"Московские" решения для Арктики не подходят - Надежда Замятина

Компенсировать дискомфорт в городах Арктики нужно особыми решениями благоустройства, считает ученый

© пресс-службы факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ

Москва. 2 июня. ИНТЕРФАКС – В последнее время вопросам развития Арктической зоны уделяется повышенное внимание. Недавно Президент России Владимир Путин поручил подготовить предложения по актуализации государственной политики в этих регионах и развитию инфраструктуры. О том, в каком состоянии жилой фонд Арктики, стоит ли строить дороги к "Клондайку" и можно ли создать московский уют в городах Крайнего Севера, рассказала в интервью "Интерфаксу" доцент Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Надежда Замятина.

Надежда Юрьевна, с чем связан, по Вашему мнению, повышенный интерес к регионам Арктики?

Арктика и в целом Крайний Север – стратегически важный источник доходов бюджета нашей страны. В его формировании среди прочих составляющих есть две, связанные с Арктикой, – добыча и транспортировка. Если сложить все ресурсы, оценить соответствующие налоговые поступления и рабочие места, то даже сложно представить, чем бы жила экономика страны без Арктики. Сырьевая специализация – не очень хорошая история, но по факту сейчас именно сырьевая Арктика – наша кормилица.

Среди недавних поручений президента - расселение аварийного жилого фонда в городах и поселках Арктической зоны. А каково в целом там состояние жилья?

Состояние жилья, как и все остальные параметры в Арктике, сильно различаются от города к городу: Арктика не является каким-то единым, однородным пространством. Однако в большинстве городов состояние жилья плохое, и связано это с их историей.

Самая тяжелая ситуация там, где с советского времени практически не велось жилищного строительства. В 1990-е годы многие северные города, как и вся страна, пережили экономический кризис, и в некоторых случаях, по сути, так и не восстановились. Изменились экономические условия, рост прекратился, прекратилось строительство. И сейчас практически весь жилой фонд проблемный – как, например, в Игарке.

Стоит напомнить, что в советское время города здесь строились наспех, большинство жителей селилось во временном жилье – в балкАх, бараках, в так называемых "бочках" (цилиндрический тип жилья). Сегодня "бочки" и бараки, в основном, уже расселены. Но остаётся много двухэтажных деревянных строений – тогда они задумывались как временные, для быстрого снятия жилищного дефицита в период массового строительства новых городов в 1970—80-е годы. Но вот стоят они до сих пор, и уже практически пришли в негодность.

Есть и иные специфические проблемы, связанные, например, с климатом: в районах, где распространены многолетнемерзлые породы, некоторые дома повреждены из-за деградации вечной мерзлоты, в них жить опасно, и случаи расселения жилых домов из-за угрозы обрушения в Арктике – не редкость.

То есть жилье вообще не обновлялось?

Безусловно, есть места, где реновация прошла точечно, – как например, на Чукотке при губернаторстве Романа Абрамовича; однако в сельской местности уже и эти дома периода реновации сегодня нуждаются в ремонте. Помимо этого, вполне современное жилье строилось в нефтегазовых городах Западной Сибири, причем даже 1990-е годы.

Расскажите, каковы особенности жилищного строительства в этой зоне?

В Арктической зоне есть несколько специфических районов, где строительство, действительно, осложнено природными и географическими условиями. Например, при строительстве на многолетнемёрзлых грунтах нередко применяется метод "вмораживания" свай в почву, в мерзлоту. Однако из-за потепления или ошибок в процессе эксплуатации мерзлота тает, и появляется опасность разрушения построенных на ней зданий и сооружений.

Помимо этого, даже если нет мерзлоты, дополнительные затраты застройщика связаны с необходимостью предусматривать более серьезное, чем в среднем по стране, утепление строений.

Еще одна проблема связана с экономическими условиями – доставка стройматериалов в эти районы фактического бездорожья обходится чудовищно дорого.

Скажите, а можно ли, используя новейшие технологии, возводить в этих регионах дома, не зависящие от природных условий?

В идеале здесь не должно быть привычного типового панельного строительства, но при этом должны быть разработаны особые варианты домов – из легких конструкций, с ослабленным давлением на грунт, к тому же надежные и теплые. Создание таких типов домов – настоящий вызов для наших архитекторов и планировщиков, который предъявляет им Арктика. В зарубежной Арктике, например, я встречала дома из полимерных материалов: они поставляются в виде порошка и уже на месте разводятся водой и приобретают необходимый объем. Весь комплект стройматериалов для одного такого дома помещается в самолете типа нашего АН-2.

При этом необходимо ещё учитывать, что при строительстве в зоне распространения многолетнемёрзлых пород должны использоваться особые технологии, а также обязательно нужно проводить мониторинг состояния грунтов и несущих конструкций: мерзлота – она, считай, живая, "дышит", поэтому прочно построить на ней, "раз и навсегда" практически невозможно.

А можно ли в таком случае вообще говорить о формировании комфортной городской среды в Арктической зоне?

Условно и относительно. Например, в прошлом году начало июня я встретила в Новом Уренгое. Так вот, 1 июня был не просто снегопад – пурга была настолько сильная, что автодорогу на Ямбург закрыли из соображений безопасности. Тут уж, какую плитку на тротуар не клади, – о комфорте говорить не приходится. Кстати, именно поэтому в советские годы говорили, что бытовой комфорт на Севере должен быть на более высоком уровне, чем в среднем по стране – в качестве компенсации природного дискомфорта.

Есть и чисто психологическая проблема. За десятилетия освоения северных территорий и у нас, и за рубежом накоплено немало вариантов специальных решений для Севера – и в строительстве, и в благоустройстве. Однако люди и здесь подсознательно ориентируются на общепринятые образцы: сделайте мол, "как в Москве". А "московские" решения не подходят для этих условий, их внедрение там и дорого, и непрактично. Но современные представления о комфорте у людей именно такие, они ожидают не просто комфорта, а именно "московского", и это тоже является дополнительным фактором, затрудняющим обеспечение комфорта на Севере. Поэтому попытка повторить в Арктике что-то похожее на Москву, невзирая на местные условия, – большая глупость. К Арктике нужно относиться с уважением, с учетом местной специфики.

Для этих территорий очень актуален транспортный вопрос… Насколько остро он стоит в этих регионах?

Ситуация в Арктической зоне разная: так, в западной части есть нормальные железные и автомобильные дороги, ситуация не столь резко отличается от основной зоны расселения; различия, по сути, только в расстоянии.

А для "бездорожных" районов транспорт – вопрос жизни и смерти, и это буквально так, когда речь идет о подвозе продовольствия и топлива. Здесь возможен только авиационный и водный транспорт.

Поэтому и нужны инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры – строительство мостов и дорог снизит стоимость и повысит скорость завоза грузов, тем самым улучшит качество жизни местных жителей. Хотя, надо признать, драйвером каких-то радикальных прорывов в экономике послужить не сможет.

Все самое интересное читайте в нашем телеграм-канале "Интерфакс-Недвижимость".

Последнее из рубрики