Центр / Эксклюзив 19 сентября 2013 г. 18:37

Генеральный директор ОАО "ФГК" В.Евдокименко: "Клиентоориентированность - это основа успеха бизнеса компании-оператора"

Генеральный директор ОАО "ФГК" В.Евдокименко: "Клиентоориентированность - это основа успеха бизнеса компании-оператора"

            Федеральная грузовая компания, в свое время имевшая много меньшую долю на рынке в сравнении с Первой грузовой компанией, сегодня отвоевывает качественно иные позиции на рынке грузовых железнодорожных перевозок. О планах и перспективах работы компании в интервью "Интерфаксу" рассказал генеральный директор ОАО "ФГК" Виталий Евдокименко.

            - Виталий Михайлович, каковы общие показатели работы ФГК, доля рынка, достижения на сегодня и задачи на ближайшую перспективу?

            - 24 сентября 2013 года ОАО "ФГК" отмечает 3 года со дня создания. Формирование общества происходило в условиях несформированной новой регуляторной модели рынка, множественности операторов, дефицита подвижного состава и соответственно отсутствия механизма гарантированного обеспечения грузоотправителей грузовыми вагонами. Поэтому для сглаживания негативных последствий массовой передачи парка грузовых вагонов из общего парка ОАО "РЖД" в приватный ОАО "ФГК" сначала использовалась агентская схема управления большей частью парка, а затем, в соответствии с решением правительства Российской Федерации, 106 тыс. полувагонов были переданы в аренду ОАО "РЖД", сформировав парк вагонов собственных привлеченных.

            К концу 2012 года сформировался профицит вагонов на сети, и парк вагонов собственных привлеченных (ВСП) стал невостребован, что послужило основанием для возврата неиспользуемого парка в ОАО "ФГК". В июле 2013 года этот процесс полностью завершился, и в настоящее время компания самостоятельно управляет собственным парком. Сейчас ФГК - крупнейший оператор универсального подвижного состава, в самостоятельном управлении которого - более 166 тыс. вагонов, или 14% от всего российского парка вагонов. У нас самый большой среди российских операторов парк полувагонов, крытых вагонов и универсальных платформ. Для эффективной работы с грузоотправителями в компании создана крупнейшая филиальная сеть - 14 филиалов во всех регионах России и два иностранных представительства - в Украине и Республике Казахстан. Доля ОАО "ФГК" в грузообороте составляет 14% от общесетевого показателя. По итогам первого полугодия 2013 года в вагонах ФГК перевезено около 64 млн тонн грузов, что почти вдвое превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Грузооборот составил 127,5 млрд ткм. Активная позиция компании по привлечению дополнительных объемов грузов и проводимые мероприятия по повышению клиентоориентированности позволяют нам рассчитывать на освоение грузовой базы по итогам года не менее нашей доли вагонов на сети - а это порядка 14-15% от общесетевого грузооборота.

            - Как, на Ваш взгляд, сегодня характеризуется ситуация на рынке грузовых железнодорожных перевозок в условиях множественности операторов подвижного состава, какие преимущества дала либерализация рынка, какие недостатки выявила?

            - В настоящее время после завершения процесса возврата вагонов из привлеченного парка в самостоятельное управление ФГК решена одна из основных задач реформирования рынка грузовых железнодорожных перевозок в сегменте оперирования - либерализация. По мнению ФГК, к основным преимуществам либерализации рынка оперирования можно отнести значительный приток частных инвестиций в отрасль, обновление парка вагонов на сети российских железных дорог, общее снижение транспортных затрат грузоотправителей при перевозках грузов и высокий уровень конкуренции на рынке оперирования грузовыми железнодорожными вагонами.

            В то же время завершающий этап реформы выявил и ряд недостатков сформированной модели рынка, среди которых к наиболее серьезному на данном этапе можно отнести отсутствие адаптированной к новым условиям работы на рынке оперирования регуляторной модели, в том числе:

- отсутствие механизма гарантированного обеспечения подвижным составом грузоотправителей, что особенно актуально в условиях пика сезонных перевозок, таких как минерально-строительные грузы;

- отсутствие новой технологии управления вагонными парками различных собственников, что, в частности, приводит к снижению эффективности использования инфраструктуры общего пользования в условиях множественности операторов с разнонаправленной логистикой вагонопотоков;

- отсутствие у грузоотправителей и операторов инструментов долгосрочного прогнозирования уровня стоимости услуг по предоставлению подвижного состава в условиях рыночного ценообразования на данные услуги с учетом рыночной конъюнктуры.

            На наш взгляд, решение данных вопросов должно лежать в плоскости тесного взаимодействия всех участников перевозочного процесса - грузоотправителей, операторов, перевозчика и владельца инфраструктуры. Это позволит повысить эффективность и минимизировать риски реформы.

            - Использование инновационного подвижного состава - тенденция, о которой в последнее время также говорят много и часто, продвигают на правительственном уровне механизмы стимулирования игроков рынка к закупкам новых вагонов. Насколько это интересно операторам, и поддерживает ли ОАО "ФГК" общие тенденции?

            - ФГК как крупнейший оператор железнодорожного подвижного состава не просто заинтересована в использовании инновационных вагонов, но и осуществляет конкретные практические шаги для достижения одной из основных стратегических целей, поставленных акционерами, − совершенствование и модернизация подвижного состава.

            Во-первых, значительная часть инвестиционной программы компании формируется на основе закупки новых вагонов с улучшенными техническими и коммерческими характеристиками. Так, в результате проведенной работы с 2011 года общее число приобретенных ФГК вагонов составило 17,6 тыс. ед., среди которых 4,5 тыс. цистерн с увеличенным объемом котла, 1,9 тыс. крытых вагонов увеличенной кубатуры, 10,9 тыс. полувагонов грузоподъемностью свыше 70 тонн. Это позволило компании обновить парк вагонов путем замещения вагонов устаревшей конструкции инновационными и предложить грузоотправителям наиболее востребованный в настоящее время на рынке погрузочный ресурс.

            Во-вторых, в целях развития нового продукта на российских железных дорогах - контрейлерных перевозок по заказу ФГК разработана новая модель вагона − контрейлерно-контейнерная платформа, позволяющая осуществлять перевозку автопоездов с трейлером, а также полуприцепов, прицепов и контейнеров.

            В-третьих, в рамках международного сотрудничества ФГК совместно с мировым лидером в области разработок и производства оборудования для железнодорожного транспорта - немецкой компанией Knorr-Bremse создано совместное предприятие по производству высокотехнологичного тормозного оборудования для железнодорожного подвижного состава - ООО "КБ 1520". Одним из основных продуктов совместного предприятия являются воздухораспределители KAB60 для грузовых вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками.

            ФГК поддерживает инициативы по стимулированию игроков рынка к закупке новых, инновационных вагонов, но они должны быть экономически оправданы. Инновационные вагоны, предлагаемые в настоящее время производителями, будут востребованы операторами только при достижении баланса ценовой политики производителя и экономической эффективности такого подвижного состава для оператора и грузоотправителя. В текущих экономических условиях, когда на рынке наблюдается значительный профицит вагонов, покупка данного рода подвижного состава при существующих ценовых условиях производителей, к сожалению, не обеспечивает возврат инвестиций и, соответственно, не очень привлекательна для оператора.

            - ОАО "ФГК" является заказчиком разработки, испытаний и запуска в серийное производство принципиально новых для сети российских железных дорог вагонов-платформ для контрейлерно-контейнерных перевозок. Почему вы решили реализовать этот новый проект, от кого поступила инициатива, и во что могут перерасти эти разработки? Насколько эффективным может оказаться использование данного подвижного состава в целом на рынке транспортных услуг и, в частности, для ОАО "ФГК"? Каковы перспективы использования на территории сопредельных государств, какие принципы будут взяты за основу сотрудничества с соседями?

            - ОАО "ФГК" совместно с ОАО "РЖД" и другими партнерами осуществляет мероприятия по организации нового транспортного продукта − контрейлерных перевозок, что позволит компании расширить спектр оказываемых услуг, увеличить клиентскую базу и объем перевозимых грузов.

            Данные перевозки представляют собой перевозку грузовых автотранспортных средств на железнодорожной платформе, и их суть состоит в том, что большую часть маршрута автотранспортное средство преодолевает на железнодорожных платформах, что обеспечивает значительно более высокую скорость и снижает затраты на прохождение наиболее загруженных и проблемных участков автодорог.

            Таким образом, преимущества контрейлерных перевозок для клиентов заключаются, во-первых, в сокращении времени доставки грузов, а также в ускорении прохождения таможенных процедур при экспортно-импортных перевозках, а, во-вторых, в снижении затрат на топливо и ремонтно-эксплуатационное обслуживание автотранспортных средств.

            Снижение количества большегрузного транспорта на дорогах страны приведет к "экологическому" эффекту, заключающемуся в сокращении вредных выбросов от автотранспорта в атмосферу.

            В настоящее время ведется подготовка нормативно-правовой базы для осуществления контрейлерных перевозок, а также проходят испытания опытные образцы контрейлерных платформ, изготовленные по заказу ОАО "ФГК".

            Запуск пилотного контрейлерного маршрута Москва - Хельсинки планируется в 2014 году. Это позволит отработать схему организации контрейлерных перевозок в международном сообщении с учетом опыта финских партнеров для последующего внедрения данного вида перевозок во внутрироссийском сообщении и на других зарубежных маршрутах.

            - Какую оценку Вы можете дать состоявшемуся в Щербинке IV Международному железнодорожному салону техники и технологий EXPO 1520? Какое значение имеет данная площадка для участников рынка грузовых железнодорожных перевозок в целом и для ОАО "ФГК" в частности?

            - Участие в IV Международном железнодорожном салоне техники и технологий EXPO 1520 позволило ФГК как заказчику грузовых вагонов и участнику совместного предприятия в области производства и поставки тормозных систем для всех видов подвижного состава на железнодорожном транспорте ознакомиться с новейшими образцами подвижного состава и оборудования для железнодорожного транспорта. Также важно отметить участие в выставке партнеров ОАО "ФГК": немецкой компании Knorr-Bremse, ОАО "Рузхиммаш" и других крупнейших вагоностроительных компаний, с которыми проведены плодотворные встречи на предмет развития сотрудничества.

            - Если тезисно-схематично обозначить векторы развития рынка грузовых железнодорожных перевозок, как бы Вы это сделали и что бы исправили, ввели, инициировали для того, чтобы эти векторы складывались в восходящем направлении?

            - Основными векторами успешного развития рынка грузовых железнодорожных перевозок можно определить следующие: повышение клиентоориентированности, консолидация на операторском рынке и совершенствование регуляторной модели.

            Во-первых, переход к рынку "грузоотправителя" привел к существенному росту требований к оператору подвижного состава. В условиях, когда исчерпаны возможности ценовой конкуренции, основным фактором конкурентоспособности оператора становятся клиентоориентированность и соответствующая оптимизация бизнес-процессов. Таким образом, развитие систем информационного обслуживания, соответствующий требованиям клиентов подвижной состав (в коммерческом и техническом состоянии), соблюдение согласованных сроков подачи вагонов, индивидуальный и гибкий подход с утверждением стандартов качества предоставляемых услуг являются ключевыми элементами повышения клиентоориентированности, определяя приоритетные направления в развитии рынка грузовых перевозок.

            Во-вторых, в 2012 - 2013 годах совершено несколько крупных сделок по слиянию и поглощению, в результате которых крупнейшие компании стали центром консолидации, в том числе за счет покупки кэптивных операторов. Данные тенденции только подтверждают правильность тезисов по целевой конфигурации рынка оперирования грузовым подвижным составом, сформулированных в целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок, одобренной в начале 2011 года правительством Российской Федерации. Данные решения предусматривали формирование 3-4 крупнейших операторов, обеспечивающих обслуживание клиентов на всей сети российских железных дорог при сохранении значительного числа более мелких, региональных специализированных игроков, обслуживающих отдельных грузоотправителей. В результате консолидации мы ожидаем повышения эффективности работы вагона и соответствующего снижения нагрузки на железнодорожную инфраструктуру.

            И, безусловно, важнейшим вектором развития рынка грузовых перевозок является совершенствование регуляторной модели.

            До последнего времени в отрасли сохранялась ситуация, когда темпы структурных преобразований превышали темпы формирования нормативной правовой базы, регулирующей деятельность железнодорожного транспорта и, прежде всего, в части определения и закрепления правового статуса операторов подвижного состава и управления грузовыми вагонами в условиях полностью приватного парка подвижного состава.

            В настоящий момент уже можно говорить о некоторых решениях, направленных на адаптацию действующей нормативной базы к современным условиям на рынке грузовых железнодорожных перевозок. Так, 25 июля текущего года правительством Российской Федерации утверждено положение "Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками", а также на завершающей стадии согласования находятся проекты новых Федеральных законов "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". В то же время это только первые шаги в нужном направлении, и впереди предстоит еще огромная работа, целью которой должно стать формирование прочной нормативной основы развития рынка грузовых железнодорожных перевозок и повышения эффективности железнодорожного транспорта.

            - Как Вы можете прокомментировать недавнее решение Ространснадзора о приостановке эксплуатации большинства вагонов, срок службы которых был продлен в 2012 году, и проведении повторной проверки?

            - Выдача предписания Ространснадзора о приостановлении эксплуатации части вагонов, заключения о продлении срока службы которых были выданы в 2012 году экспертными организациями, нарушавшими установленные нормативы, направлена на обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте. ФГК, безусловно, выступает за любые действия, которые приведут к повышению уровня безопасности движения, но все же, если говорить об обеспечении безопасности перевозочного процесса, то важен комплексный подход и совместные целенаправленные действия всех заинтересованных сторон.

            В связи с выходом предписания ОАО "ФГК" в кратчайшие сроки была организована работа по взаимодействию с экспертными организациями, направленная на устранение выявленных нарушений, и принят комплекс мер по обеспечению безопасной эксплуатации вагонов компании. Также ФГК, как и другие крупные операторы, направила письмо в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта с просьбой о переносе срока исполнения предписания до начала октября 2013 года. По итогам совещания Ространснадзора с собственниками вагонов и экспертными организациями, занимающимися продлением сроков эксплуатации вагонов, было решено отложить остановку грузовых вагонов до октября текущего года при условии выдачи операторами гарантий усиленного контроля за техническим состоянием вагонов, указанных в предписании.

            Достигнутый компромисс, безусловно, позволит существенно минимизировать не только экономические риски ОАО "ФГК" от остановки вагонов от эксплуатации, но и риски, связанные с невыполнением обеспечения плана перевозок, в том числе социально значимых, таких как перевозки для нужд министерства обороны Российской Федерации и прочих специальных перевозок.

            - Какова позиция компании в отношении повышения ставок на перевозку минерально-строительных грузов в период с мая 2013 года по настоящее время?

            - По мнению ФГК, повышение ставок на предоставление вагонов под перевозку минерально-строительных грузов, отмеченное с мая 2013 года, является ожидаемым как для рынка, так и для самих операторов, и прежде всего связано с сезонным ростом грузопредъявления и повышением спроса на подвижной состав в данном сегменте. В то же время, если оценивать средний уровень стоимости предоставления вагонов под перевозку минерально-строительных грузов в целом по году, то в этом году затраты на перевозки в вагонах операторов в целом ниже тарифов на перевозку в вагонах общего парка. Так, по результатам работы в январе - августе 2013 года средние затраты грузовладельцев при перевозках минерально-строительных грузов в вагонах ОАО "ФГК" составляли 7% от тарифов на аналогичные перевозки в вагонах общего парка.

            Кроме того, при анализе уровня ценовых условий на предоставление вагонов, в том числе под минерально-строительные грузы, их сравнение только по уровню наценки к уровню тарифов на перевозку грузов в вагонах общего парка также не отражает фактического экономического эффекта для операторов от перевозки минерально-строительных грузов, поскольку не учитывает целого ряда технологических факторов, таких как степень маршрутизации, время под грузовыми операциями, возможность сдвоенных операций и др. в различных сегментах перевозок. Для сравнения, при предоставлении полувагонов под экспортные перевозки угля по ставкам на уровне тарифов общего парка доходность подвижного состава операторов составляет в среднем 600-700 рублей в сутки, тогда как для получения сопоставимой доходности при предоставлении вагонов под перевозку щебня уровень наценки к тарифам на аналогичные перевозки в вагонах общего парка должен составлять не менее 40% (справочно: при предоставлении подвижного состава под перевозки щебня по ценовым условиям на уровне тарифов общего парка доходность полувагона составляет не более 300-400 рублей за вагон в сутки).

            В этих условиях ФГК считает отмеченный рост ставок на предоставление подвижного состава под перевозки минерально-строительных грузов объективным сезонным явлением, позволяющим соблюсти баланс между обеспечением грузоотправителей достаточным для вывоза грузов подвижным составом в условиях пикового спроса (при наличии у каждого из операторов обязанностей по обеспечению других клиентов, имеющих стабильное и равномерное грузопредъявление в течение года) и наличием для операторов минимального экономического эффекта от работы в данном сегменте.

            Кроме того, с учетом того факта, что в ставку оператора, в том числе и ОАО "ФГК", в отличие от тарифа на перевозку грузов в вагонах общего парка, установленную Прейскурантом № 10-01, включена стоимость погрузочно-разгрузочных работ в течение нескольких суток, оплачиваемая грузовладельцем при перевозках в вагонах общего парка дополнительно, совокупные транспортные затраты грузовладельцев при перевозках в приватном парке даже в условиях высокого спроса на подвижной состав остаются ниже совокупных затрат грузовладельцев при перевозках в вагонах общего парка.

            Подводя итоги, следует отметить, что ФГК выступает за выстраивание долгосрочных, стабильных взаимоотношений со своими клиентами, и для тех производителей минерально-строительной отрасли, которые также нацелены на стабильное круглогодичное грузопредъявление, ОАО "ФГК" готово рассмотреть варианты фиксированного ценообразования, позволяющего избегать всплесков цен в пиковый период погрузки.