Россия / Россия и мир 25 ноября 2020 г. 15:21

РФ запросила у Польши данные о разговоре Качиньского с братом перед крушением самолета

Москва. 25 ноября. ИНТЕРФАКС - Генеральная прокуратура РФ направила запрос о правовой помощи в министерство юстиции Польши по делу о крушении самолета Ту-154 президента Леха Качиньского в районе Смоленска в 2010 году, сообщил "Интерфаксу" официальный представитель российского надзорного ведомства Андрей Иванов.

По его словам, поводом для запроса послужили распространившиеся в СМИ Польши новые сведения по делу.

"Так, по данным журналистов одного из местных изданий, погибший президент Польши и его брат Ярослав Качиньский говорили по спутниковой связи во время полета незадолго до крушения самолета. В ходе данного разговора, запись которого включена в материалы польского уголовного дела, затрагивался один из аспектов осуществления полета", - пояснил Иванов.

"С учетом того, что данная информация требует оценки со стороны российских следственных органов, у польской стороны запрошены фонограмма и стенограмма упомянутого телефонного разговора", - отметил представитель Генпрокуратуры.

При этом он подчеркнул, "что у российской стороны не остается сомнений относительно причин авиакатастрофы".

"Все собранные российским следствием данные свидетельствовали об ошибках в действиях экипажа, который принял решение продолжить посадку в условиях отсутствия видимости", - заключил Иванов.

В польской прессе давно циркулирует версия о некоем разговоре братьев Качиньских, в ходе которого Ярослав настоятельно советовал своему брату, президенту Леху Качиньскому, садиться именно в Смоленске, несмотря на сложные метеоусловия.

В частности, в интервью польской газете "Газета Выборча" бывший судья Войчех Лончевский заявил, что знал содержание этого разговора, но он был засекречен.

"Я считаю, что общественность должна ознакомиться с этой стенограммой, чтобы сформировать представление, на что способен Ярослав Качиньский", - сказал экс-судья.

По его словам, "запись этой беседы была случайно приобщена к материалам расследования организации полета в Смоленск". "Кто-то сделал слишком много копий основных материалов дела. После вынесения вердикта эти документы (под грифом "совсекретно") поступили в окружную прокуратуру Варшавы", - отметил Лончевский.

Он подчеркнул при этом, не знает, что было с этими документами потом.

На вопрос, почему эти важные сведения не были обнародованы, бывший судья ответил: "Трудно сказать. Из суда такая информация никогда не просачивалась. Однако я считаю, что необоснованным было присвоение какого-либо грифа секретности этой стенограмме".

По мнению Ланчевского, "если бы общественность узнала содержание разговора братьев Качиньских, то она совершенно иначе оценила бы происходившее после 10 апреля 2010 года", то есть после авиакатастрофы.

На вопрос, какое у него представление о Ярославе Качиньском после ознакомления с записью их разговора с братом, польский судья ответил: "Принимая во внимание, как он себя вел после 10 апреля 2010 года, это крайне циничная личность".

Со своей стороны официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко сообщила журналистам, что ведомство также "направило запрос о правовой помощи в компетентные органы Польши для изучения открывшихся фактов".

"Для российской стороны принципиально важно не оставить без ответа ни один вопрос, касающийся этой трагедии. Россия всегда была максимально открыта к взаимодействию по данному вопросу и объективна в своем расследовании", - заявила Петренко.

Самолет Ту-154М, на котором Лех Качиньский с делегацией летел в Смоленск, разбился при посадке 10 апреля 2010 года в условиях густого тумана. Погибли восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе Качиньский.

В 2018 году российские следователи пришли к заключению, что именно ошибка экипажа привела к крушению. Официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко сообщала, что "все иные версии, в том числе высказанные польской стороной, были тщательно проверены, в частности, версия о взрыве проверялась в числе первоочередных и своего подтверждения не нашла".

К аналогичному выводу пришли и в Межгосударственном авиационном комитете (МАК).

Польская сторона настаивает на причастности к катастрофе российских диспетчеров.