Неприемлемое предложение: Киев отверг условия "Газпрома" по транзиту газа

Спор о территориях: Таллинн вновь требует от Москвы возвращения "своих" земель

Не справился со своими обязанностями: уволен директор колледжа, где студент расстрелял одногруппников

20.11.19   11:40

19.11.19   07:31

13.06.19 11:30

Сибирские ученые установили, что необычные алмазы, которые находят на вулканах и в горах от Камчатки до Турции - искусственные

Новосибирск. 13 июня. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - Ученые Института геологии и минералогии им.В.С.Соболева (ИГМ, Новосибирск) установили происхождение "странных" алмазов, которые находят на камчатском вулкане Толбачик, а также в горах Тибета, Полярного Урала, Албании, Турции, сообщает издание Сибирского отделения РАН "Наука в Сибири".

По всем своим параметрам они похожи на синтетические, однако были найдены в настоящих горных породах.

Отмечается, что за последние 10 лет об этом удивительном явлении было написано множество научных работ, но ученые ИГМ выяснили: необычные алмазы действительно искусственные и были занесены в пробы в результате деятельности человека.

Подчеркивается, что алмазов, которые связаны именно с происхождением обычных вулканов, практически не бывает, потому что эти минералы образуются при высоких давлениях и температурах, соответствующих глубине около 200 км.

Однако под вулканами Камчатки таких условий нет. Там есть магматические камеры, расположенные на глубине 20-40 км или даже меньше, и любое вещество, которое поступает снизу, не может миновать их, и если алмаз попадет в такую камеру, то он растворится буквально за несколько часов.

Аналогичным образом, если на поверхности алмаз попадет в базальтовую лаву, в течение часа-двух он исчезнет.

Ученые ИГМ совместно с японскими коллегами из Токийского университета провели микроскопическое исследование толбачинских алмазов и установили, что большинство микровключений в алмазы - классический промышленный катализатор ПРГН-40 для синтетического роста алмазов, который производится в России, что и доказывает их искусственное происхождение.

После толбачинских ученые исследовали похожие на них алмазы, обнаруженных по всему миру в офиолитах - фрагментах океанических плит, которые сначала погружаются в глубь Земли, а потом в результате тектонических процессов выталкиваются обратно на поверхность, что оставляет на них следы высоких давлений, соответствующих глубине до 50 км (а иногда даже немного больше).

Во всех офиолитовых алмазах с Тибета, Урала, из Албании, Турции и других мест был почти одинаковый состав включений, близкий к катализатору для выращивания синтетических алмазов, применяемому в Китае.

Скорее всего, искусственные минералы оказались в пробах случайно - они были занесены туда еще до отбора этих проб или во время исследования образцов.

"Я считаю, что в случае алмазов из офиолитов может быть два источника такого загрязнения. Во-первых, эти алмазы найдены в основном на месторождениях, где идет открытая разработка хромитовых руд. При этом используются и буровые установки, и режущий инструмент, в состав которых входят синтетические алмазы. Но наиболее вероятно всё же загрязнение на фабрике, на том этапе, когда алмазы выделяют из пробы", - отмечает автор исследования, заведующий лабораторией фазовых превращений и диаграмм состояния вещества Земли при высоких давлениях ИГМ Константин Литасов.

Помимо этого, в офиолитах Тибета и в вулканических породах горы Кармель в Израиле были найдены минералы корунд и муассанит с необычными включениями, совершенно нехарактерными для земных условий.

Обнаруженные там корунды оказались идентичными тем, которые используются, в частности, в наждачной бумаге и абразивном инструменте.

"Представьте, когда разрабатывается месторождение, во все стороны летят вода, пыль, после чего везде останутся кусочки этих корундов и муассанитов (хотя с происхождением именно муассанита все может быть не так однозначно)", - комментирует исследователь.