Новосибирск. 30 октября. ИНТЕРФАКС - Ученые Новосибирского государственного технического университета НЭТИ (НГТУ НЭТИ) предложили способ предотвращения аэроупругих колебаний пролетных строений мостов и их элементов, сообщает пресс-служба вуза.
Отмечается, что даже при ветре скоростью всего 12-15 м/с могут возникать опасные колебания пролетных строений, с подобной проблемой столкнулись, например, на мостах в Барнауле и Волгограде.
"Решением этой задачи занимаются ученые во всем мире. Мы после ряда исследований на схематических устройствах в аэродинамической трубе предложили в качестве решения проблемы специальные гасители (щитки, спойлеры), которые разрушают "дорожку Кармана" - регулярную цепочку вихрей, возникающих при обтекании конструкции мостов, и обеспечивают устойчивость всего сооружения", - приводятся в сообщении слова завкафедрой аэрогидродинамики НГТУ НЭТИ Сергея Саленко.
В 2025 году разработаны гасители, которые мостостроители будут использовать при монтаже второй очереди моста в Волгограде, а также для подвесок эксплуатируемого арочного моста, на которых часто наблюдаются аэроупругие колебания.
Щитки устранят колебания подвесок и обеспечат безопасность эксплуатации конструкции массой несколько тысяч тонн. В настоящее время устройства для гашения вызванных ветром колебаний подвесок моста проходят процедуру патентования.
"Для различных мостов форма и расположение щитков индивидуальны - они подбираются экспериментально при продувках в аэродинамической трубе. В результате этого практически устраняются аэроупругие колебания, соответственно, в конструкции не возникают трещины и усталостные повреждения", - цитирует пресс-служба заместителя заведующего кафедрой аэрогидродинамики НГТУ НЭТИ Александра Обуховского. Он добавил, что ученые проводят плановую переаттестацию аэродинамической трубы Т-503 в НГТУ НЭТИ.
Более 900 новых молодежных лабораторий появилось в РФ с 2018 года - исследование