Эксклюзив 5 сентября 2014 г. 19:37

Председатель Комитета по конкурентной политике Московской области М.Фомин: "Подобной подмосковной Единой торговой площадки нет ни в одном регионе России"

Председатель Комитета по конкурентной политике Московской области М.Фомин: "Подобной подмосковной Единой торговой площадки нет ни в одном регионе России"

До конца 2014 года в Московской области планируется создать Единую торговую площадку, на базе которой будут проводиться все виды торгов. Председатель комитета по конкурентной политике региона Максим Фомин рассказал "Интерфаксу" о том, какие преимущества даст работа в этой системе подмосковным предпринимателям и заказчикам.

- Итак, какие конкретно виды конкурентных процедур будут проводиться на базе Единой торговой площадки Московской области?

- Начиная эту работу, мы проанализировали, сколько торгов вообще проводится на территории Подмосковья. Получилось порядка 10 видов - это аренда и приватизация имущества, земельных участков, развитие застроенных территорий, участие в государственно-частном партнерстве, концессионные соглашения, пользование недрами и так далее. Плюс, естественно, закупка товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц в рамках федерального закона №223. О каких юрлицах идет речь? - Это государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также организации сферы ЖКХ. Было принято решение объединить все эти виды торгов общей методологией, создав Единую торговую площадку.

- Что на практике будет представлять собой эта система?

- Важно понимать, что Единая торговая площадка – это, образно говоря, не комната, где представитель комитета будет стучать аукционным молотком, а целый комплекс мер, направленных на централизацию и открытость торгов.

В рамках данной системы мы создаем Единый портал торгов Московской области – сайт, предназначенный для предпринимателей и заинтересованной общественности. Для первой категории здесь будет размещена интерактивная карта региона, с помощью которой можно посмотреть все торги, которые проводятся в том или ином муниципальном образовании. Для второй – планируется предусмотреть механизм обратной связи и форума, которые позволят осуществлять контроль над конкурентными процедурами.

Помимо этого, пройдет модернизация уже существующей Единой автоматизированной системой управления закупками (ЕАСУЗ) Московской области. Уже сейчас в нее заведен ряд организаций, работающих по 223-му федеральному закону. В дальнейшем мы как методологический орган проведем мониторинг эффективности торгов, которые они осуществляют, и разработаем рекомендации по совершенствованию этой работы. Что же касается планов по развитию ЕАСУЗ, то в нее предполагается постепенно включить все виды торгов.

Естественно, Единый портал торгов и модернизированную ЕАСУЗ планируется увязать, то есть объединить единой информационной базой данных. Кроме того, система будет интегрирована с соответствующими федеральными сайтами – zakupki.gov.ru и torgi.gov.ru. В общем, Единая торговая площадка станет "одним окном" в сфере конкурентных процедур, проводимых в Московской области.

- На какой стадии в данный момент находится реализация этого проекта?

- Мы сейчас согласовываем концепцию и вид Единого портала торгов. Как и модернизированная ЕАСУЗ, он должен заработать по всем конкурентным процедурам до конца года. Однако запуск будет производиться поэтапно: первые виды торгов планируется завести в эту систему в течение месяца.

- Создание Единой торговой площадки – это новаторский проект? Или правительство Московской области опирается в этом отношении на опыт других субъектов РФ?

- Конечно, мы проанализировали опыт Москвы. Но дело в том, что на столичной территории происходит ограниченное число конкурентных процедур, в Подмосковье их гораздо больше. Связано это с разницей в статусе и полномочиях наших муниципальных образований.

- То есть, по факту, региональные власти, инициируя организацию такой системы, идут собственным путем…

- Безусловно. Насколько мне известно, ни в одном субъекте РФ нет подобной торговой площадки, которая объединяла бы все возможные виды конкурентных процедур. Здесь мы первые.

- Помимо Единой торговой площадки, в Подмосковье создано государственное казенное учреждение "Региональный центр торгов". Среди его задач – развитие системы торгов. Фраза красивая, но что в действительности скрывается за этим понятием?

- Российское законодательство в сфере торгов отличается разнообразием: если по федеральным законам №№ 44, 94 предусмотрен ответственный за конкурентные процедуры орган, которым и является наш комитет, то по прочим нормативно-правовым актам таковым становится либо само муниципальное образование, либо организация по договору. Вот Региональный центр торгов и должен стать такой организацией. Это позволит проводить работу по конкурентным процедурам в рамках единой идеологии и под общим контролем. При этом ставится цель не помешать, а помочь муниципалитетам осуществлять свои полномочия в этой области.

Другая задача центра – подготовить предложения по внесению изменений в законодательство, которые позволят перевести большую часть конкурентных процедур в электронный вид. В перспективе мы хотим предложить нашим коллегам из управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) организовать на территории Подмосковья пилотный проект по проведению отдельных видов торгов на электронных площадках.

- А в чем состояла практическая необходимость создания такого центра? Квалификация муниципальных заказчиков недостаточна?

- Нельзя сказать, что на всех территориях дела обстоят плохо. Но специалистов действительно не хватает. К тому же, если по государственному заказу в рамках 94-го федерального закона уже наработан существенный опыт, то практики по иным видам конкурентных процедур в муниципалитетах мало. Речь идет об инвестиционных торгах, концессионных соглашениях, участии в государственно-частном партнерстве и так далее. Необходим орган, который будет тиражировать успешный опыт проведения этих торгов.

Немаловажен и аспект централизации. Если в одном районе, скажем, шариковые ручки закупаются по 100 руб., а в другом – по 150 руб., это нельзя назвать рациональными тратами. Необходима единообразная система, которая позволит оптимизировать расходы областного и муниципальных бюджетов.

И, наконец, Региональный центр торгов как единая уполномоченная организация позволит эффективнее выстраивать коммуникации с предпринимательским сообществом и в полной мере доводить информацию о конкурентных процедурах, которые проводятся в Московской области.

- Подходящие специалисты для работы в Региональном центре торгов уже найдены?

- В штате центра будет порядка 70 специалистов, 30-40 человек мы на данный момент набрали. Это опытные люди, которые уже занимались вопросами реализации и сдачи в аренду имущества. Также назначен генеральный директор организации. Примерно через месяц центр должен начать полноценно функционировать.

- Вы говорили о том, что существует инициатива о переводе ряда торгов в электронный вид. Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

- Для реализации этого предложения, во-первых, нужно подготовить функционал на электронной площадке. Этот вопрос мы уже обсудили с нашими коллегами из компании "РТС-тендер" (в данный момент представляет электронную площадку для осуществления государственных и муниципальных закупок, - ИФ). Во-вторых, необходимо нормативно урегулировать данный вопрос, чем в ближайшее время займется Региональный центр торгов. Помимо этого, требуется провести подготовку участников торгов к такому новшеству. И, конечно, эта тема требует обсуждения и выработки единой стратегии с УФАС.

- То есть в текущем году эта инициатива не будет реализована?

- Хотя задача амбициозная, мы планируем ее реализовать уже в этом году. Проблема назрела: те торги, которые сейчас проводятся не в электронном виде, занимают слишком много времени. Перевод в электронный вид позволит не только экономить временные ресурсы, но и расширить круг участников конкурентных процедур. Соответственно, эффект в денежном отношении станет более ощутим.

- Ранее вы говорили о том, что модернизация ЕАСУЗ Московской области по 223-му федеральному закону позволит рассмотреть возможность сокращения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. Каким именно образом?

- Что такое тариф? Это компенсация организации сферы ЖКХ понесенных затрат за оказанные услуги населению. Но мы должны четко понимать, какие именно затраты несут данные предприятия. Вдруг они тоже ручки по 150 руб. закупают? Тогда возникает вопрос об эффективности расходования ими средств. Отследить этот момент позволит модернизированная ЕАСУЗ. В дальнейшем, если у нас получится оптимизировать расходы организаций ЖКХ, тариф, возможно, хоть немного снизится для населения. В этом отношении мы ведем тесную работу с комитетом по ценам и тарифам Московской области.

- Такая система делает бухгалтерию предприятий ЖКХ практически полностью прозрачной. Не секрет, что есть организации, которые всеми силами этого избегают. Могут ли в этой связи у комитета возникнуть сложности со включением в ЕАСУЗ тех или иных игроков жилищно-коммунального рынка?

- Входить или не входить в нашу систему - дело добровольное. Но надо понимать, что любая организация, которая откажется это сделать, обратит на себя особое внимание. И в дальнейшем ее документацию мы будем рассматривать более тщательно. С другой стороны, те компании, которые заявят о готовности работать в ЕАСУЗ, тем самым, подтвердят намерение сделать собственную экономику прозрачной и понятной не только для региональных властей, но и для населения. Что, конечно, позитивный знак. Отмечу, что ряд крупных игроков уже высказали свою солидарность с нами в этом отношении. Так, одним из первых в ЕАСУЗ зарегистрировалось ГУП МО "Мособлгаз".

- То есть ЕАСУЗ может стать одним из способов наведения порядка на рынке жилищно-коммунальных услуг?

- Конечно. Наша система управления закупками уже доказала свою эффективность при работе с государственными и муниципальными заказчиками. Поэтому логично, что мы хотим и дальше тиражировать этот опыт.

- В начале текущего года возглавляемый вами комитет начал целенаправленно работать с муниципальными заказчиками. Каких результатов за это время удалось добиться?

- За 6 месяцев 2014 года только работа с муниципальными заказчиками позволила сэкономить 3 млрд руб. Для сравнения: в результате аналогичной работы за весь прошлый год мы добились экономии всего чуть более 2 млрд руб. Помимо этого, возросло среднее число участников муниципальных торгов: если в прошлом году оно равнялось двум, то сейчас уже - трем-четырем.

Положительный результат был получен и от работы созданной комитетом комиссии по проверке обоснованности закупок муниципальных образований. В текущем году было рассмотрено 200 крупных процедур на общую сумму более чем 15,5 млрд руб. И если поначалу качество подготовки конкурсной документации и обоснования стартовых цен было крайне низким, то сейчас ситуация изменилась к лучшему. Свидетельство тому - снижение числа обоснованных жалоб в контролирующие органы. Согласно статистике регионального управления Федеральной антимонопольной службы, за полугодие обоснованными или частично обоснованными признаны 64 жалобы, что на 149 меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

- То есть данная комиссия оказалась эффективным инструментом и повышения квалификации специалистов, работающих над организацией муниципальных торгов?

- Да. Встречаясь с членами комиссии, выслушивая их замечания, претворяя в жизнь требования, муниципальные специалисты повышают свой профессиональный уровень. Кроме того, мы организуем для них семинары по актуальным вопросам курируемой сферы, курсы подготовки и переподготовки. Работа в этом направлении ведется на постоянной основе.

- Сообщалось, что комитет по конкурентной политике и управление ФАС по Московской области работают над созданием Стандарта развития конкуренции. Не могли бы Вы прояснить, что это будет за документ, и каким образом он станет стимулировать развитие конкуренции в регионе?

- На федеральном уровне уже принята типовая форма Стандарта развития конкуренции, субъекты РФ должны ее доработать на основании собственной специфики и начать применять с первого января 2015 года. Поэтому мы вместе с коллегами из областного УФАС в данный момент особенно плотно заняты этой работой. Планируется, что документ увидит свет буквально через один-два месяца.

Итак, что же такое Стандарт развития конкуренции? В самом общем понимании, это правила взаимодействия власти и бизнеса. В Стандарте также должны быть определены приоритетные для региона отрасли, создание конкурентных условий в которых имеет особо важное значение. И, конечно, здесь будут прописаны механизмы, которые позволят добиться необходимого уровня конкуренции и обеспечить открытость в отношениях органов власти и предпринимательского сообщества.

Надеюсь, что мы создадим эталон Стандарта развития конкуренции, и наработанный нами опыт будет использован другими субъектами РФ.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще