Туризм / Интервью 11 декабря 2025 г. 14:57

Дмитрий Сидорович: "Мы уже поменяли ПО на 11 канатных дорогах, теперь они не зависят от производителей из Европы"

В этом году в Тверской области группа компаний "Васта" запустила первый в России завод полного цикла по производству высокоскоростных канатно-транспортных систем "Тверьканатдор". Это новая производственная площадка компании "Руслет". Предприятие уже производит новые подъемники по заказу российских курортов и детали для замены вышедших из строя узлов на действующих дорогах ушедших из России европейских производителей. Гендиректор "Руслет" Дмитрий Сидорович рассказал порталу "Интерфакс-Туризм", сколько российским курортам нужно современных канатных дорог, когда будет произведена первая отечественная дорога с отцепляемым зажимом, и что оказалось самым сложным в организации такого производства после ухода "большой тройки" европейских производителей.

Дмитрий Сидорович:
© Пресс-служба компании "Руслет"

- На какой стадии сейчас находится процесс импортозамещения в производстве канатных дорог?

- Когда европейские производители ушли из России в 2022 году, они не просто ушли, а попытались остановить свои дороги. Поэтому нашей первой задачей было избавиться от зависимости от европейских производителей, чтобы дорогами можно было управлять из России, а не из штаб-квартир компаний в Европе. Сложность здесь в том, что программное обеспечение канатных дорог необходимо обновлять каждые три года, без этого они начинают выходить из строя и становятся бесполезной грудой железа. Нам эту задачу удалось решить путем создания собственной компании по разработке программного обеспечения для канатных дорог "Руслет-Автоматизация". Сейчас мы уже заменили ПО на 11 российских дорогах, в том числе на таких курортах, как Роза Хутор в Сочи, Большой Вудъявр в Мурманской области, в Москве, на курортах Северного Кавказа, в том числе на курорте Мамисон.

Следующим этапом стал запуск первого в России завода полного цикла по производству современных канатных дорог с отцепляемым зажимом, не уступающих по качеству европейским. Полный цикл обозначает, что все узлы и комплектующие наших подъемников делаются на нашем заводе из материалов российского производства. На заводе уже работают две смены сотрудников, сейчас это порядка 200 человек. При выходе на полную производственную мощность это будет порядка 350-370 человек. И это не просто рабочие места, а высокопроизводительные рабочие места. То есть рабочие места, где работают специалисты высшей квалификации.

Канатная дорога состоит из 20 тысяч деталей и компонентов. Мы сотрудничаем со 150 отечественными производителями, вместе разрабатываем новые материалы, вместе налаживаем производство тех или иных деталей, чтобы они соответствовали всем действующим нормам и правилам. Наши партнеры обновляют станочный парк, повышают квалификацию сотрудников, получают государственную поддержку.

- Какова расчетная производительность завода и когда вы планируете произвести первую полностью российскую дорогу?

- Производственная мощность завода составляет 15 канатных дорог в год. Это легко должно покрывать ежегодную потребность российских курортов в новых дорогах. Сейчас мы на 90% произвели первую канатную дорогу для курорта Роза Хутор. Добавлю, что завод рассчитан не только на производство собственных канатных дорог, но и локализацию деталей и узлов для дорог европейских производителей, которые работают в России. Ассортимент запасных частей на сегодняшний день составляет 600 позиций и продолжает расширяться.

- Вы сказали, что завод производит дороги с отцепляемым зажимом. Что это такое?

-  Это самая современная на сегодня технология в сфере строительства подъемников. Отцепляемый зажим – специальное приспособление, с помощью которого подвижной состав (кабина или кресло) крепится к несуще-тяговому канату. На подходе к станции зажим отцепляется, и кабина или кресло переводится на шинный конвейер, благодаря чему скорость движения снижается до 0,5 метров в секунду. Это дает возможность всем пассажирам спокойно зайти или выйти. Особенно это важно для маломобильных групп населения: семей с детьми, инвалидов, пожилых людей. И если мы говорим о больших кабинах, то людям нужно время, чтобы в них зайти или выйти. Поэтому только система отцепляемого зажима позволяет за счет медленного движения кабин или кресел по станции осуществить комфортную посадку.

Когда кабина или кресла покидают станцию, они возвращаются на основной канат, который идет с максимальной скоростью 5-6 метров в секунду. Поэтому дороги этого типа называются высокоскоростными. Если их сравнить с технологией фиксированного зажима, там подвижной состав не замедляется на станциях и продолжает двигаться со скоростью несуще-тягового каната, обычно это около 2,5 метров в секунду. На практике это приводит к тому, что лыжники должны в них практически запрыгивать.

- Можете оценить, какова сейчас на российских курортах доля таких современных дорог и сколько их еще нужно?

- По официальным данным, в России сейчас эксплуатируется около 400 подвесных пассажирских канатных дорог, из которых порядка 150 – это канатные дороги с отцепляемым зажимом. В основном они были построены в период строительства олимпийских объектов к зимним играм 2014 года на курортах горного кластера Сочи. Плюс такие дороги есть на Северном Кавказе, где развиваются курорты Архыз, Эльбрус, Домбай, и в Кировске.

Но две трети дорог – это очень старые объекты, которые работают больше 20 лет. И мы знаем, что были вот буквально за последнее время, к сожалению, два трагических случая. Последний – в сентябре на Эльбрусе, где из-за поломки старой однокресельной канатной дороги, которая не имеет никаких систем безопасности, трос слетел с ролика одной из опор и кресла с людьми упали на скалы. На современной дороге такое невозможно. Если есть какие-то проблемы, ее просто невозможно запустить, так как там сложная компьютерная система с множеством датчиков безопасности. На тех дорогах, которые мы перевели на свое ПО, мы в режиме онлайн видим, как они работают, когда включились-выключились, какая скорость движения, сколько пассажиров и т.п. Все эти данные легко собрать и передать заказчику.

- Многим курортам, наверное, не по карману ставить современные дороги, так как это стоит недешево?

- Сегодня у Минпромторга действует программа поддержки отечественных производителей, в рамках которой они дают покупателям скидку 20% на российское оборудование. Плюс есть 141-е постановление, по которому предоставляются льготные кредиты на обновление инфраструктуры. И если у курорта хороший менеджмент, и есть планы на будущее, он понимает, что оборудование нужно все равно обновлять, потому что наши туристы привыкли к качественным подъемникам на европейских курортах. Это тоже часть сервиса в горах.

Государство сегодня предлагает целый пакет мер поддержки, которыми можно воспользоваться. И сейчас мы ведем переговоры с несколькими курортами, которые на этапе рассмотрения заявок как раз воспользовались этими мерами.

- Где российские курорты сегодня покупают подъемники?

- Кто-то пытается купить подержанные европейские, но в основном покупают в Китае. Однако китайские производители используют скопированную технологию европейских компаний пятнадцатилетней давности, которую трудно сертифицировать в России. Только за последний год, насколько я знаю, китайские производители получили достаточно высокий процент отрицательных заключений Главгосэкспертизы, и есть заказчики, которые попали в ситуацию, когда их проектная документация не соответствует ФНП (федеральные нормы и правила). Среди причин – качество металла, закладывание в проекты более низкого среднего веса пассажиров, отсутствие схожей с Европой системы сертификации и проверки узлов канатных дорог под нагрузкой. Наконец, программное обеспечение, а значит и система управления не на русском языке. В России очень четко прописаны ФНП в сфере производства опасных производственных объектов, которым, как я уже говорил, является канатная дорога.

- Что показалось вам наиболее сложным в реализации этого проекта?

- Главная сложность – в том, что у нас, по сути дела, вообще отсутствовала индустрия производства современных канатных дорог. В современной России никто их не строил и даже попыток не было. У нас было преимущество в том, что уже существовало совместное предприятие со швейцарской компанией Bartholet, и мы смогли использовать технологии, которые в рамках правопреемственности получили от бывшего партнера. Но в основном все пришлось делать с нуля. Полтора года подбирали производителя стали. Огромная проблема – кабельная продукция. Совместно с "Северсталь-метиз" разработали собственный несуще-тяговый канат, и сейчас мы больше не импортируем такие канаты из-за границы, а производим совместно с "Северсталью" по нашей технологии. В России вообще не было производства планетарных редукторов, мы их разработали совместно с Уралмашем. Аварийный привод разработали с Ярославским моторным заводом. Программно-аппаратный комплекс, АСУ ПО разработали самостоятельно. Итогом этой работы стало то, что мы внутри группы "Руслет" полностью локализовали весь процесс от проектирования до производства и ввода объектов в эксплуатацию.

- Сколько времени занимает постройка одной дороги и сколько она стоит?

- Не существует двух одинаковых канатных дорог. Все зависит от технических характеристик, а они, в свою очередь, определяются рельефом местности и режимом использования, пассажиропотоком, периодичностью эксплуатации. Например, на горные курорты ездят не только горнолыжники зимой, но и обычные туристы летом. Они используют дорогу не только для подъема вверх, но и спуска вниз. Все это влияет на технологические особенности и проектирование объекта, стоимость и сроки производства.

- Какую поддержку ваш проект получил от государства?

- Конечно, наш завод невозможно было бы построить, если бы не было государственной поддержки от Минпромторга, Фонда развития промышленности. Мы получили льготный кредит порядка 4,5 миллиардов рублей. Строительство, установка станков, - все это в полном объеме выполнено за счет привлечения льготных кредитных программ. Благодаря этим мерам мы сумели построить в столь короткие сроки завод, который может конкурировать с производствами "большой тройки" европейских производителей – Doppelmayer, Poma, Bartholet.

- Где вы берете кадры для производства?

- Мы запустили совместно с МГТУ им. Баумана и Московским Политехническим университетом стипендиальную программу, в рамках которой отправляем на учебу на профильные кафедры выпускников школ из Тверской области, берем на себя расходы за обучение выплачиваем ребятам стипендию. Эти дети через несколько лет придут к нам на практику, а затем и на работу. И мы видим огромный потенциал в этой программе, потому что люди понимают, что они учатся не просто для того, чтобы получить диплом, они понимают, чем будут в жизни заниматься. Это очень важная работа. Мы хотим, чтобы талантливые дети не уезжали из Тверской области, а возвращались домой после учебы. Чтобы у них была мотивация вернуться в свой регион и работать на благо малой родины. У нас уже успешно работает целая группа выпускников Бауманки.

Самое важное и интересное"Интерфакс-Россия" в МАХ