Точка зрения 4 октября 2013 г. 17:40

Прогресс под сомнением

Interfax-Russia.ru – Электронные версии учебников станут обязательными в России с 1 января 2015 года.

Массовый переход на электронные носители тема, которая не раз обсуждалась, но каждый раз она вызывает множество споров, вне зависимости от того, о чем идет речь: книги, газеты, журналы или учебники.

По данным "Российской газеты", с 2015 года все вновь издаваемые учебники в соответствии с новым законом об образовании должны иметь электронные версии.

С учебниками ситуация осложняется тем, что здесь в дело вмешиваются государственные стандарты, закон об образовании, учебные планы и другие нормативные документы. Кроме того, электронные учебники – спор, в котором нужно прийти к компромиссу на уровне каждого отдельного класса. Урок, на котором половина учеников работает с планшетами, а половина с бумажными книгами, представить сложно.

Кстати, сами электронные учебники имеют очевидные преимущества, например, вес и возможность работать с мультимедиа. Сторонники электронных книг, принявшие участие в опросе на сайте "Российской газеты" также отмечают повышение интереса к учебе, компактность и снижение расхода бумаги – очевидную пользу для экологии.

Среди минусов лидируют вред для зрения и высокая стоимость гаджетов.

Опасность техники для здоровья – важный момент, но использование компьютеров в школе регламентируется санитарно-эпидемическими нормами. Согласно им, рекомендуемое время работы на компьютере на уроке 15 минут для начальной школы (1 урок в день), 20-25 – для средних классов (2 урока в день), 30 – для старших (3 урока). Но эти нормы были приняты в 2003 году и с тех пор не обновлялись.

По поводу высокой стоимости устройств есть несколько мнений. Одни усматривают в электронных учебниках очевидную экономию: долгий срок эксплуатации, возможность закачивать огромное число материалов, низкая стоимость пособий и т.д. Другие более категоричны и отмечают, что 5-6 тысяч рублей для среднестатистической российской семьи существенная сумма, тем более не все дети бережно относятся к технике.

"Нельзя заставлять все семьи приобретать планшет или любой другой гаджет для закачки в него электронных учебников, так как официальная статистика сообщает, что половина семей с детьми еле сводит концы с концами, а 25% вовсе уже не тянут", – написала на форуме учителей английского языка пользователь с ником Uchilka.

Некоторые участники опроса затронули неочевидные стороны проблемы. "Если и вводить обязательные электронные учебники, то производство таких устройств должно быть налажено в нашей стране и полностью не зависеть от других государств. Не хочу отдавать свои деньги для развития экономики другой державы", – прокомментировал инициативу юрист из Курска Иван.

Кстати, в 2011 году госкорпорация "Роснано" разработала планшетник для школьников на пластиковой основе, который представил глава корпорации Анатолий Чубайс на встрече с Владимиром Путиным, но пока в массовое производство устройства так и не запустили.

Другая сторона нововведения – необходимость переподготовки учителей, которые не всегда уверенно владеют компьютером.

При этом часто не меняется не только методика ведения урока, но важно и то, как именно сделан электронный учебник. Часто это не интерактивное современное пособие, а просто оцифрованная копия книги.

Одним из сторонников введения электронных учебников является мэр Москвы Сергей Собянин. При этом в своих выступлениях он отмечал, что полноценного интерактивного электронного учебника еще не изобрели.

"Как ни странно, электронного учебника – полномасштабного, использующего все информационные разработки, не существует в России. Ни одного. Мы с министерством образования достаточно активно начали работать в этом направлении, сейчас у нас появляются первые образцы электронных учебников. Не обычных, сканированных учебников, а именно электронных учебников со всеми интерактивными возможностями", - заявлял он в начале года на встрече с IT-сообществом.

Эксперимент, проведенный весной в 60 школах Москвы, выявил проблемы именно с контентом, который предлагают детям разработчики учебников. На этот раз ученикам выдали не планшеты, а диски с программами.

"Мы используем эти учебники только для самостоятельной работы. Ребята решают домашнее задание. Программа сама проверяет, выдает итоговый результат. А полученные отметки присылают мне по электронной почте. На уроке такие пособия использовать не получается", – рассказала "Комсомольской правде" учитель математики столичной школы N 2054 Анастасия Корнеева.

Другая проблема, касающаяся практически любого контента в интернете – авторское право. И здесь что-либо регулировать очень сложно. "Сейчас уже можно купить электронные учебники издательств "Просвещение", "Дрофа", "Вентана-Граф", "Мнемозина" и мы их покупаем... а те, которые отсутствуют в продаже ученики скачивают сами на свои личные устройства в интернете... с небезызвестных пиратских сайтов, с этим мы ничего поделать не можем", - пишет на форуме учителей английского Olga Romanova.

Пока в ситуации с переходом на электронные учебники остается слишком вопросов: непонятно, кто будет разрабатывать электронные версии, насколько качественными они получатся, учитывая, что на создание осталось чуть больше года.

Обозреватель Александра Галактионова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще