Туризм / Комментарии 11 марта 2025 г. 11:18

Отели Анапы убирают пляжи и ждут решения Роспотребнадзора

Анапа. 11 марта. ИНТЕРФАКС – Бронирования отелей, санаториев и детских лагерей Анапы снизились в декабре-январе после загрязнения пляжей курорта мазутом, но сейчас ситуация улучшается. Отельеры ждут всплеска отложенного спроса после окончания работ по уборке пляжей и готовят инфраструктуру к приему туристов летом.

Отели Анапы убирают пляжи и ждут решения Роспотребнадзора. Фото. © РИА Новости. Виталий Тимкив
© РИА Новости. Виталий Тимкив

Как напоминает директор офиса туроператора "Алеан" в Анапе Екатерина Данилова, в декабре после разлива мазута на побережье Анапы сначала замедлились бронирования, а потом появились и аннуляции туров.

"На сегодняшний день мы видим, что общий объем забронированных номеров отстает от прошлогодних показателей примерно на 76%. По отелям до 3* включительно спад бронирований составил более 80%, по отелям 4-5* - в районе 60%", - рассказала она.

В туркомпании "Мультитур" бронирования туров в Анапу снизились примерно на 60-65% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а процент аннуляций в октябре-ноябре составил около 20%. При этом межсезонье у туроператора продается без видимого спада.

По словам директора по турпродукту туроператора Евгении Кизей, с середины января начали появляться новые бронирования на весну, особенно на праздничные заезды, например, майские праздники.

"Нужно понимать, что такие крупные города, как Ростов-на-Дону, Краснодар расположены близко к Анапе, и оттуда туристы приезжают на уикенды. В основном сейчас путешественники выбирают отели высокого уровня с подогреваемыми бассейнами и спа, концепцией "все включено", - сказала она.

Кизей добавила, что Анапа – не только морской курорт, но и бальнеологический, поэтому туристы продолжают бронировать санатории и пансионаты с лечением.

Бронирования и аннуляции

Отели Анапы убирают пляжи и ждут решения Роспотребнадзора
В санатории "ДиЛуч" на лето продано 20% номеров
© Интерфакс. Сюзанна Лотфи

Заместитель гендиректора по продажам одного из крупнейших в Краснодарском крае санатория "ДиЛуч" Марина Процепова рассказала, что ситуация с бронированиями сейчас сложная.

"У нас аннулировались все контракты с предприятиями, а это 40% загрузки летнего периода. Загрузить такой объем за счет желающих оздоровиться самостоятельных туристов непросто. Сейчас летняя загрузка составляет порядка 20%, тогда как в прошлом году в этот же период была 60-70%. А глубина продаж составляет две недели", - пояснила эксперт.

Она добавила, что санаторий старается сдерживать цены, расширять предложение для привлечения туристов.

В то же время, заместитель руководителя службы приема и размещения отеля Movenpick Алина Капустина отметила, что больших изменений в бронировании объекта в связи с загрязнением побережья Анапы мазутом нет.

"Сейчас мы видим, что на лето забронировано около половины номеров. В целом большого количества отмен мы не фиксировали. То же самое касается межсезонья", - пояснила она.

Отели Анапы убирают пляжи и ждут решения Роспотребнадзора
Прогнозы по загрузке анапских отелей соответствуют прошлогодним значениям
© Интерфакс. Сюзанна Лотфи

Директор гостиничной компании Alean Collection Ольга Смолкина также сообщила, что в отелях сети не наблюдается снижения числа бронирований, а прогнозы по загрузке соответствуют прошлогодним.

"В Анапе у нас семейные отели, работающие по концепции "все включено" и "ультра все включено". Порядка 70% туристов – возвратные, они не видят смысла отказываться от поездки. Тем более, когда за 14 дней до заезда бронирование можно отменить с полным возвратом средств. Сезон будет, и он будет хорошим. Мы готовимся, обновляем меню, нанимаем персонал", - сказала она.

Смолкина добавила, что больше всего туристов приезжают в отели сети из Краснодара, Ростова, Ставрополя, а также Москвы и Санкт-Петербурга.

Как отели Анапы чистят собственные пляжи

Отели Анапы убирают пляжи и ждут решения Роспотребнадзора
Сотрудники гостиниц и детских лагерей ежедневно чистят пляжи
© Интерфакс. Сюзанна Лотфи

"Ежедневно мы следим за чистотой нашего пляжа, убираем, просеиваем песок. Масштабное просеивание будет, как только песок подсохнет. Наша хозяйственная служба предусмотрела все возможные способы ускорения этого процесса", - рассказала Процепова.

Замдиректора по продажам и маркетингу детского лагеря "Жемчужина России" Елена Москвина сообщила, что к уборке береговой линии привлекались ежедневно от 60 до 100 сотрудников.

"Протяженность нашего пляжа 760 метров. Мы делали все оперативно, но понятно, что полностью так убрать мазут невозможно, и остались вкрапления. Для борьбы с ними мы купили машину по просеиванию песка, а более крупные фракции задерживает сетка. Ожидаем, что через месяц мазут будет полностью убран", - заключила она.

По словам замруководителя отдела маркетинга всесезонного спа-курорта "Мираклеон" в Анапе Екатерины Лалетиной, обстановка на пляжах объектов сети контролируется ежедневно.

"Наша пляжная зона составляет 1,5 километра. Ежедневно в уборке берега участвовали порядка 100 сотрудников и 30 волонтеров. Также помощь оказывали сотрудники МЧС. Для ликвидации последствий использовались 4 экскаватора-погрузчика и 5 самосвалов. Также песок чистили методом ручного просеивания, установили сетки вдоль береговой линии", - рассказала она.

Эксперт подчеркнула, что сейчас весь загрязненный песок полностью вывезен с береговой линии спа-курорта.

"Если происходят новые выбросы, то мы это быстро устраняем", - добавила она.

Как рассказала Смолкина, в декабре, во время первых выбросов мазута, ситуация была тяжелой.

"Мазута было много, но нам отчасти повезло, и на фоне низкой температуры мы смогли его быстро убрать. Тогда задействовали на берегу всю команду. Сейчас пляжную инфраструктуру уже готовим к летнему сезону – убираем видимый мусор, следы загрязнения, просеиваем песок. Это надо успеть сделать до начала потепления. В целом я не вижу никаких серьезных последствий, которые могли бы повлиять на отдых туристов в Анапе", - сказала она.

В Анапе очень ждут решения Роспотребнадзора

По словам Смолкиной, в мае должно появиться заключение Роспотребнадзора и Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) о готовности пляжей и моря к летнему сезону.

"Мы, конечно, очень надеемся на положительно заключение ведомства в отношении безопасности эксплуатации пляжей, купания в море. Тогда можно будет рассчитывать на сохранение значительной части турпотока курорта", - подчеркивает Екатерина Данилова.

Положительного заключения о готовности пляжей Анапы к лету, по словам Процеповой, ждут и в санатории "ДиЛуч".

Продажи Анапы на лето восстанавливаются

Отели Анапы убирают пляжи и ждут решения Роспотребнадзора
Отельеры Анапы готовятся к коротким продажам
© Интерфакс. Сюзанна Лотфи

Как рассказала представитель туроператора "Алеан", в последние недели ситуация с бронированиями существенно улучшилась и спрос восстанавливается.

"Так, рост новых бронирований за последние недели составляет примерно 60%, на май-июнь – 18%, а вот на июль-август уже 100%. Конечно, в абсолютных цифрах это небольшой объем – сказывается эффект низкой базы", - пояснила Данилова.

Как отметила эксперт, наибольший рост спроса фиксируется по отелям с развитой инфраструктурой категории 3*.

"В любом случае нужно готовиться к коротким продажам, потому что туристы будут мониторить ситуацию и принимать решение уже непосредственно перед поездкой", - считает Данилова.

В "Жемчужине России" бронирования на лето уже есть, но их активная фаза обычно приходится на март.

"Мы ждем заезды детских групп на лето, проводим рекламную кампанию. Заявки есть с глубиной до сентября. Я очень надеюсь, что сезон состоится и пройдет успешно. Но мы ожидаем заявления Роспотребнадзора", - рассказала представитель лагеря Елена Москвина.

Турбизнес Анапы просит поддержки у государства

Отели Анапы убирают пляжи и ждут решения Роспотребнадзора
Бассейн в отеле Alean Collection в Анапе
© Интерфакс. Сюзанна Лотфи

Как отметили эксперты, пострадавшему турбизнесу Анапы необходима поддержка государства, чтобы продолжить работу в штатном режиме.

"Мы обсуждали наши предложения с администрацией. Очень надеемся, что нам окажут поддержку, как помогли и в ковидное время. Идеальный вариант – это субсидии на сохранение персонала, потому что в больших объектах самая объемная часть расходов – зарплатный фонд", - пояснила представитель "ДиЛуч" Марина Процепова.

Ранее Минэкономразвития для поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Анапы и Темрюкского района Краснодарского края, работающих в сфере туризма, предложил перенести сроки уплаты страховых взносов с 1-3 кварталов на конец 2025 года. Решение о продлении отсрочки до 2026 года может быть принято в сентябре по итогам анализа работы предприятий отрасли в летнем курортном сезоне.

В феврале власти Краснодарского края анонсировали меру поддержки для предприятий санаторно-курортной отрасли, которые находятся в Анапе и Темрюкском районе. Это специальный микрозайм в размере до 5 млн рублей, сроком до трех лет и ставкой 2% годовых. Его можно будет направить на зарплаты работникам, оплату арендных и коммунальных платежей, строительство бассейнов и благоустройство территорий.

Также Фонд микрофинансирования края внес изменения в действующие программы поддержки бизнеса. Так, по займу "Отельер" для предпринимателей ставка снижена до 3,25% годовых, а по займу "Специальный (ЧС)" введена отсрочка до года.

15 декабря в Керченском проливе потерпели крушение танкеры с мазутом "Волгонефть 212" и "Волгонефть 239", в результате чего произошел разлив топлива. При крушении были повреждены четыре танка с нефтепродуктами, в море попало около 2,4 тыс. тонн мазута. Часть мазута выбросило на побережье в районе курорта Анапа и его пригородов, были загрязнены 54 км береговой линии.

Автор Сюзанна Лотфи