Поволжье / Эксклюзив 8 декабря 2025 г. 17:23

Министр культуры Татарстана Ирада Аюпова:

"Культура - это институция развития человеческого капитала"

О главных событиях культурной жизни Татарстана в уходящем году и о том, что предстоит в наступающем 2026, "Интерфаксу" рассказала министр культуры региона Ирада Аюпова.

© Пресс-служба министерства культуры РТ. Елена Наумова

- Ирада Хафизяновна, год подходит к концу. Выделите, пожалуйста, ключевые события 2025-го.

- Для меня в первую очередь 2025 год прошел под знаком 200-летия со дня рождения Каюма Насыри. К юбилею татарского ученого, просветителя, писателя, основоположника современного татарского языка было приурочено открытие новых музейных экспозиций, выпуск документального фильма "Соединяющий миры", повествующего о человеке, который проложил множество культурных мостов, и в первую очередь лингвистический между татарами и русскими. Наряду с Шигабутдином Марджани он один из первых начал формировать путь становления современного Татарстана, в том числе в вопросах восприятия ислама. Он был этнограф, писатель, языковед, но в первую очередь он был провидцем и понимал, куда нужно двигаться.

Второе значимое событие уходящего года - это, безусловно, открытие нового здания Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала. Это инфраструктурный объект. И здесь дело не в постройке, а в том, что это абсолютно новый уровень культурной институции, - она существенно больше, чем театр. Если раньше в театре доминантой были труппа и действие, происходящее на сцене, и был некий барьер со зрителем, то сегодня его нет. Залы в театрах трансформируемые, и зритель в них становится соучастником процесса, происходящего на сцене. Поэтому для нас вызов сегодня - адаптировать традиционную, исторически сложившуюся институцию к современным реалиям.

Ну и третье значимое событие этого года, которое, наверное, определит наш будущий год, - присвоение Казани статуса культурной столицы исламского мира. У нас будет прекрасная возможность продемонстрировать путь сохранения культурного кода сквозь призму конфессионального аспекта.

- Вы упомянули об открытии нового здания театра Камала. Расскажите, обжилась ли труппа там, все ли им нравится, всем ли пользуются?

- К нам недавно приезжали коллеги-театралы, руководители театров из других регионов России и очень удивились тому, что прошло меньше года, а театр такой обжитой. Потому что видно, что люди вовлечены в дело и уже воспринимают это пространство как свое родное.

Там уже девять премьер состоялось. До конца года ожидаем еще две новые постановки.

Сегодня в здании работают все четыре спроектированных пространства, причем бывают дни, когда они задействованы одновременно. Кроме того, в новом здании проводятся экскурсии, они тоже имеют свой трафик и временные слоты.

Самое массовое мероприятие, которое мы там провели, - это был День родного языка. Впервые на одной площадке в день рождения великого татарского поэта Габдуллы Тукая мы собрали более 25 тыс. человек. Этот праздник продемонстрировал нашу готовность к адаптации традиционной татарской культуры к современному миру. Праздник прошел, мне кажется, во всех интерьерах очень хорошо. То есть, нет примеров нереализованности в новом здании театра каких-либо начинаний или задумок.

У нас еще много планов. Планируется запуск детской комнаты, в которой родители на время спектакля смогут оставить своих детей, идет проработка детских программ.

В новом здании театра очень хорошая механика сцены, технические и сценографические возможности. И я надеюсь, что стремление искать новые аспекты сценографии не угаснет и подарит нам много очень завораживающих мгновений.

- Спрос на представления в театре Камала высокий, даже стоимость билетов не пугает посетителей. Скажите, изменился ли зритель?

- Нас радует, что аудитория театра увеличилась. Билеты на спектакли, действительно, не самые дешевые, но они востребованы. Стали приходить люди, которые не владеют татарским языком. То есть, они идут посмотреть именно на театральное искусство, спектакль вне зависимости от языка, на котором он поставлен. Очень многие слушают спектакли через наушники, раза в два-три увеличилось количество таких людей. То есть это новая для нас целевая аудитория. Есть и случайные зрители, которые приходят посмотреть новое красивое пространство, а заодно смотрят спектакль. И нам важно, чтобы они вернулись.

Сегодня для театров важна бизнес-аналитика. Это новое направление деятельности наших театров. Так, онлайн-продажа билетов дала новые инструменты для получения определенной аналитики. Очень действенный инструмент работы с целевыми аудиториями - адресное таргетирование, которое позволяет понять, какие слоты у нас не заполнены, чтобы выстраивать программы развития за счет выпадающих сегментов.

Например, сегодня драматические театры стали очень активно формировать предложения для маленьких зрителей, то есть ставить спектакли для семейного просмотра. У Казанского академического русского большого драматического театра им. В.И. Качалова все больше предложений в этом сегменте. И Театр Камала планирует на будущий год создавать постановки для семейного просмотра. Будут ставить там "Туган батыр" и другие истории.

- Театралы отмечают сложности с приобретением билетов на спектакли. Их практически нереально купить в Театр оперы и балета, особенно перед Новым годом, в театр кукол, театр Камала, филармонию и цирк. Как вы можете объяснить такой ажиотаж? Возможны ли какие-то изменения в билетной политике?

- Сегодня мы играем на пределе заполняемости залов. Но нас это радует, потому что самое страшное для артиста - играть перед пустым залом. Смотрите, как стремительно по всей стране разбираются билеты. Это свидетельствует, что уровень благосостояния наших граждан растет.

Вместе с тем по доле социальных программ и льготных бонусов мы одни из лидеров по стране. Например, у нас для школьников посещение музеев бесплатное. Есть льготы для многодетных семей. Мы стараемся выдерживать ценовую вилку, чтобы искусство было доступно всем категориям.

Сегодня выигрывают те, кто заранее планирует свой культурный досуг. Горизонт планирования должен быть полтора-два месяца. Не всегда это получается, но тем не менее. Сегодня мы живем и работаем в таком контексте. И так, кстати, не только в Татарстане.

- Теперь в старом здании театра Камала расположился театр драмы и комедии Тинчурина, а в здании Тинчуринского театра - ТЮЗ. Они сохранят свои локации?

- Театр Тинчурина уже полностью переехал в здание на улице Татарстан, 1 (старое здание театра Камала), и он там останется. Интересно, что спектакли, которые шли у них в здании на улице Горького с неполной загрузкой, стали аншлаговыми на новой площадке. Перепрошивка произошла в деятельности театра, очень многие это отмечают. У них даже актерская игра поменялась очень сильно.

Театр юного зрителя (ТЮЗ) переехал в здание Тинчуринского театра на период ремонта в своем здании. Я думаю, что к концу театрального сезона работы завершатся и новый сезон они уже начнут на своей площадке.

У ТЮЗа много проектов вне своей площадки. Например, действие спектакля "Мы. Трамвай. Любовь" проходит внутри реального трамвая. А некоторые спектакли для маленьких зрителей проходят в музейных локациях. И это очень интересное направление - театрально-музейная педагогика. Она тоже имеет большие перспективы. И мне кажется, что эти локации оставлять нельзя.

- В этом году Казань впервые стала местом проведения церемонии вручения "Золотой Маски". Планируется ли еще принимать и проводить в городе подобные мероприятия?

- "Золотая маска" прошла за пределами столиц Москвы и Санкт-Петербурга впервые в истории этого фестиваля. И я знаю, что сейчас целая очередь выстроилась из городов, которые хотят принять у себя это событие. Было волнующе, мы до сих пор получаем теплые отзывы, коллеги делятся своими воспоминаниями о церемонии и говорят, что им было комфортно работать на нашей площадке.

На фоне крупных федеральных событий мне важно не оставлять без внимания наши собственные, как, например, фестиваль "Навруз". В этом году он прошел очень успешно, а в будущем году у нас планируются интересные хедлайнеры, в том числе из Малайзии, Ирана.

- Как продвигается реализация проекта создания Центра народно-художественных промыслов и мастеров на базе здания казанского ЦУМа? На какой он стадии? Уже известно, сколько там будет представлено мастеров, какие они будут представлять промыслы?

- Список мастеров сейчас формируется. Мы практически со всеми ними находимся на прямой связи.

Будет две концепции: мастерские, где ремесленники смогут присутствовать на постоянной основе (таких у нас на сегодняшний день 64 мастера), и мастерские так называемого общего доступа по основным ключевым направлениям: гончарные, по дереву, по металлу и др., которые можно будет арендовать на время, чтобы попробовать себя в роли мастера народного, традиционного промысла.

Нужно сделать так, чтобы изделия ремесленников были, с одной стороны, максимально доступны для жителей Татарстана и гостей, а с другой - чтобы объем произведенной продукции позволял мастеру обеспечить себя. Решаем вопросы сбыта продукции на маркетплейсах. Там нужна линейка товаров, которая должна быть постоянно в наличии.

Производство товаров - это очень больная тема для мастеров традиционных промыслов, они делают все под заказ, материалы достаточно дорогие, промысел может оказаться экономически несостоятельным. В целом это тонкая история, очень сложная финансовая модель. Для нас это большой вызов. Важно, чтобы мы работали на доверии, поддерживая друг друга. Формирование этого сообщества - это одна из миссий, наверное, этого центра.

- А когда ждать открытия?

- У нас срок стоит - весна будущего года, очень надеюсь, что успеем.

- В ноябре стало известно об отмене акции "Бесплатный вторник" в музеях Казанского Кремля и других музеях Татарстана. Теперь бесплатный вход предусмотрен только для отдельных льготных категорий граждан. Что послужило основанием для отмены этой акции?

- Эта программа действовала почти пять лет и просто исчерпала себя. Сейчас мы говорим о более адресном подходе к определению льготных целевых аудиторий. Мы сохранили бесплатное посещение музеев для школьников, многодетных семей, семей участников СВО.

Сейчас отрабатываем программы, которые будут адаптированы для лиц серебряного возраста, чтобы удовлетворить их запросы.

- Каких новых проектов ждать от Минкультуры Татарстана в следующем году?

- Мы хотим сделать акцент на музейной педагогике. С Национальным музеем Татарстана будем создавать школы развития музея, музейно-образовательные и музейно-просветительские центры. Это действительно очень важная тема. Культура - это институция развития человеческого капитала. Если не будем сегодня думать о наших детях, если не будем развивать их, то, конечно, проиграем в будущем как страна, как цивилизация.

Широкий кругозор определяет мышление, креативность человека. Мне кажется, культура сегодня должна работать именно на то, чтобы дети всесторонне развивались, учились думать самостоятельно, чтобы не становиться заложниками "цифровых" тенденций, умели выдерживать конкуренцию с ИИ.

Для этого, собственно, и нужно создавать институции, которые будут заниматься личностным развитием детей через инструменты культуры, в том числе музейной педагогики.

Самое важное и интересное"Интерфакс-Россия" в МАХ