Потеря багажа может стать для человека настоящим испытанием, омрачить отпуск или командировку. Рассказываем, как вернуть свой чемодан или хотя бы получить за него компенсацию.
Что делать, если авиакомпания потеряла багаж?
Не обнаружить на ленте выдачи багажа в аэропорту свой чемодан – страшный сон для каждого путешественника, отправляющегося в отпуск. Однако самое главное в этой ситуации – не паниковать и действовать строго по инструкции. Это поможет сберечь нервы и скорее найти потерянные вещи. Вот несколько шагов, которые нужно предпринять, чтобы выяснить, куда пропал ваш багаж.
1. Убедитесь, что ждете свой багаж у правильной ленты выдачи
На всякий случай перепроверьте, что находитесь у правильной багажной карусели и номер рейса на табло над ней совпадает с тем, которым вы прилетели. Также не стоит забывать, что негабаритный (горные лыжи, сноуборды, детские коляски) и хрупкий багаж (с соответствующей наклейкой) выдают у отдельной стойки, либо в специальной комнате. Также их могут разместить и где-то в зале, недалеко от багажной карусели.
Если такой стойки или комнаты нет, то можно просто обратиться к сотруднику аэропорта, который отвечает за багаж, либо представителю авиакомпании. Важно, чтобы он зафиксировал инцидент. Для этого вам предложат заполнить заявление об утере багажа (если вы в России), либо акт PIR (Property Irregularity Report) о неприбытии багажа (если вы находитесь за границей). Обязательно пишите разборчиво, а также укажите свои контакты, чтобы специалисты могли в дальнейшем с вами связаться.
Также в акте PIR обязательно прописываются:
• Данные пассажира, чей багаж оказался утерян,
• Дата перелета, рейс и номер багажной бирки,
• Описание потерянного багажа (материал, из которого сделана сумка или чемодан, его цвет, отличительные особенности, наклейки),
• Описание содержимого,
• Контакты владельца и адрес, куда доставить багаж.
Ни в коем случае не покидайте зону выдачи багажа, пока не заполните заявление о потере вещей или акт PIR, иначе потеря чемодана перестанет быть ответственностью авиакомпании.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Сколько по времени ищут потерянный багаж?
После того, как пассажир заполнит все бумаги (один экземпляр заявления или акта остается в аэропорту, другой – на руках у путешественника вместе с багажной биркой и посадочным талоном), багаж объявят в розыск. На то, чтобы его найти, у авиакомпании по закону есть 21 день, но, как правило, обнаружить потерянные вещи удается значительно раньше.
3. Ждите информации от авиакомпании
Как правило, если багаж найден, представители авиакомпании сами выходят на связь с пассажиром, чтобы уточнить, каким образом ему удобнее забрать свои вещи. Человеку обычно предлагают либо самому приехать в аэропорт за своим багажом, либо запросить доставку чемодана по нужному адресу (доставка осуществляется за счет авиакомпании).
Если же время идет, а звонков/сообщений от авиакомпании так и не поступает, стоит самостоятельно связаться с перевозчиком и уточнить, нашли ли ваш багаж. Сделать это можно, позвонив на горячую линию организации или отправив ей запрос по электронной почте.
Если срок прошел, а багаж так не нашли, его признают утерянным. В таком случае пассажир имеет право на компенсацию его стоимости.
Сумма компенсации за потерянный багаж
Размер компенсации обычно рассчитывается в зависимости от веса багажа.
• Если перелет был по России, то чаще всего выплачивается максимум 600 рублей за 1 кг.
• Если же чемодан потеряли на международном рейсе, пассажир может получить до 20 долларов США за 1 кг, если применима Варшавская конвенция, и максимум 1131 специальных прав заимствования (XDR, 1 XDR = 124 рубля на конец мая 2024 года), если применима Монреальская конвенция.
Также стоимость багажа можно попробовать рассчитать на основании содержимого чемодана, если, например, у пассажира там были какие-то ценные вещи и сохранились чеки, подтверждающие их покупку (можно также предоставить выписку из банка, если покупки совершались с банковской картой). Если же чеков нет, а вещи не новые, но не из дешевых, то их стоимость рассчитывают на основе актуальной рыночной цены аналогичных товаров, отнимая примерно 10% за каждый год износа. Всю эту информацию следует изложить в отдельной претензии к авиакомпании (информацию о том, как ее правильно составлять обычно можно найти на сайте перевозчика) и направить документ в адрес организации в течение 6-18 месяцев после инцидента (в зависимости от того, был ли перелет внутренним или международным).
Хорошо, если у пассажира остались фотографии вещей, которые он купил/взял с собой в дорогу. Эти материалы также помогут доказать наличие определенных позиций в багаже. Также важно не забыть прибавить к общей сумме и стоимость самой сумки или чемодана, ведь они сейчас тоже далеко недешевые.
Вместе с тем, перевозчик может не согласиться выплачивать компенсацию на таком основании. В этом случае можно обратиться в суд.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Какая еще компенсация положена пассажиру в случае потери багажа?
• Пассажир также может требовать от авиакомпании, чтобы ему возместили расходы, возникшие из-за несвоевременного получения багажа. Например, на покупку вещей первой необходимости, в том числе и одежды, если подходящее по погоде/ситуации одеяние осталось в чемодане. В этом случае важно сохранять все чеки, чтобы потом приложить их к претензии.
• За просрочку доставки багажа перевозчик обязан выплатить пассажиру штраф - 25% от МРОТ за каждый час промедления (за МРОТ принимают 100 рублей). В итоге размер штрафа может составить 25 рублей в час, либо 600 рублей в сутки, но не более половины стоимости билета. Чтобы получить деньги, также придется написать претензию. Вместе с тем, если авиакомпания не доставила багаж вовремя по независящим от нее причинам (например, из-за поломки самолета или нелетных погодных условий), то от штрафа она освобождается.
• Кроме того, если потерянный багаж был застрахован, пассажир имеет право на выплату от страховой компании. В этом случае необходимо направить отдельное заявление в адрес страховщика, приложив к нему все необходимые документы. Размер компенсации зависит от условий программы страхования.
Советы путешественникам: как подстраховаться от потери багажа
Полностью застраховаться от потери багажа вряд ли получится, но минимизировать риски все-таки можно. Ниже несколько советов, как это сделать:
• Выберите яркий чемодан или чехол для него (так больше шансов, что багаж не останется не замеченным, а также меньше рисков, что его случайно прихватит другой человек, перепутав со своими вещами),
• Снимите с чемодана старые багажные бирки со штрих кодами (если на сумке сохранились бирки с прошлых перелетов, то автоматическая система сортировки может запутаться и отправить вещи на дополнительную ручную проверку или на другой рейс),
• Прикрепите к чемодану специальную бирку с именем и телефоном (так проще будет найти владельца багажа),
• Приходите на регистрацию заранее (чем позднее вы зарегистрируетесь и сдадите багаж, тем выше вероятность, что он не успеет добраться до самолета),
• Если летите с пересадкой, зарегистрируйте багаж до конечного пункта,
• Возьмите в салон самолета самые нужные и ценные вещи (деньги, документы, драгоценности, жизненно необходимые лекарства, зарядки для гаджетов, возможно, одежду), чтобы в случае потери багажа не остаться совсем без всего,
• Путешествуйте налегке (только с ручной кладью), тогда и терять будет нечего.