Эксклюзив 10 июля 2009 г. 17:26

Мэр Томска Н.Николайчук: "Все чиновники должны доказать эффективность своей работы"

Мэр Томска Н.Николайчук: "Все чиновники должны доказать эффективность своей работы"

Николай Николайчук руководит Томском уже два года, но всего 100 дней он имеет статус мэра города - до этого он был исполняющим обязанности. Спустя 100 дней после вступления в должность он рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" о результатах работы в новом качестве.

- Николай Алексеевич, сразу после победы на мартовских выборах вы заявили об изменениях в структуре областной администрации и даже представили уже разработанную схему. Когда она вступит в силу?

В полном объеме новая структура будет действовать с 1 сентября .Это связано с бюрократическими процедурами. Они мне тоже не очень нравятся, потому что разработали новую структуру, и сразу уже по ней хочется работать, потому что понимаешь, что она эффективна. Но наступил период, в котором ощущаешь себя как будто в вате - ведь есть законодательство.

Вспомните, мы представили новую структуру мэрии в "Интерфаксе", потом вынесли на Думу города Томска. После того, как она утвердила новую структуру, документ был официально опубликован, вступил в силу, и мы должны были предупредить каждого из сотрудников администрации об изменениях. Ведь многие подразделения администрации не просто реорганизуются, но и ликвидируются, мы увольняем 10% чиновников - это 120 человек. Теперь истекли два месяца, отведенных законодательством, и я начал подписывать распоряжения об увольнении по сокращению штатов. Врагу не пожелаешь такую работу. С одной стороны, я понимаю, что для эффективности работы точно нужно сокращать каждого десятого. Но ведь за каждым из сокращаемых стоят семьи, и увольнять этих людей - морально чрезвычайно тяжелая работа.

Теперь почти для каждого из тысячи работников нужно разработать новые должностные инструкции. Так что мы рассчитываем, что в августе механизм реорганизации закончится, и по-новому начнем работать уже с сентября.

- А каковы были принципы формирования новой команды?

- Это эффективность. Я не набираю тех людей, с кем учился или работал. Это мои принципы.

Но есть проблема с подбором кадров. Например, у нас образуется очень мощный и крупный департамент городского хозяйства. Мы утвердили положение по этому департаменту, и сейчас будем объявлять конкурс на его руководителя. Мы понимаем, что это должен быть руководитель, который понимает отрасль городского хозяйства, а это ведь очень сложная отрасль - тут и транспорт, и коммунальная инфраструктура. Руководить этим департаментом должен чрезвычайно профессиональный человек.

Кстати, мы заметили: даже наши критики согласились, что сфера городского хозяйства должна быть в одних руках.

- За два года вы обновили команду, которая работала на прежнего мэра - Александра Макарова. Ушли все, кто с ним работал?

- Нет, я не ставил такой цели. Мы проводили оценку работы каждого чиновника. И что мы увидели? Например, управляющий делами администрации Александр Иванович Цымбалюк. Это эффективный, грамотный специалист, скрупулезный, ответственный, компетентный - ну и что, что он работал с Макаровым? Он сегодня выполняет все поручения.

Или, например, нынешний директор департамента дорожного строительства и благоустройства Владимир Германович Оккель. Он переходит на другую работу, в департамент капитального строительства, но мне сегодня нужен такой "танк", чтобы в условиях кризиса, нерегулярного финансирования вводились объекты, чтобы строители не пытались спекулировать на своих проблемах. И я вижу серьезного, сильного управленца Оккеля. Он тоже работал с Макаровым. Но это не имеет значения.

- Стало быть те, кто ушли - работали неэффективно?

- Сложилась непростая ситуация. Я не хотел бы кидать камни вдогонку ушедшим, но надо признать, что у многих из них, что называется, "глаз замылился". Эффективный управленец - тот, который старается привнести что-то новое, лучше выполнить свою работу, а не пытается на кого-то ее перевалить.

Но и опять же, произошли структурные изменения, которые не позволили некоторым людям оставаться на своих местах. Например, произошло объединение департаментов финансов и экономики. Это обязательно нужно было сделать, чтобы был один заместитель мэра по экономике и финансам. В результате этого прекрасный финансист Людмила Владимировна перешла на работу в Томский политехнический университет (ТПУ). Задачи стали шире, а оставаться с понижением, потеряв ставку заместителя мэра - в отношении Людмилы Владимировны это было неправильно.

- Во время предвыборной кампании вы говорили о том, что районные администрации должны стать ближе к народу. Означает ли это, что в количество районов в Томске увеличится?

- Нет, зачем? Однозначно хочу сказать, что четыре района оптимально для города Томска - в каждом чуть больше 100 тыс. человек. Приблизить к народу районные администрации можно и более простыми способами.

Посмотрите, у районных чиновников остаются три основных функции. Первая - организация обслуживания жилого фонда. То есть они должны так организовать работу с управляющими компаниями, ТСЖ, другими собственниками, чтобы жилой фонд не ветшал.

Второе - это обслуживание внутриквартальной территории. Я не собираюсь с глав районов спрашивать за общегородские территории и дороги. Как у нас обычно происходит зимой - по основным дорогам мы всегда можем проехать, а только во двор заезжаем - сразу "тонем". На "внутрикварталке" нужно сконцентрировать усилия. Причем я не дам денег на обслуживание всех проездов и проходов - только до детских садов, школ, больниц, библиотек. А те дороги, что идут вдоль домов, к подъездам - этим должны заниматься управляющие компании. А районные администрации должны разделить участки ответственности между обслуживающими организациями.

Ну и третья функция - это работа с населением: жалобы, предложения и так далее. Вот три "кита" районных администраций. И все, они по ним будут отчитываться. А у меня появляется только одна задача - сложить четыре отчета и посмотреть, где дела обстоят хуже всего. В главах районов у нас политических деятелей больше нет, поэтому проблема увольнения руководителя становится простым делом.

- Еще одним пунктом вашей программы была борьба с коррупцией. Есть ли первые результаты?

- Борьба с коррупцией - это нежелание отдельного руководителя взять и победить коррупцию. Коррупцию можно победить только изменением структуры принятия решений. Как только чиновник остается один на один со своим правом принятия решения и тем, для кого он принимает это решение - появляется возможность для коррупции.

Расскажу на примере землеотводов. Первое и главное - мы ушли от так называемого предварительного согласования строительства. По сути я как мэр отказался от того, чтобы единолично распоряжаться землей. Почему? Это же интересно мэру, даже из самолюбия. Ответ прост. Я знаю, что взятки брать не буду, на сторону продавать землю не буду. Но меня могут подвести подчиненные. Никогда ведь не угадаешь, исходя из каких принципов ставили визы те, кто подписывал до тебя - на принципах эффективности или собственной заинтересованности. Значит, нужно либо к каждому чиновнику приставлять по три милиционера, либо менять схему.

Мы пришли к выводу, что самой эффективной схемой для борьбы с коррупцией являются торги. Было много противников этой схемы, выдвигались аргументы, что это не позволит прийти в город крупным ритейлерам.

Но во время переговоров с менеджерами Metro я говорил - зачем нужен документ предварительного согласования? Его же можно оспорить в суде, и получится, что компания заходит на многомиллионный проект, а чиновники могут ее держать на крючке по вопросам землепользования. Я же предлагаю совершенно другое. В масштабах инвестпроекта стоимость участка - копейки, да и все равно его придется выкупать. Но купите участок на первом этапе, и все - все чиновники свободны. Уже никто не залезет и не скажет, что с отводами земли что-то не так.

Второй момент - совершенно по-другому определена схема подготовки земельных участков к торгам. Мы сделали так, чтобы прежний проект постановления о выделении земельного участка ("предварительное согласование") превратился в проект постановления подготовки к торгам. Чиновник ставит те же подписи - что участок можно вывести, что у него такая-то кадастровая оценка, такие-то границы, такие-то коммуникации. Все так же визируют. Только разница в том, что раньше они визировали определенной компании для строительства определенного проекта, а сейчас они визируют "для проведения торгов". С кого они взятку возьмут? Не с кого.

И вот пакет документов, который полностью подготовлен к торгам, департамент архитектуры и градостроительства передает департаменту недвижимости. А когда он будет продавать - мы сами решим. У нас много участков подготовлено, но зачем мы сразу должны все продавать? Мы подготовили, и смотрим конъюнктуру рынка - нужен этот участок или нет, какая цена, сколько за него можно взять. И торги проводит департамент недвижимости, и никакого отношения ни к земельному комитету, ни к департаменту архитектуры и градостроительства не имеет. Вот это антикоррупционная схема в полном виде.

Не секрет - по землеотводам в городе была самая коррупционная ситуация. Все знали, что нужно прийти, купить постановление мэра, и получишь земельный участок. Сегодня нет черного рынка. Мы знаем, где сегодня есть черный рынок - на площадках индивидуального строительства. Здесь куча политических спекуляций.

К нам обращаются желающие построить дом, мы готовим несколько десятков земельных участков, и тут появляются некие люди, которые разом подают заявки на те же самые участки. Застройщик ему говорит - как же так, я ведь хочу там дом построить, а он ему в ответ - я легко откажусь от этой заявки за 50 тыс. рулей. А ведь если есть две заявки - это уже аукцион, и земля для простого честного человека оказывается гораздо дороже.

Мы знаем, как этот черный рынок сломать. Наша проблема в том, что очень мало участков готово под индивидуальную застройку. А когда их мало, ничего не добьешься. Нужно, чтобы было много земельных участков. Мы сейчас такой проект готовим. Например, взять и одновременно выделить 3 тыс. земельных участков. Нарезать, выделить, что будет с этим черным рынком? Он исчезнет.

У нас на северо-востоке города есть территория, на которой можно легко это реализовать. Там и дороги, и теплотрасса, и ЛЭП, и газопровод. И если на этом поле появится поселок индивидуальных застройщиков, мы обязательно раздадим землю в аренду на пять лет, и сломаем этот черный рынок.

- Наведение порядка в землеотводах - это только один пример. А есть еще?

- Комитет по транспорту. Почему столько было проблем с маршрутниками? Они и сегодня есть - ветшает сам фонд автобусов, непродуманная тарифная политика, проблема качества обслуживания, регулярности, контролируемости - масса вопросов. Но что мы сделали? Мы говорим о ста днях, но в этих ста днях лежит работа за два года. Создали новый комитет по транспорту, потому что люди в старом комитете были завязаны во всех взаимоотношениях с транспортниками.

Мы сказали маршрутникам, что не будем пытаться переделать транспортный рынок. Вы заключили длинные договора, катайтесь. Но. Я задаю вопрос - мы улицу Розы Люксембург сделали, изменили схемы движения на улицах Крылова, Гагарина строятся Сибирская, Балтийская улицы, улица Елизаровых, развязка на улице Пушкина - это новые транспортные пути? Я имею право готовить новые муниципальные маршруты и выставлять на торги? Имею, полное. И маршрутники мне говорят - да, имеете. Но я предупреждаю, что предприниматели сегодня разрознены и не выиграют этот конкурс. Конкурс должна выиграть сильная компания. Это тоже антикоррупционная схема.

Вместе с тем, на базе Троллейбусно-трамвайного управления я начал развиваться еще и автобусный транспорт. Сегодня мы обслуживаем четыре автобусных маршрута, каждое утро выходит 25 автобусов. По федеральной программе мы получим еще 14 автобусов - это уже окончательная цифра, согласованная с Минрегионом и областным комитетом по транспорту. Причем новые автобусы будут работать на газе. Мы заключили соглашение с компанией "Газпром трансгаз Томск" и ТТУ будет очень серьезно экономить на топливе.

Кстати, помимо автобусов по этой федеральной программе мы приобретаем девять единиц техники для муниципального предприятия "Томский энергокомплекс" (МУП ТЭК), восемь машин для "Спецавтохозяйства" и еще две единицы спецтехники для ТТУ. Кроме того, мы не забыли про медицину и планируем приобрести четыре автомобиля для медучреждений. Всего в этом году мы закупаем 37 единиц техники на общую сумму 113 млн рублей. А из городского бюджета на это мы потратим всего 34 млн рублей, остальное - федеральные деньги.

- Сообщалось, что Томск вновь ждет расширение границ. В прошлый раз, когда присоединяли села Тимирязевское, Дзержинское, были большие проблемы. Чего хотите добиться сейчас?

- Проблемы тогда были временные, а перспективы долгосрочные. Проблемы какие - нужно было коммунальную инфраструктуру привести в порядок, отремонтировать котельные, объекты социальной инфраструктуры. Но зато сколько земли город получил!

К сожалению, когда границу кроили, нас пообрезали. Если взглянуть на карту, границы очень сильно изломаны, много своеобразных анклавов. И сегодня эта территория развивается хаотично. Например, мы понимаем, что развивать упомянутые Тимирязевское и Дзержинское нужно вместе. Но там даже транспортную проблему нельзя решить, потому что эти два соседних поселка разделяет маленький кусочек Томского района. То есть мы даже дорогу не имеем права там построить.

Я убежден, границы города нужно расширить. Причем сделать это нужно не так, как раньше кроили мелкими кусочками, а росчерком пера - как делал император.

Думаю, к концу года мы уже это сделаем.

- Когда томичи перестанут беспокоиться о сохранении деревянного зодчества?

- Я понимаю, о чем вы спрашиваете, но должен сказать - томичи не должны перестать беспокоиться. Жители Томска всегда должны помнить, что живут в городе, где очень много исторического и культурного наследия, в том числе деревянного зодчества. И они не должны закрывать глаза на проблемы его сохранения.

Но больше всех о деревянном зодчестве должен беспокоиться главный архитектор. У него есть подчиненные, которые должны выполнять чисто эту функцию - сохранять архитектурное наследие города.

- И все-таки, далеко не все томичи согласятся с тем, что администрация города прилагает все усилия к сохранению этого наследия. Строители продолжают скупать квартиры в ветхих домах, чтобы потом их снести и построить очередной краснокирпичный "шедевр".

- У нас в программе сохранения деревянного зодчества 701 дом. Все они обозначены, и строителям всем сказано - покупайте квартиры! Но этот дом будет именно в таком виде, и вам на этом месте никто ничего не позволит сделать. И фоновую застройку мы не позволим никак изменить, потому архитектурный памятник ценен в том числе гармонией с фоновой застройкой.

То, что делалось по деревянному зодчеству - это правильно, иначе уже бы не было деревянного зодчества. И то, что мы программу сделали - это тоже правильно. Но неправильно в этой программе одно - мы ремонтируем в центре города деревянный дом, а внутрь заталкиваем тех же людей, которые его развалили. Получается та же коммуналка, в которой нет хозяина.

Мы этим людям должны дать возможность переселиться, а этот дом должен быть элитным, очень престижным, и в нем точно должно быть не пять или восемь хозяев, а два или даже один. И мы к этому пошли.

- Но строители продолжают скупать квартиры. "Томская промышленно-строительная компания" скупает квартиры в памятнике на улице Вершинина, "Карьероуправление" - на Советской улице.

- Строители могут собираться делать что угодно. Но конкретно дом N8 на улице Вершинина будет стоять, он очень ценный и расположен в Преображенской слободе - одной из изюминок города.

А вот на Советской улице ситуация другая. Та группа домов, о которой вы говорите, никакой ценности не представляет. Это одна из причин, по которой мы расстались с директором муниципального учреждения "Томск исторический" Николаем Петровичем Закотновым. Я ему говорил - вы должны не себе работу на долгие годы обеспечить, а продумать, где мы действительно должны сохранять эти 700 домов.

В этой части программа была не продумана. Конкретно эти дома только создают головную боль, потому что нам нужно сделать эту улицу дублером центрального проспекта города - проспекта Ленина. А эти дома выходят за красную линию и не дают провести расширение.

- Получается, что транспортная система для города более приоритетна, чем его культурное наследие?

- Я хочу сказать, что не надо бросаться из крайности в крайность. Я против оголтелости, против того, чтобы запрещать теперь любые действия в центре только потому, что раньше творили что хотели.

Это как работать с ЮНЕСКО. Я был в Риге, они вступили в эту международную организацию, а теперь и сами не рады. Потому что ничего нельзя сделать, и не только в историческом центре города. Есть еще охранная зона, и в ней любые действия нужно согласовывать.

И еще один момент. Возможно ли построить возле Эрмитажа стеклянную пирамиду, как в Лувре? Возле Эрмитажа - нет, а возле Лувра - можно. Потому что у них такой подход по сохранению исторического и культурного наследия. А если только говорить "стойте, не трожьте" - это не подход.

Не надо 10 пирамид строить, но архитектор должен удивлять. Я об этом и попросил нашего главного архитектора Владимира Иннокентьевича Коренева. Но пока он не может удивлять, он только и дело что вынужден отбиваться то от нападок строителей, то от нападок защитников зодчества.

Сегодня мы подчищаем ошибки прежней администрации города и, надо признать, ошибки областной администрации. Яркий пример - это когда выходит начальник областного департамента по культуре Андрей Кузичкин и говорит, что ему не нравится архитектурная политика в городе. А простите, кто, если не он, подписал разрешение построить многоэтажку в самом центре города? Мы потом ценой неимоверных усилий снизили ее высоту на два этажа, но его-то департамент куда смотрел?

Или уплотняющая застройка в спальных районах. Сегодня новые участки не выделяются, большинство землеотводов мы отозвали, но по некоторым суды приняли решения не в нашу пользу, не в пользу горожан. Но это уже "хвосты", их немного.

- Муниципальное учреждение "Томск исторический" ждут серьезные перемены?

- "Томск исторический" мы реформируем - он по сути не нужен. Я приглашаю на работу любого из группы активистов, защищающих наследие. Я готов им дать должность заместителя главного архитектора по сохранению деревянного зодчества - это не шутка. Готов хоть завтра подписать распоряжение. Предложение им было направлено, но пока ответа не последовало.

- Давайте поговорим о состоянии городской экономики. Какие антикризисные меры предпринимают томские власти?

- Нужно исходить из того, что самая сложная ситуация сейчас в строительной отрасли. Если раньше мы на них "нападали", сформировали новые, жесткие "правила игры", то теперь им нужно помочь.

С января начала действовать программа по компенсированию ставки ипотечного кредитования. Я хочу заметить, что потратив всего 9 млн рублей из городского бюджета, мы помогли заемщикам привлечь из банков более 130 млн рублей. И это мы пока набираем только вторую сотню семей, а наша цель - получить 500, 1000 участников программы. Вот это, я считаю, эффективная работа. Далее мы планируем расширять количество заемщиков, но и количество банков, участвующих в программе, и количество строительных организаций.

Кроме того, мы вдвое уменьшили стоимость подключения к сетям тепло-, электро-, водоснабжения. Ну и дали рассрочку по платежам за землю. То есть навстречу строителям было сделано три серьезных шага. Я полагаю, это немало.

Сейчас перед нами стоит задача защитить дольщиков. Мы внимательно следим, чтобы в этой сфере не было нарушений закона. Но факт в том, что строители попали в сложную ситуацию, у них много незавершенного строительства. В качестве одной из мер мы предполагаем разрешить оформлять в собственность землю под недостроенными домами - это позволит заложить ее и привлечь деньги на завершение строительства.

- Муниципалитет будет поддерживать только строителей?

- Мы провели мониторинг, конечно, в каких-то отраслях ситуация тяжелее, в каких-то - попроще. Но если есть проблема, если будут высвобождаться люди, мы будем искать способы их перепрофилировать, помочь найти работу.

Мы уже открыли дополнительный центр занятости, открыли центр малого бизнеса. Сейчас планируем открытие Дома молодежи. Нужно, чтобы молодые люди могли прийти в этот дом и получить работу, открыть свой бизнес, включиться в молодежную программу по ипотечному кредитованию, научиться чему-либо, переподготовиться.

- Бюджет с этим справится?

- Ситуация с бюджетом, конечно, очень сложная. Мы провели секвестирование, и вместе с долей, которую предполагали получить из областного бюджета, общая сумма составила 1 млрд 700 млн рублей.

К сожалению, ситуация не изменилась, и мы недобираем достаточно много - по 50 млн рублей в месяц. Ежедневные платежи в бюджет не увеличились. В то же время мы продали несколько земельных участков, в том числе компании Metro, немного подвинулись по приватизации. Но все равно, неналоговые поступления составляют сегодня только 9% от плановых.

С учетом этого мы рассматриваем возможность провести второй секвестр бюджета на сумму порядка 600 млн рублей. Однако изучаем и другие сценарии завершения года, в частности, привлечение кредитных ресурсов, в том числе бюджетных кредитов. Это, конечно, приведет к наращиванию муниципального долга, но позволит профинансировать жизненно важные для города направления. Замечу, что если и произойдет увеличение долга, то только в пределах, разрешенных Бюджетным кодексом. Всего у нас четыре сценария на второе полугодие, мы ищем наиболее оптимальный из них.

- Это означает, что при любом раскладе программы развития будут заморожены?

- Все инвестпрограммы мы унесем на 2010 год. Но мы вложим деньги в те социальные и транспортные объекты, в которые обещали. Мы точно достроим одну из улиц, ведущих к технико-внедренческой зоне, ведем строительство дороги на левобережье Томи.

Также мы достраиваем муниципальный многоквартирный дом, и в этом деле пока останавливаемся. Детский сад в новом крупном жилом районе мы пока строим, но есть опасения, что он уйдет в долгострой. И по капитальному ремонту есть несколько объектов социальной сферы, которые мы в этом году обязательно должны сделать.

Особо хочу обратить внимание на работу по переводу первой городской больницы из старого здания на площади бывшей железнодорожной больницы. Я думаю, к октябрю старый корпус, не отвечающий ни санитарным, ни медицинским требованиям, мы сможем закрыть. Я этой работой занимаюсь уже два года и, надеюсь, нынче ее удастся завершить.

Помимо этих объектов, нам предстоит еще открыть новый полигон твердых бытовых отходов в Сурово-Сухоречье, заняться реконструкцией водоканала, развитием общественного транспорта, электрического транспорта, "Спецавтохозяйства".

- В последнее время часто звучит мнение, что кризис открывает новые возможности. Что для вас открыл кризис?

- Мы четко увидели неэффективные затраты, которые несли до этого. Мы уже исключили 1 млрд 700 млн рублей и прекрасно понимаем, что могли и раньше их не нести. Мы их убрали, а ничего не случилось. Представляете, если бы даже в прошлом году мы сократили затраты на такую сумму? Мы бы могли приобрести много новой техники, провести реконструкцию водоканала - то, о чем сейчас голова болит.

Теперь мы должны научить эффективно работать чиновников. Они должны понимать, что просто так никто денег не даст, нужно доказать эффективность своей работы.

Ну и зашевелились все. Мы побежали за деньгами - получаем кредиты в банках, входим в федеральные целевые программы. То есть мы начали искать способы привлечь другое финансирование.

- Складывается ощущение, что в кризис политика несколько стихла. Однако через год с небольшим будут выборы в Думу города Томска. Вы ощущаете какую-то политическую активность?

- Политика активизируется как насморк, только к предвыборной кампании. Не могу сказать, что я ее не замечаю. Но на сегодняшний день я доволен работой думы - она конструктивная, ни в коем случае не соглашательская - мне приходится на каждом заседании стоять перед депутатами и отчитываться. Мне бы единственное, что бы хотелось - чтобы думу не захлестнуло критиканство.

И беспокоит меня только этот аспект - в думу придут люди, которые вместе хотят решать проблемы, или люди, которые хотят реализовать свои политические амбиции.

- А сейчас какой-то контакт вы с партиями налаживаете? Помогают ли они решать городские проблемы, используя ресурс центрального аппарата?

- Я член "Единой России", и вынужден признать, что кроме нее, ни одна партия никак себя не проявляет. Вот, например, последний случай - мы пригласили представителей "Справедливой России" и ЛДПР на водоканал для того, чтобы вместе подумать, как можно привлечь большие деньги на его реконструкцию. И что вы думаете? Никто даже не поехал.

- Последний вопрос - о вашем отношении к идее назначения мэров.

- Я спокойно отношусь и к идее назначения, и к идее снятия, и к нынешней выборности Я человек технического склада ума. Как говорится, "нам бы схемку иль чертеж, мы б затеяли вертеж". Если будет решено, что мэров назначаем, будем назначать. Скажут, что избираем, будем избирать.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще