Точка зрения 19 апреля 2011 г. 16:42

Националистов оставили без движения

Interfax-Russia.ru – Мосгорсуд запретил Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ), признав его деятельность экстремистской. Правозащитники рады, но и сами ультраправые не унывают.

Ходатайства не помогли

Московский городской суд 18 апреля поставил точку в истории скандально известного Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ). Эта организация признана экстремистской, а ее деятельность в России запрещена.

Началом конца стало 17 февраля. В этот день в Мосгорсуд от прокурора столицы Юрия Семина поступил иск с требованием ликвидировать ДПНИ. Как гласило исковое заявление, "цели и действия этого общественного объединения направлены на осуществление экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав человека и гражданина, причинение вреда здоровью граждан, обществу и государству".

Суду хватило двух месяцев, чтобы согласиться с доводами истца. "Московский городской суд в полном объеме удовлетворил заявление прокурора столицы о признании межрегионального общественного движения "Движение против нелегальной иммиграции" (ДПНИ) экстремистским и запрете его деятельности", - говорится в сообщении, размещенном на сайте Генпрокуратуры РФ.

Правда, ДПНИ в ходе трех судебных заседаний отчаянно сопротивлялось. Так, члены движения, ссылаясь на то, что их организация якобы является международной, требовали, чтобы дело из Мосгорсуда было передано в Верховный суд РФ. Еще одной зацепкой для защищавшейся стороны было то, что в обвинении якобы не могло быть пункта об экстремизме, так как это уголовная статья, а сам процесс – гражданский. Но эти и прочие ходатайства суд решительно отклонил.

Лидер ДПНИ Владимир Ермолаев, а также экс-лидер движения Александр Белов демонстративно покинули здание суда еще до вынесения окончательного решения. "Мы не видели никакого смысла продолжать участвовать в этом фарсе", - сказал позднее Белов.

Теперь Белов и Ермолаев намерены подать встречный иск к прокуратуре, в котором попросят признать ее (прокуратуру – ИФ) экстремистской и запретить ее деятельность. "Организация признана виновной в том, что в других уголовных процессах некоторые ее члены были признаны виновными. Это примерно то же самое, как если бы прокуратуру признать организованным преступным сообществом, так как некоторые ее члены "крышуют" игорный бизнес. Это противоречит нормам здравого смысла и юридической практике", - заявил в интервью радиостанции "Эхо Москвы" Белов.

Кондопога и так далее

Напомним, что ДПНИ не раз оказывалось в центре скандальных ситуаций, привлекая к себе внимание правоохранительных органов.

Так, например, представители движения во главе с Беловым принимали участие в сходе граждан 2 сентября 2006 года в Кондопоге, где ранее в ходе массовой драки с уроженцами Кавказа погибли двое местных жителей. После митинга, в котором участвовало 2 тыс. человек, в городе вспыхнули беспорядки.

В ноябре 2006 года прокуратура Карелии возбудила в отношении Белова уголовное дело по ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Кроме эпизода в Кондопоге, в деле фигурируют выступления Белова на телевидении, в которых он, по мнению следствия, умышленно допустил высказывания, унижающие достоинство людей "по признаку национальности".

Кроме того, ДПНИ являлось одним из основных организаторов "Русских маршей". Проведение "Русского марша" в 2008 году было запрещено, однако ДПНИ призвало своих сторонников все равно выйти на шествие. Попытки ОМОНа разогнать собравшуюся толпу привели к столкновениям.

В ноябре 2010 года координатор Движения по защите прав народов Виталий Трофимов-Трофимов обвинил ДПНИ в расизме и подал заявление в прокуратуру, указав ссылки на "расистские оценочные высказывания, призывы к физической расправе и пропаганду террористических методов". Трофимова-Трофимова поддержали и некоторые российские правозащитники, в частности руководитель организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина.

Именно на основании заявления Трофимова-Трофимова прокуратура Москвы начала проверку деятельности ДПНИ. 17 февраля 2011 года материалы дела были переданы в суд, а Белову и координатору Московского совета ДПНИ Владимиру Кралину вручили уведомления о приостановлении деятельности организации.

Сами виноваты

В Федеральной миграционной службе (ФМС) России считают правильным решение Мосгорсуда. "Мы пытаемся выстраивать конструктивный диалог со всеми общественными организациями и конфессиями. Но в деятельности этой организации никакого конструктива мы не видели", - сказал "Интерфаксу" пресс-секретарь ФМС Константин Полторанин.

Ранее глава ФМС Константин Ромодановский заявил "Интерфаксу", что в деятельности ДПНИ было больше вреда, чем пользы. "То, что с нелегальной миграцией нужно бороться, ясно любому. Я не вижу какого-то сигнала с их (ДПНИ) стороны, который предлагает варианты решения вопроса. Ходить и говорить – проще всего, а что-то конструктивное предлагать – другое", - сказал он.

Большинство экспертов также приветствуют запрет ДПНИ. "Запрет ДПНИ – это в целом хорошо", - сказал "Интерфаксу" директор правозащитного центра "Сова" Александр Верховский.

"В заявлении прокурора по поводу запрета деятельности ДПНИ говорилось, что целый ряд членов и групп из ДПНИ были замешаны в насильственных расистских преступлениях. Мне кажется, что организация, которая так тесно связана с насильственной деятельностью, не должна быть легальной. Дело не в том, что они говорят, а в том, что они делают", - сказал Верховский.

Он не считает, что после запрета ДПНИ ее активисты уйдут в подполье. "Кого это уведет в подполье? Те молодые люди, которые себя еще не засветили, они и так старались не иметь дело с ДПНИ, которое было под колпаком", - сказал Верховский.

Он заявил, что в радикально-националистическом движении усиливается "подпольная компонента". "Но она усиливается из-за возрастающего давления на радикальную среду. Сам по себе запрет ДПНИ никакого такого действия не окажет", - сказал эксперт.

Другие специалисты уверены, что в запрете ДПНИ виноваты, прежде всего, руководители движения. "Дело в них самих. Власть уделяет национальной идее микроскопическое внимание. Но ответ на это со стороны радикальных националистов тоже неадекватный. Конечно, если их призывы экстремистские, их запрещают", - заявил в интервью "Русской службе новостей"

глава Международного евразийского движения Александр Дугин. При этом он добавил, что не видит ярких персоналий, которые могли бы проводить политику защиты интересов русских в рамках действующего законодательства.

Между тем, как полагает зампред комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов, запрет ДПНИ – это излишняя мера, которая не решит саму проблему националистических настроений в обществе. "Разумней было вносить коррективы, нежели на корню это дело срубить и подумать, чем это закончится, – заявил он газете "Коммерсант". – Ведь проблема-то ДПНИ – она не собственно в этой организации, а в том, что действительно существует проблема нелегальной миграции. И эта проблема огромная, ей никто не занимается. Если мы хотим каким-то образом бороться и экстремистские настроения купировать, этим вопросом нужно заниматься, а не просто сказать – нельзя и точка".

"Легальный национализм в России закончился"

Как полагает координатор центра "Русский вердикт" Алексей Барановский, решение по ДПНИ – это только один из ответов власти на события, которые произошли на Манежной площади в Москве. Напомним, 11 декабря 2010 года акция памяти болельщика "Спартака" Егора Свиридова, убитого 6 декабря в драке между группой уроженцев Северного Кавказа и футбольными фанатами, вылилась в массовые беспорядки на Манежной площади и в московском метро. По данным столичных властей, тогда пострадали 32 человека.

"После "Манежки" нужна показательная порка, показательные процессы, чтобы никто не удумал против чего-нибудь протестовать. Такая политическая конъюнктура", - сказал Барановский на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса" в Москве.

Впрочем, экс-лидер ДПНИ Белов считает, что запрет одной-двух организаций лишь сплотит ультраправые силы и приведет к появлению нового, еще более многочисленного движения. "До решения судов организации были разрознены. У нас стояли свои задачи, а благодаря решениям судов мы сплотились. Пришло время нашего объединения", - заявил "Интерфаксу" Белов.

"Считаю, что это будет интересный, большой проект, и, наверное, я приму в нем участие", - сказал он.

Вместе с тем, Белов сожалеет, что "в стране исчез субъект, который пытался играть с властями по правилам, вел переговоры и решал проблемы".

"Теперь этого от имени русских людей делать будет некому. Разговаривать власти будет не с кем", - сказал он.

"Сегодня была запрещена последняя общероссийская организация националистического толка, - сказал, в свою очередь, "Интерфаксу" лидер еще другого запрещенного судом движения "Славянский союз" Дмитрий Демушкин. – На этом можно констатировать, что легальный национализм в России закончился".

Обозреватель Сергей Нагорный

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще