Точка зрения 16 июля 2014 г. 13:14

Виновных ищут

Interfax-Russia.ru - 16 июля в Москве объявлено днем траура по погибшим в метро при сходе поезда с рельсов. Виновных в трагедии ищут следователи.

Утром 15 июля между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" произошло ЧП – три вагона поезда сошли с рельсов. Серьезно пострадали около 130 человек, 22 человека погибли. Движение на "синей" ветке было прекращено от станции "Киевская" до станции "Молодежная", на Кутузовском проспекте образовались большие пробки. Среди пострадавших были граждане России, Китая, Таджикистана, Узбекистана, Молдавии, Киргизии, Армении, Украины.

Из метро эвакуировали более 1,1 тыс. человек, а последнего человека извлекли из покореженного вагона лишь около девяти вечера. Мэр Москвы Сергей Собянин объявил 16 июля в столице днем траура по погибшим.

Соболезнования семьям погибших и пострадавшим выразил, в частности, генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев и президент России Владимир Путин.

"Владимир Путин глубоко соболезнует родным и близким погибших и желает скорейшего выздоровления пострадавшим в результате аварии", - сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков "Интерфаксу".

В свою очередь патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил заупокойное богослужение по погибшим.

Версии случившегося

Первоначально в пресс-службе МЧС России по Москве "Интерфаксу" сообщили, что пожарно-спасательные подразделения выехали на место происшествия для проверки сообщения о задымлении в метро. Затем версия задымления не подтвердилась, так как пожарные поняли, что произошел сход поезда с рельс. Первой версией ЧП стали возможные неполадки в энергоснабжении.

"В перегоне между станциями "Славянский бульвар" и "Парк Победы Арбатско-Покровской линии из-за резкого понижения напряжения произошло ложное срабатывание сигнализации. Это послужило причиной резкой остановки электропоезда", - сказал сотрудник пресс-службы МЧС России по Москве.

Однако по мере поступления новых сведений информация о внезапном падении напряжения не подтвердилась, сообщил официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин в интервью телеканалу "Россия 24".

Позднее Маркин заявил журналистам, что следствие будет рассматривать все возможные варианты происшествия - и неисправности самого вагона, и неполадки в стрелочном механизме и проседание самого полотна, так как на параллельном участке линии велись работы. При этом версия теракта сразу была исключена.

Причиной ЧП в московском метро могло стать механическое повреждение узла крепления колесной тележки с вагоном метропоезда или неисправность стрелочного механизма, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

Позднее опять появилась информация, что задымление в тоннеле все же было. Как сообщил "Интерфаксу" источник в медицинских кругах, врачи обнаружили как минимум у пяти пострадавших при аварии ожоги верхних дыхательных путей и отравление продуктами горения. Факт задымления в тоннеле подтверждают и многие очевидцы аварии, находившиеся в момент инцидента в пострадавшем поезде.

Однако власти Москвы категорически отрицают сам факт возгорания на месте ЧП, а причинами ожогов дыхательных путей у пострадавших могли быть самые разные факторы, например жара, заявил журналистам заместитель мэра столицы Петр Бирюков.

Так или иначе, но расследованием причин случившихся займутся специалисты центрального аппарата Следственного комитета России в рамках возбужденного уголовного дела по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации метрополитена, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц).

По состоянию на утро 16 июля, основной причиной ЧП следственные органы называли некачественные работы по укладке стрелочного перевода, сообщил "Интерфаксу" Маркин.

"По версии следствия, с конца мая 2014 года на перегоне станций "Парк Победы" - "Славянский бульвар" начались подготовительные работы, направленные на укладку стрелочного перевода для пуска нового участка. Следствие полагает, что сами работы были проведены ненадлежащим образом: стрелочный механизм был зафиксирован обычной трехмиллиметровой проволокой, которая порвалась. Это повлекло схождение электропоезда с рельсов", - сказал он.

Помимо Следственного комитета, свое дополнительное независимое расследование проведут руководство метрополитена, а также комиссия правительства Москвы, сообщила журналистам руководитель пресс-службы мэра и правительства Москвы Гульнара Пенькова. Кроме того, мэр столицы поручил метрополитену провести дополнительное обследование всего путевого хозяйства метро.

Что говорят заинтересованные лица

Ответственные лица и обслуживающие работу метро заявляют, что с их стороны нарушений не было, а все работы были выполнены качественно и в срок.

Так, в пресс-службе столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры "Интерфаксу" сообщили, что нарушений в работе подвижного состава, путей и других систем метрополитена не выявлено.

"Уже установлено, что подвижной состав, попавший в аварию, и пути метрополитена на данном участке прошли полную плановую диагностику, предусмотренную эксплуатационными стандартами метрополитена", - сказал сотрудник пресс-службы.

В свою очередь руководитель столичного департамента строительства Андрей Бочкарев в прямом эфире радио "Эхо Москвы" призвал быть осторожнее в суждениях о причине ЧП, а также исключил проседание грунта из-за строительных работ на параллельном участке как одну из возможных причин происшествия.

"Просадку грунта как причину сложившейся сегодня трагедии назвать нельзя", - сказал руководитель департамента.

В пресс-службе ОАО "Московская объединенная электросетевая компания" (МОЭСК) сообщили, что перепадов напряжения в сетях компании, в том числе на распределительной подстанции метрополитена, обеспечивающей работу контактного рельса на перегоне между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар", где произошла авария, не было зафиксировано.

Работа уже самой распределительной подстанции РП-20179, обеспечивающей работу контактного рельса, находится в зоне ответственности московского метрополитена, станция находится на его балансе, пояснил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией.

В свою очередь, в пресс-службе ОАО "Мосэнерго" "Интерфаксу" сообщили, что все электростанции компании 15 июля работали в штатном режиме, каких-либо нарушений в работе генерирующего оборудования не было.

Кто будет наказан

Собянин заявил, что виновных в ЧП в метро ждут не только увольнения, но и уголовные дела.

В свою очередь руководитель столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов сообщил журналистам, что кадровые перестановки в московском транспортном комплексе будут, но только после выводов следствия о причинах катастрофы.

"Безусловно, кадровые перестановки будут, но по результатам конкретных выводов компетентных правоохранительных органов", - сказал Ликсутов, отметив при этом, что вопрос об отставке его самого пока отложен.

Узнав о ЧП, начальник московского метрополитена Иван Беседин прервал отпуск и вернулся в Москву, сообщили "Интерфаксу" в его приемной.

Между тем, по возбужденному уголовному делу уже задержаны первые подозреваемые. "Следователями ГСУ СК РФ задержаны двое подозреваемых в нарушении требований транспортной безопасности - это дорожный мастер службы пути ГУП "Московский метрополитен" Валерий Башкатов и помощник дорожного мастера пути Юрий Гордов", - сказал Маркин "Интерфаксу".

Он подчеркнул, что будут наказаны не только непосредственные исполнители работ, но и руководители, которые должны были в полном объеме контролировать выполнение требований безопасности.

Маркин отметил, что в рамках уголовного дела проводят комплекс технических, химических и иных экспертиз. Также следователи проверяют наличие у подрядчиков и субподрядчиков лицензий на выполнение соответствующих работ в Московском метрополитене.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще