитектуры?

Могу сказать, что работы у нас точно меньше не стало. Но меры поддержки, безусловно, нужны. В строительстве и смежных областях работает около миллиона человек, а вся сфера даёт около 19% валового регионального продукта города. Мы не можем подвести этих людей, ведь сейчас от нас зависит, насколько устойчивой будет экономика города.

Среди принятых мер – отказ от практики общественных обсуждений. Насколько такое решение эффективно и почему оно было нужно?

Отказ был вынужденным и необходимым по ряду причин. Сейчас сложилась ситуация, когда мы должны максимально сократить по времени производственный цикл строительства. Смотрите: публичные слушания и общественные обсуждения занимают от 2 до 6 месяцев, и в обычной жизни это крайне важная процедура, мы действительно получаем массу полезной обратной связи от москвичей. Но на данный момент такой срок — это слишком долго, особенно в ситуации, когда каждый день меняется логистика, каждый день поставщики или уходят с рынка, или повышают цены. Поэтому, отказавшись от этой процедуры, мы получаем больше пространства для маневра и можем гарантированно завершить проекты в более короткие сроки. Подчеркну, что в первую очередь речь идет не столько о жилой или коммерческой недвижимости, а о строительстве метро, дорог, мостов и эстакад, а также детских садах и школах.

Как Вы считаете, не приведет ли такое решение к социальной напряженности среди горожан? Есть ли альтернативные механизмы выстраивания диалога с жителями?

Действительно, общественные обсуждения — это мощный и эффективный инструмент, который позволял людям знакомиться с актуальными проектами в разных районах столицы. Но мы активизируем эту работу в другом формате – жители могут ознакомиться с предлагаемыми проектами на сайте мэра и городского правительства. Помимо этого, подробности о планах строительства всегда можно получить в контакт-центре Стройкомплекса столицы.

В прошлом году было объявлено о подготовке нового мастер-плана Москвы, который должен заменить Генплан. В какой стадии сегодня эта работа?

Сейчас мы проводим анализ международного опыта в сфере мастер-планирования, устойчивого развития городов и агломераций. Формально это не является разработкой документа генерального плана Москвы, но, тем не менее, формирует видение и методологические подходы к будущей организации процесса. Этот процесс только начался, и о его завершении, как и о том, что будет учитывать новый документ, говорить пока рано.

Напомню, в настоящее время в Москве действует Генеральный план, утвержденный в 2010 году; он лег в основу градостроительного развития города до 2035 года.

Юлиана Владимировна, сейчас в городе идет активная реконструкция старых промышленных зон. Каков потенциал этих площадок? К какому году, по Вашим прогнозам, эти площадки преобразятся?

Потенциал развития этих площадок огромен. Прежде всего, многие из них удачно расположены с точки зрения транспортного обслуживания – рядом с ними проходят автомобильные магистрали и железнодорожные пути. Многие из промышленных площадок имеют выход в реке, а территория вдоль нее стала в последние годы точкой развития и преобразования. У всех этих территорий есть потенциал для преобразования — например, все они подключены к инженерным коммуникациям.  

На базе "ржавого пояса" Москвы мы сможем сформировать новый промышленный, но уже высокотехнологичный пояс города. Из закрытых для городской жизни зон эти площадки должны превратиться в одну из неотъемлемых её частей, доступную для жителей. Но это довольно трудоёмкий процесс, и он зависит от массы факторов. По нашим оценкам, он займет от 5 до 12 лет.

На сегодня в градостроительное развитие вовлечены все такие площадки или есть промзоны, еще требующие внимания?  

Сегодня нам важно проанализировать эти территории, и на основании полученных данных определить площадки, которые будут включены в программу комплексного развития. Сейчас наши специалисты уже проанализировали 22 тысячи гектаров в границах старой Москвы и выявили порядка 6 тысяч гектаров, потенциально пригодных для реорганизации. По этим территориям мы внесли изменения в правила землепользования и застройки, которые закрепили за ними общественную или промышленно-коммунальную функцию. Следующий этап — разработка проектов планировки, учитывающих результат этой работы. А затем в этих проектах уже будут определены параметры развития той или иной зоны.

Говоря о развитии бывших промзон, Вы отмечали необходимость застройки по принципу "все включено". Какова структура недвижимости, возводимой сейчас на таких площадках?

Уже сегодня на территории бывших промзон возводится широкий спектр недвижимости —  от жилья и офисов до складов и технопарков. Подчеркну, наша основная задача — не застроить всё жильем, а сформировать технологичный пояс Москвы, наполненный разнообразными функциями и типами застройки, подходящий для нашего динамично и разносторонне развивающегося города. В этом я вижу вызов для города — специалистам нужно уже сейчас понять запросы будущих поколений москвичей, просчитать, что потребуется и какие сектора экономики нужно развивать сейчас, чтобы не отстать потом.

Кстати, аналогичный комплексный подход сегодня применяется и при реализации программы реновации, в рамках которой предусмотрено строительство порядка 400 новых школ, детских садов, поликлиник и спортивных объектов.

Еще один мегапроект – Московские центральные диаметры (МЦД). Известны ли на сегодня маршруты и количество новых станций по первым четырем маршрутам?

Первые два маршрута МЦД очень быстро вошли в единую систему московского транспортного узла. Результаты их работы демонстрируют высокую эффективность — они значительно увеличили мобильность в городе и создали массу новых вариантов маршрутов. Сейчас ведется работа по запуску еще двух диаметров: "Крюково – Раменское" и "Апрелевка – Железнодорожный". Открыть эти маршруты предполагается в 2023 году.

В настоящее время на МЦД открыто 136 остановочных пунктов, при этом на первых четырех диаметрах предполагается построить еще 11 остановочных пунктов в границах Москвы. Уже ведется разработка проектов планировки, благодаря которым будут приведены в порядок прилегающие к этим станциям территории, что даст толчок к их развитию.

Расскажите о наиболее интересных и крупных транспортных узлах, перераспределяющих потоки пассажиров по городу. Где они появятся, как изменят транспортное поведение горожан?

Действительно, можно сколько угодно строить железные и автомобильные дороги, тянуть новые линии метро и строить наземные маршруты общественного транспорта, но нельзя забывать о том, что пассажирам нужно быстро и комфортно пересаживаться с одного вида транспорта на другой. Этой цели, по нашему мнению, призваны служить транспортно-пересадочные узлы. И именно поэтому сейчас в Москве строятся 96 ТПУ.

Из крупных можно упомянуть ТПУ "Рижская" рядом с одноименным вокзалом, где можно будет пересесть на МЦД-2, 3, 4 и высокоскоростную магистраль ВСЖМ-1"Санкт-Петербург — Москва". Еще шесть крупных транспортно-пересадочных узлов будут сформированы на базе новых станций Киевского направления железной дороги. Они запланированы на станциях "Аминьевская", "Минская", "Кутузово", "Камушки", "Беговая" и на Белорусском вокзале. Благодаря им, жители районов, прилегающих к Киевскому направлению железной дороги, смогут пересесть на Большую кольцевую и радиальные линии метро, а также на МЦК и МЦД-1. Согласно прогнозам специалистов, формирование крупных ТПУ на Киевском направлении позволит снять с участка, прилегающего к вокзалу, лишнюю нагрузку.

Расскажите о работе над проектом МЦД-5. Когда он будет разработан и утвержден?

Трассировка МЦД-5 в настоящее время только прорабатывается. Пока планируется сохранить два радиальных маршрута: "Павелецкий вокзал – Домодедово", "Ярославский вокзал – Пушкино" и "Ярославский вокзал – Королев". На протяжении этого диаметра планируется строительство девяти пешеходных переходов, а после проработки и дополнительного анализа транспортной ситуации будут приниматься решения о строительстве новых остановок.

Недавно появилась информация о необходимости строительства протяженного тоннеля в центральной части города для соединения Ярославского и Павелецкого направления железных дорог. Ведется ли проработка такого варианта?

Радиусы, о которых я говорила только что, нужно соединять, и подземный тоннель — эффективное решение этой задачи. Сейчас такой вариант прорабатывается специалистами профильных железнодорожных проектных институтов и подразделений Москомархитектуры. Строительство глубокого тоннеля с четырьмя подземными станциями и пересадками для интеграции с метро – это технически сложный и дорогостоящий проект, но эффективность такого варианта ожидается достаточно высокая.