Эксклюзив 12 декабря 2018 г. 09:18

Председатель Законодательной думы Хабаровского края С.Луговской: "Самые заметные для жителей изменения краевого законодательства связаны с социальной сферой"

Председатель Законодательной думы Хабаровского края С.Луговской: "Самые заметные для жителей изменения краевого законодательства связаны с социальной сферой"

                 Председатель Законодательной думы Хабаровского края Сергей Луговской в интервью агентству "Интерфакс - Дальний Восток" подвел итоги законотворческой деятельности депутатов в уходящем году, рассказал о краевом бюджете и том, какие меры принимали депутаты, чтобы поддержать людей пожилого возраста и многодетные семьи.

                 - Сергей Леонидович, самая обсуждаемая новость, наверное, не только нынешней недели, но и месяца - перенос столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток. Функции административного центра передадут в Приморье, возможен переезд различных структур. Какие причины и последствия этого решения вы видите?

                 - Я видел фотографию документа, который был размещён в интернете. Полагаю, что в ближайшее время появится и соответствующий указ президента России о переносе столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток. Для нашего города и края - это, конечно, имиджевая потеря. В условиях, когда идёт борьба регионов за каждого потенциального инвестора, этот фактор может сказаться не в пользу Хабаровска, но нельзя не признать, что экономический вектор в последние годы сместился в Приморье.

                 Вопрос сохранения столичного статуса - это всё же прерогатива исполнительной власти и губернатора края, у которого есть прямая связь с главами регионов Дальнего Востока и полномочным представителем президента РФ в ДФО.

                 Экономические риски и потери от передачи столичного статуса от Хабаровска Владивостоку ещё только предстоит оценить. Сейчас нужно понять, будет ли перемещение федеральных структур и их сотрудников в Приморье. Если это состоится, может произойти снижение по налогам на доходы физических лиц. А этот налог при формировании краевого бюджета основной и составляет около 40 процентов доходов.

                 В части федеральных средств могу сказать, что в прошлые годы столичный статус не давал Хабаровску каких-то больших финансовых преференций. Распределение субсидий было сопоставимым с нашими соседями по региону

                 - Завершается 2018 год, год выборов президента и губернатора Хабаровского края. Поставлены новые цели и задачи. Каким он был для Законодательной думы региона, над какими законопроектами работали, какие из них удалось принять и как они повлияли на жизнь людей?

                 - В нынешнем году Законодательная дума Хабаровского края провела 29 заседаний и приняла 84 закона. В середине года, конечно, на первый план вышли вопросы федеральной повестки, связанные с изменением параметров пенсионного возраста. Мы сформулировали и направили свои предложения, в федеральный центр. Депутаты краевой думы выразили мнение, что изменять пенсионный возраст для женщин на 8 лет - слишком смелое решение, мы говорили об особом подходе к многодетным матерям и представителям коренных малочисленных народов севера. Эти пункты были отражены в телевизионном обращении Владимира Путина, а затем наши коллеги в Государственной думе от фракции "Единой России" оформили их в качестве поправок к законопроекту. 

                 На региональном уровне мы сохранили все льготы для граждан теперь уже предпенсионного возраста. Если раньше назначение выплат, льгот происходило после выхода человека на пенсию, то теперь право на различные льготы будет наступать по достижению женщинами 55 лет, мужчинами 60 лет. В перечень этих льгот попал и проезд на общественном транспорте. Из закона мы убрали критерий "нуждаемости" и вдвое увеличили сумму выплат, которые полагаются гражданам для проезда на автобусах, трамваях и троллейбусов. В тех посёлках, где общественного транспорта нет, люди просто получают прибавку к пенсии от 720 рублей до 1020 рублей. Эта норма у нас начала действовать с 20 сентября 2018 года. По оценкам правительства Хабаровского края, в следующем году расходы на данный вид социальной гарантии могут составить около 3 млрд рублей. Но мы понимаем, что эта выплата крайне востребована нашими жителями.

                 Особо хотел бы отметить, что в этом году в Хабаровском крае был принят закон "Об отдельных вопросах патриотического воспитания", где был закреплён статус "Дети военного времени", его получили наши пенсионеры, которые родились в период 22 июня 1927 года по 3 сентября 1945 года. Таких жителей в крае более 47 тысяч человек. Их детство пришлось на военные годы, они были многого лишены, а многие наравне со взрослыми работали в полях и на заводах. Конечно, сегодня за это общественное признание люди благодарны. Они с ещё большим энтузиазмом готовы идти в школы, средние, высшие учебные заведения, рассказывать правду о военных лихолетьях. Ветеранов, к сожалению, становится всё меньше, и дети военного времени - это то поколение, через которое мы должны передавать память о героях войны. Отмечу, что сейчас в крае завершается вручение памятных знаков. Ко дню окончания Второй Мировой войны были произведены единовременные доплаты к пенсиям. На эти цели в бюджете края мы предусмотрели и направили 94 млн рублей. Сегодня получатели памятных знаков ставят перед нами ещё один вопрос - разработать удостоверение единого образца для детей военного времени. Я поручил своим заместителям внимательно изучить данный вопрос. Думаю, в начале 2019 года мы им очень плотно займёмся.

                 - Большой резонанс в СМИ вызвала инициатива депутатов о поправках в Устав края, касающихся согласования отдельных должностей для назначения в правительстве региона. Вы уже неоднократно высказывали свою позицию по этому вопросу, знаем, что инициатива не встретила особую поддержку у исполнительной власти. На каком этапе сейчас находится рассмотрение этих поправок?

                 - Удивительно, что эта тема вызвала такой резонанс в обществе. Ведь, по сути, мы ничего не придумываем нового и никаких ограничений губернатору и правительству не изобретаем. В Уставе Хабаровского края до 2013 года была норма, которая предусмотрена федеральным законодательством, а именно участие законодательного органа в формировании органов исполнительной власти региона. В том же федеральном законе есть две формы участия депутатского корпуса - назначение и согласование отдельных должностных лиц. Мы выбрали форму "согласование". Причём, тему возврата к данной норме краевого Устава мы обсуждали и с предыдущим губернатором, и с избранным губернатором. Эту тему мы подняли перед Сергеем Ивановичем Фургалом после обнародования итогов голосования, на нашей первой совместной встрече. Сергей Иванович изначально был не против введения такой нормы. Мы начали оформлять свои предложения на бумаге, чтобы всё было правильно с точки зрения "буквы закона", и на этом этапе столкнулись с непринятием нашей инициативы. Нам поступило отрицательное мнение, позицию губернатора отстаивали юристы из правительства края, но раз мы этот процесс начали, то решили уже не сходить с намеченного пути. Законопроект прошёл первое чтение. Его поддержали 24 депутата. Причём свою позицию по голосованию выразили как члены фракции "Единая Россия", так и КПРФ. К законопроекту поступают поправки. Мы их рассматриваем в установленном порядке. Некоторые "эксперты" нашу ситуацию часто сравнивают с Владимирской областью, где депутаты между первым и вторым туром губернаторских выборов, изменили Устав области и поставили губернатора перед фактом - согласовывать своих заместителей. У нас же губернатор на 90 процентов уже сформировал свой кабинет министров и назначил тех людей, которым доверяет, на кого готов опираться в своей работе. Сегодня в правительстве края остаются вакантными две должности, которые мы предлагали согласовывать с депутатским корпусом - это вице-губернатор и заместитель председателя правительства края по вопросам внутренней политики. Поэтому, подчеркну, что предлагаемые изменения в Устав Хабаровского края - это скорее работа на будущее.

                 - Традиционно к концу года Дума принимает краевой бюджет на следующий год и перспективный еще на два года? Каковы параметры главного финансового документа края на этот раз?

                 Этот бюджет оказался непростым, впрочем, простого бюджета я и не припомню. Губернатор и его финансовый блок взяли курс на сокращение государственного долга (более 40 млрд руб.) и оптимизацию расходов (на 11%). Принимая бюджет края на 2019 год и плановые показатели 2020 и 2021 годов, мы увидели сокращение не только на содержание госаппарата, но, к сожалению, отметили и снижение расходов по некоторым социальным направлениям как образование и здравоохранение. Конечно, самое большое недоумение вызвали нули в графе "обновление медицинского оборудования" и "капитальный ремонт учреждений здравоохранения". Мы очень надеемся, что при корректировке краевого бюджета средства на данные цели всё же найдутся. Нельзя не отметить, что в этом году в край из федерального бюджета поступило свыше 28 млрд рублей в виде безвозмездных трансфертов. В бюджет 2019 года мы заходим с цифрой 21,3 млрд рублей. Искренне рассчитываю, что в ходе исполнения и корректировки бюджета эта сумма увеличится и нам удастся выйти на уровень не ниже нынешнего года. Если же говорить о цифрах, то они следующие - доходы 95,6 млрд рублей, расходы 103,7 млрд рублей, дефицит краевого бюджета 8,1 млрд рублей.

                 - Расскажите об инициативах и предложениях хабаровских депутатов на федеральном уровне. Что предлагалось, нашли ли они отражение в решениях федерального центра?

                 - У нас, я имею ввиду законодателей Дальнего Востока, есть такой совещательный орган как Парламентская ассоциация "Дальний Восток и Забайкалье", которая объединяет парламенты 11 субъектов России. Кстати, в связи с принятием в состав Дальнего Востока Забайкальского края и Бурятии ассоциацию придётся переименовывать. Возвращаясь к вопросу, хочу сказать, что на совместных заседаниях мы обсуждаем актуальные проблемы для всех дальневосточных регионов. От правил рыболовства до использования жилого фонда, который собственники бросают при переезде. Самое главное, что нам удалось совместно решить в этом году - это вопрос обеспечения лекарственными препаратами пациентов с редкими (орфанными) заболеваниями. Ежегодно только наш краевой бюджет на эти цели тратил треть всех средств, заложенных на приобретение лекарств, это около 250 млн рублей ежегодно, при том что в крае редкими заболеваниями орфанной группы болеют около 150 человек. Со следующего года по ряду заболеваний полномочия переходят на федеральный уровень, значит, нагрузка на региональный бюджет снижается.

Не могу не отметить, что Хабаровский край первым в Российской Федерации создал новый населённый пункт, созданный на "дальневосточных гектарах". Думой была проведена очень кропотливая работа вплоть до установления точных границ нового села в Кругликовском сельском поселении района им. Лазо, мы дискутировали над наименованием села, неоднократно наши депутаты выезжали на местность, встречались с обладателями дальневосточных гектаров, в бюджете предусмотрели средства на строительство инфраструктуры. Все необходимые документы и наши постановления были направлены в правительство РФ, вопрос на личном контроле держал полномочный представитель президента в ДФО Юрий Петрович Трутнев, и в итоге в октябре нынешнего года премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение о присвоении наименования новому географическому объекту. 

                 - В следующем году предстоит избрать новый состав краевой думы. И хотя еще итоги подводить рано, на ваш взгляд, что удалось сделать депутатам нынешнего созыва и что еще предстоит сделать?

                 - Самые заметные для наших жителей, конечно, изменения краевого законодательства, связанные с социальной сферой. В этом вопросе мы ориентируемся на обращения граждан, которые звучат на приёмах и встречах. Один из самых ярких примеров связан с краевым материнским капиталом. Жители Мичуринского сельского поселения в Хабаровском районе, получив природный газ, поставили вопрос - почему нельзя использовать краевой материнский капитал на газификацию частного дома? Депутаты изучили практику других регионов, провели консультации с правительством и внесли поправки. С этого года средства краевого материнского капитала можно направлять на цели газификации. Мы понимали, что с момента существования такой формы поддержки многодетных семей (2011 год) как материнский капитал он ни разу не индексировался. Законодательной думой принято решение с 1 января 2019 года увеличить сумму выплаты с 200 тыс. рублей до 250 тыс. рублей. Эта форма поддержки востребована. Более 20 тыс. семей оформили материнский капитал, около 8 тыс. семей его уже использовали.

                 В ближайшее время мы намерены поработать над вопросом начисления транспортного налога в Хабаровском крае. Эту тему инициирует автомобильное сообщество, молодые парламентарии. Действительно, мы видим, что по некоторым позициям регистрация транспортного средства в соседних субъектах Приморье и ЕАО обходится дешевле, чем в Хабаровском крае. И если говорить о предстоящих выборах в Законодательную думу, то не исключаю, что они пройдут по-новому. Если в нынешний созыв депутаты избирались в пропорции 18 человек по партийным спискам и 18 по одномандатным избирательным округам, то сейчас обсуждается вопрос увеличения одномандатных округов. Федеральное законодательство позволяет сделать следующую пропорцию 27 депутатов по одномандатным округам и 9 партийцев. Нужно внимательно всё взвесить с учётом географических особенностей нашего региона. Возможно, наиболее оптимальной получится схема 24 одномандатных округа и 12 депутатов по партийным спискам.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще