Interfax-Russia.ru - Межмузейная выставка "Александр III и Чайковский. Царь и композитор" открылась в музее-заповеднике "Гатчина", передал корреспондент "Интерфакса".
Свыше 300 экспонатов разместились в десяти залах центрального корпуса Гатчинского дворца. Выставка приурочена к 185-летию со дня рождения Петра Чайковского и 180-летию со дня рождения императора Александра III и посвящена их взаимоотношениям и влиянию на культурную жизнь XIX века.
"Гатчинский дворец - это место, где жили люди, пусть люди и непростые. И наш посетитель все больше и больше интересуется именно судьбами этих людей. Две юбилейные даты навели нас на мысль как раз в русле размышлений, которыми мы сейчас заняты, о личности императора Александра III - как он жил, кто на него влиял, на кого он влиял как человек, и как затем эти человеческие влияния влияли на жизнь всей страны", - сказал директор музея-заповедника Василий Панкратов.
Как отметила научный руководитель ГМЗ "Гатчина" Александра Фарафонова в ходе пресс-тура, организованного "Интерфаксом", в судьбах Чайковского и Александра III можно проследить параллели: по характеру оба были застенчивы, необычайно работоспособны, при этом Чайковский не планировал быть музыкантом, а закончил училище правоведения и поначалу служил в Министерстве юстиции, а Александр III не собирался становиться императором, планировал помогать старшему брату Николаю Александровичу.
"Они встречались всего один раз, но тем не менее их судьба была связана всегда. Александр III необычайно любил Чайковского. Есть трогательные воспоминания Сергея Дмитриевича Шереметева, который пишет о 1893 годе, когда здесь, в Гатчинском дворце, в один из тоскливых осенних вечеров исполняли музыку для императора. Среди произведений было и несколько композиций Чайковского. Александр III просил повторить их снова и снова. И уже на следующий день они узнали, что именно в эти часы умирал Петр Ильич Чайковский", - сказала Фарафонова.
По ее словам, выставка повествует о театре XIX века, хотя задачи рассказать о всем творческом пути Чайковского перед кураторами не стояло. Она затрагивает крупные произведения композитора. Посетители могут пройти по залам, посвященным опере, балету, игре, духовной музыке.
Среди экспонатов представлены подлинное коронационное кресло Александра III, его мундир, платье императрицы Марии Федоровны, костюм, принадлежавший Чайковскому, а также декорации, которые позволят понять, каким был театр XIX века, фрагменты партитур, эскизы арий, программки, подлинные костюмы, например, кафтан и кюлоты вельможи-охотника из балета "Спящая красавица", костюм Кофейного зерна из "Щелкунчика". В одном из залов представлен портрет Марии Петипа, дочери Мариуса и первой исполнительницы партии Феи Сирени.
Для выставки подготовили аудиоспектакль: посетители смогут взять наушники в первом зале и пройти по выставке, слушая фрагменты музыкальных произведений.
Завершается выставка камерным залом, где выставлен единственный экспонат - драгоценные пуанты первой исполнительницы Авроры в "Спящей красавице" и феи Драже в "Щелкунчике" Антониетты Дель-Эра. Пуанты, на которые, по словам кураторов, "страшно дышать", предоставлены Академией Русского балета им. Вагановой.
Всего 21 учреждение предоставило свои коллекции для выставки. Среди партнеров и участников - Санкт-Петербургская академическая филармония им. Шостаковича, Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник Чайковского в городе Клин, Архивный комитет (ЦГАКФФД и ЦГИА), Государственный мемориально-архитектурный комплекс "Музей-усадьба П.И. Чайковского" (Воткинск), Музей театрального и музыкального искусства, Александринский театр и Театральная библиотека, музеи-заповедники "Павловск", "Петергоф" и "Царское Село".
Выставка продлится до 12 апреля 2026 года.
Самое важное и интересное — "Интерфакс-Россия" в МАХ
Архангельск до 2031г планирует расселить более 200 тыс. кв. м. аварийного жилья в рамках КРТ
Выставка о Чайковском и Александре III открылась в Гатчинском дворце