Точка зрения 30 января 2012 г. 17:47

Отдыхали до банкротства

Interfax-Russia.ru – Туроператор "Ланта-тур Вояж" объявил себя банкротом. Финансовые трудности компании испортили отдых, по разным данным, от 3 до 8 тыс. российских туристов.

27 января компания опубликовала на своем сайте сообщение о приостановке деятельности из-за финансовых проблем, и в тот же день около 100 туристов не смогли улететь на отдых. Впрочем, еще не известно, кому не повезло больше: тем, кто оплатил тур, но не смог покинуть аэропорт, или тем, кто прилетел на отдых за несколько дней до банкротства туркомпании и с трудом вернулся обратно.

Неожиданный банкрот

Более 12 лет "Ланта-тур вояж" работала на разных туристических направлениях, в том числе продавала туры в экзотические страны – Таиланд, ОАЭ, Вьетнам. 27 января около 100 человек не смогли покинуть московские аэропорты "Шереметьево" и "Домодедово", поскольку туроператор не оплатил авиабилеты. Позже выяснилось, что у "Ланты-тур Вояж" возникли финансовые трудности, о чем компания сообщила на своем сайте. При этом руководство компании не уведомило о временной приостановке своей деятельности ни Российский союз туриндустрии (РСТ), ни страховую компанию "Ингосстрах", которая застраховала деятельность туроператора на 100 млн руб.

"Пострадавших может быть и больше, но у данного оператора солидный страховщик – компания "Ингосстрах", и, возможно, финансовых гарантий хватит на всех пострадавших. В воскресенье клиенты данного оператора обслуживаться уже не будут. В любом случае уход с рынка такого туроператора - это очень плохо и отразится на туррынке", – сообщила порталу "Интерфакс-Туризм" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

В свою очередь "Ланта-тур вояж" рекомендовала не отправляться в путешествие по путевкам компании со сроком вылета после 27 января, поскольку у туристов могут возникнуть проблемы не только с перелетом, но и с заселением и проживанием в гостиницах. На сайте также был указан адрес и телефон офиса, в который туристы могут подать заявления и претензии (Москва, улица Крылатские холмы, дом 37, офис "Ланта-Тур Вояж", телефон для связи +7 (495) 638-53-11). Кроме того, "горячую" линию для клиентов туроператора открыли в "Ростуризме" (+7 (495) 607-71-17, 607-39-49 и 985-226-82).

Путь домой

По мнению специалистов, ситуация с "Ланта-туром" кардинально отличается от истории банкротства "Капитал-Тура", который в ноябре 2010 года также сообщил о своих финансовых проблемах. У "Ланта-тура" нет абсолютно "непроплаченных" путевок, поэтому повторения ситуаций, когда туристов отказывались заселять в отели или мешали их возвращению на Родину, не прогнозировали. Но сложности все же возникли – например, никто точно не мог сказать, сколько путевок продал туроператор, а это затрудняло расчет суммы выплат пострадавшим.

"Из общего числа пострадавших примерно половина – туристы, купившие турпакеты, и с ними все понятно. Они получат компенсации за неиспользованные туры. Однако примерно половина из этого числа – люди, которые приобрели только авиабилеты, и на них финансовые гарантии от "Ингосстраха" не распространяются. Сейчас ведутся переговоры с авиакомпаниями с целью возмещения ущерба этой категории пострадавших", – рассказала "Интерфаксу" директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

По расчетам Ростуризма, путевки "Ланта-тура" купили от 3 до 8 тыс. человек. В то же время, в Ассоциации туроператоров России прогнозировали, что пострадать от финансовой несостоятельности туроператора могли от 5 до 6 тыс. человек. Позже президент туроператора Людмила Пучкова сообщила, что за границей находится примерно 2 тыс. 700 клиентов компании.

"Еще туров продано примерно до 1 тыс. с глубиной продажи до 12 февраля", - процитировала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина слова президента "Ланта-тура".

Она также подчеркнула, что авиакомпания "Трансаэро", на рейсах которой в основном должны возвращаться пострадавшие туристы, обязуется вывезти всех россиян, в том числе тех, кто захочет прервать свой отпуск и прилететь раньше. В свою очередь, пресс-секретарь авиакомпании Сергей Быхал рассказал "Интерфаксу", что туроператор выписал и оплатил около 350 билетов из России, а также более 2,2 тыс. билетов из-за рубежа в Россию вплоть до 3 февраля.

"Обратные билеты были проданы вплоть до 12 февраля, уже сформирован график вывоза", – сообщил собеседник агентства, заметив, что "Трансаэро" готово на свободных местах вывозить пассажиров, которые захотят досрочно улететь из-за рубежа.

Незабываемый отдых

За два дня из России на отдых не смогли улететь примерно 300 клиентов "Ланта-тура", но еще большие неприятности ждали отпускников, которые смогли попасть на отдых, который обернулся настоящим испытанием. Так на курортах Гоа, которые только в декабре 2011 года посетило около 10 тыс. россиян, были проблемы с заселением туристов в отели.

"Как выяснилось, деньги на оплату номеров для своих клиентов на счета индийских партнеров компания "Ланта-тур", объявившая в пятницу о своем банкротстве, так и не перевела. Администрация отелей отказывалась заселить россиян, требуя предоплаты", – рассказал "Интерфаксу" представитель генерального консульства РФ в Мумбаи Роман Воробьев.

Трудности ждали и туристов, возвращающихся с Гоа домой, – их проживание также не было оплачено в срок, поэтому дипломаты опасались, что отдыхающих могут не выпустить из номеров или не допустить к посадке в самолет, пока отели не получат компенсацию.

"Однако благодаря совместным усилиям, предпринятым диппредставительством совместно с российскими и индийскими заинтересованными инстанциями, все вопросы удалось разрешить в кратчайшие сроки", – рассказал дипломат

Его слова подтвердила пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, сообщившая, что 29 января из Гоа и Таиланда вылетело около 130 туристов "Ланта-тур". Она подчеркнула, что основные проблемы у туристов возникают не с перелетом, а с заселением и проживанием в отелях – уже известны случаи, когда отдыхающим отказывались вернуть паспорта до погашения долгов перед гостиницей.

"Никаких правовых оснований для взимания денег отели не имеют. Отельеры сами допустили работу в долг с туроператором, выдали ваучеры туристам, а теперь отыгрываются на них, хотя понятно, что туристы заплатили за свои поездки, иначе они не приехали бы на отдых", – сообщила собеседница агентства.

Похожая ситуация сложилась и в Таиланде, где по данным РСТ, находится 1 тыс. клиентов "Ланта-тура".

"У российских туристов сложились различные ситуации: у кого-то истекает срок тура завтра, у кого-то через 2 дня, через неделю. По разному относятся администрации различных отелей - женщину, у которой отдых запланирован до 7 февраля, решили выселить уже сегодня в 9 утра", – сообщили "Интерфаксу" в российском консульстве в Бангкоке.

Дипломат рассказал, что на данный момент самым проблемным регионом Таиланда является Паттайя. Однако представители российского консульства делают все возможное, чтобы держать ситуацию под контролем.

"Сегодня утром с администрацией гостиницы "Амбассадор", расположенной в 15 километрах на юг от Паттайи, в которой проживают около 180 россиян, удалось договориться об их невыселении на условиях оплаты проживания по сверхльготным тарифам – 30 долларов США в сутки", – сообщил дипломат, заметив, что консульство не знает точного числа туристов из России.

Собеседник агентства рассказал, что владельцы отелей в Таиланде опасаются повторения ситуации "Капитал-тура" и пытаются максимально компенсировать убытки.

Между тем, 30 января на радиостанцию "Эхо Москвы" дозвонилась одна из отдыхающих в тайском отеле Gulf Siam. Она сообщила, что восьми клиентам "Ланта-тур Вояж" угрожают арестом, если они не оплатят свое проживание.

"Куда бы мы ни звонили – в посольство, в консульство – нас перенаправляют друг на друга. Мы хотим выяснить, как отсюда улететь, потому что у нас нет обратных билетов. Они, оказывается, даже не проплачены, хотя мы оплачивали все через "Ланта-Тур Вояж", – рассказала туристка.

Еще хуже обстояли дела у туристов, которые отдыхали во Вьетнаме. Некто под ником BukashinD написал в своем микроблоге в "Твиттере", что после заявления туроператора о финансовых трудностях, полиция перекрыла выход туристов из отеля, и они решились на побег.

"Отель Hai Au (Вьетнам) - полиция перекрыла выход туристов из отеля, требование по оплате проживания предъявлены туристам. Нам четверым удалось обмануть охрану отеля. Сбежали из отеля, бросив часть вещей. Добрались до аэропорта Сайгон", – сообщил BukashinD.

По мнению экспертов, в подобных случаях туристы должны обращаться в консульство России, если проблему невозможно решить самостоятельно.

"Если отель заселил туристов по ваучеру своего партнера (будь то российского туроператора или местной принимающей компании), он обязан предоставить все услуги без всяких попыток получить деньги напрямую с туристов, так как партнером отеля в данном случае является не турист, а другое юридическое лицо", – рассказала Interfax-Russia генеральный директор туроператора DSBW Карен Гончаров.

Впрочем, случается, что отель может еще до заселения туриста признать его ваучер недействительным – например, если туроператор признал себя банкротом.

"В этом случае по добровольному желанию клиента и отеля могут возникнуть договорные обязательства, и тогда клиент должен будет рассчитаться с отелем в соответствии с выставленным счетом", – добавил собеседник агентства.

По возвращению домой турист сможет вернуть деньги, если у него сохранились все платежные документы. В этом случае он должен написать заявку в страховую компанию, работающую с туроператором.

Занялись "черным списком"

По фактам нарушений прав граждан, воспользовавшихся услугами туристической компании "Ланта-Тур Вояж", Следственный комитет России (СК РФ) начал проверку. Однако в Ассоциации туроператоров России уверены, что оснований для возбуждения уголовного дела нет.

Между тем, Федеральное агентство по туризму намерено составить список гостиниц, где отдыхают россияне. А в дальнейшем может появиться и "черный список" гостиниц, в которых у отдыхающих вымогали деньги или не выпускали их из отеля до оплаты проживания.

"Вопрос о создании такого списка будет решаться в зависимости от того, предоставят ли консульские службы и туристические компании соответствующую информацию", – сообщил "Интерфаксу" начальник правового отдела ведомства Изо Арахамия.

30 января "Ланта-тур Вояж", как и было указано на сайте туроператора, начал возвращать загранпаспорта тем, кто не успел отправиться в путешествие. Для этого туристу нужно позвонить в центральный офис агентства и узнать о мессе нахождения его документов, после чего приехать за ними с внутренним паспортом.

В этот же день отделения страховой компании "Ингосстрах" на Лесной и Большой Тульской улицах в Москве начали принимать заявления на компенсацию. Документы, которые необходимо предоставить в компанию для подачи заявления, перечислены на сайте страховой компании. А рассмотрение заявки зависит от наступления страхового события – то есть от даты начала тура. Кроме того, в компании заметили, что размер компенсации будет зависеть от числа пострадавших клиентов "Ланта-тур вояж": если 100 млн руб. финансовой гарантии туроператора не хватит для полной компенсации всем туристам, то выплаты будут осуществляться пропорционально стоимости туров.

Причины краха

30 января Российский союз туриндустрии назвал причину приостановки деятельности туроператора.

"Аэрофлот" отказался выдавать авиабилеты туристам "Ланты-тур вояж", пока не будет погашен долг, однако Мастер-банк отказал туроператору в кредите", – сообщила пресс-секретарь ведомства Ирина Тюрина, отметив, что речь шла о сумме 30 млн руб. Также одной из причин банкротства могли стать заниженные цены на туры – так около 45% путевок операторы продают ниже себестоимости, а прибыль приносит порядка 15% предложений.

Интересно, что несмотря на обилие туроператоров, турист по разным причинам может и не получить деньги за оплаченный тур.

"Сейчас складывается абсурдная ситуация – финансовые гарантии на 100 млн лишь у одного процента операторов. Всего операторов – около 4000. Операторы платят за вход на рынок, а кто-то, наоборот, недоплачивает", – заметил вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.

По его словам, решением проблемы может стать обязательное страхование каждого тура – это увеличит стоимость путевок, но станет гарантией того, что виновник ответит за испорченный отдых.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще