Центр / Эксклюзив 23 декабря 2009 г. 10:43

Министр финансов Калужской области Валентина Авдеева: Расходы областного бюджета на 2010 год имеют ярко выраженную социальную направленность

Мировой финансовый кризис внес свои коррективы в формирование бюджетов всех уровней – федерального, регионального, муниципального. В то же время он послужил толчком к повышению ответственности всех участников бюджетного процесса к планированию расходов, к введению режима жесткой экономии, а также к повышению реалистичности планирования как по доходным источникам, так и по расходным обязательствам. О том, каковы отличительные черты облбюджета 2010 года, корреспондент "Интерфакса" выяснял у министра финансов Калужской области Валентины Авдеевой.

Министр финансов Калужской области Валентина Авдеева: Расходы областного бюджета на 2010 год имеют ярко выраженную социальную направленность

Валентина Ивановна, прежде всего, расскажите, какие новации внес мировой финансовый кризис в региональный бюджетный процесс?

В изменившихся социально-экономических условиях федеральный бюджет утвержден без распределения на 2011-2012 годы межбюджетных трансфертов по субъектам Российской Федерации. В связи с этим областной бюджет на трехлетний период сформирован на плановый период 2011 и 2012 годов без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.

Основной отличительной чертой областного бюджета на 2010 год является увеличение доли расходов, осуществляемых на основе программно-целевого метода. Следует отметить, что программно-целевой метод планирования бюджетных расходов является важнейшим механизмом повышения результативности и эффективности бюджетных расходов.

При этом была активизирована работа по разработке ведомственных целевых программ – это также особенность планирования бюджета 2010 года. До этого расходы на реализацию ведомственных целевых программ не входили в расходную часть областного бюджета. Учитывая необходимость перехода к жесточайшей экономии бюджетных средств, на 2010 год сокращены расходы на государственное управление по сравнению с 2009 годом. По отдельным статьям сокращение составило 25 %.

Расходы облбюджета по-прежнему имеют ярковыраженную социальную направленность – свыше 60% всех расходов. При этом удельный вес расходов на образование, культуру, социальную политику, здравоохранение в собственных доходах бюджета даже возрастает отностиельно соответствующих показателей 2009 года.

В действующее бюджетное законодательство были внесены существенные изменения, которые позволили более реально оценивать возможности муниципальных образований по формированию собственной доходной базы.

Кроме того, при распределении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов учитывалась социальная структура населения. В результате, при распределении дотации в ряде муниципальных образований произошел ее рост по сравнению с 2009 годом, в том числе по Бабынинскому, Малоярославецкому, Кировскому, Хвастовичскому и другим районам.

Общая сумма дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности составит в 2010 году – 513 млн. рублей или с ростом к 2009 году на 19 млн.рублей. В целом, объем средств, предусматриваемый на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований, запланирован на 2010 год в объеме 1 млрд. 29 млн.рублей или с ростом к 2009 году на 44,8 млн.рублей, а к 2008 году - на 251,7 млн.рублей.

Важным направлением в межбюджетных отношениях в 2010 году станет предоставление муниципальным образованиям грантов. Средства будут предоставляться в целях поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления. Это можно считать первым шагом к стимулированию муниципальных образований по активизации их работы, направленной на наиболее эффективное исполнение полномочий.

Какие направления развития области "притормозят" свою динамику в связи с ограничением финансирования, на какие это ограничения не распространится?

Несмотря на объективные трудности исполнение всех взятых социальных обязательств в 2010 году будет обеспечено в полном объеме. Тоже самое относится к таким отраслям как национальная безопасность и правоохранительная деятельность. В отношении других расходов будет введен режим жесткой экономии - на планируемый период пришлось отказаться от расходов, не являющихся первоочередными

Что касается программ, то доля расходов областного бюджета, осуществляемых на основе программно-целевого метода, в 2010 году составит 51,2 %. В 2010 году приостанавливается действие 13 областных целевых программ в части финансирования из областного бюджета. Это не приведет к сдерживанию развития соответствующих отраслей. В основном приостановлены программы, разработанные до 2006 года, и мероприятия этих программ утратили свою актуальность. Например, приостанавливается областная целевая программа "Онкология", принятая в ноябре 2000 года. При этом в текущем году как из федерального, так и из областного бюджета значительные средства выделяются на реализацию мероприятий, направленных на совершенствование организации онкологической помощи населению.

Или, к примеру, приостанавливается областная целевая программа "Развитие туризма в Калужской области". При этом в областном бюджете предусмотрено финансирование мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие агротуризма не территории Калужской области на 2010-2012 годы", где бюджетные ассигнования сконцентрированы на таком более актуальном и значимом для области направлении, как агротуризм.

Аналогичная ситуация складывается и по другим целевым программам. Кроме того временно не будут действовать программы, по которым приостановлено софинансирование из федерального бюджета.

Возможны ли варианты недовыполнения бюджета в следующем году, просчитаны ли такие риски?

Не хотелось бы сразу после принятия бюджета говорить о возможности его недовыполнения. На мой взгляд принятый бюджет является реалистичным. При этом необходимо отметить, что экономическая ситуация еще не стабилизировалась полностью и, конечно, возможны отдельные негативные влияния на исполнение областного бюджета. От этого мы пока, к сожалению, не застрахованы.

Вместе с тем будет продолжена работа по мониторингу исполнения областного бюджета как по доходам так и по расходам, работа комиссии по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины. Кроме того, не все резервы исчерпаны по оптимизации и повышению эффективности расходов. При этом, как бы ни складывалась ситуация с исполнением областного бюджета, принятый бюджет позволит в полном объеме обеспечить исполнение расходов по социальным обязательствам перед гражданами.

За основу при формировании доходов областного бюджета на 2010 год был принят консервативный подход исходя из текущего состояния экономики области. Соответственно, увеличение по сравнению с показателями 2009 года объема доходов областного бюджета связано в основном с изменением федерального налогового и бюджетного законодательства.

При помощи каких инструментов идет наполнение областной казны?

Обеспечение поступлений не только областного, но и местных бюджетов осуществляется посредством повышения уровня взаимодействия органов власти области и органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти. Внедряются новые формы работы по имущественным налогам.

Основным инструментом является еженедельные заседания областной комиссии по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины. Комиссия создана в соответствии с распоряжением губернатора области. В муниципальных образованиях действуют аналогичные комиссии при главах администраций. В их работе принимают участие представители областной прокуратуры, Государственной инспекции труда, отделения пенсионного фонда, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию объектов недвижимости. Это позволяет повысить оперативность принятия мер по погашению задолженности в бюджетную систему. Учитывая, что основными поступлениями областного бюджета являются налоговые доходы, мобилизуемые на территориях муниципальных образований области, важна эффективность комиссий на местном уровне. Поэтому в текущем году направление деятельности областной комиссией переориентировано - уделяется большое внимание мониторингу деятельности комиссий по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины, созданных в муниципальных образованиях. На заседаниях областной комиссии заслушиваются отчеты председателей комиссий, созданных на местном уровне. По итогам рассмотрения разрабатываются и направляются в муниципальные образования области рекомендации по повышению эффективности работы районных комиссий. Были внесены конкретные предложения по периодичности проведения заседаний, приоритетности направлений работы, срокам предоставления отчетности и по составу комиссий.

В процессе рассмотрений результатов работы муниципальных комиссий происходит обмен опытом.

По поручению губернатора области местные комиссии возглавили главы администраций, что повлияло на повышение статуса комиссий и на повышение эффективности их деятельности.

К новым формам взаимодействия можно отнести и работу непосредственно с юридическими лицами при заключении инвестиционных соглашений. Ежемесячно осуществляется мониторинг по крупным налогоплательщикам области, а также по организациям, осуществляющим деятельность на территории области в рамках реализации инвестиционных проектов.

В налоговое законодательство области внесены нормы, в соответствии с которыми налогоплательщики, допустившие задолженность по платежам в бюджет, не вправе применить льготный режим налогообложения.

Кроме того, в соответствии с областным законом "О внесении изменений в закон Калужской области "О налоге на имущество организаций" организации, осуществляющие реализацию инвестиционных проектов, вправе применить льготный режим налогообложения. Условие - размер среднемесячной заработной платы должен быть не ниже пятикратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в области. Понижение налоговой ставки налога на прибыль организаций для инвесторов в сфере агропромышленного комплекса возможно при условии, что размер среднемесячной заработной платы должен быть не ниже трехкратной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Калужской области.

В целях упрощения работы органов местного самоуправления постоянно совершенствуется программное обеспечение. Примером может являться взаимодействие финансовых и налоговых органов. С учетом доработки программы органы местного самоуправления будут иметь возможность увязывать данные по начисленным, уплаченным налогоплательщиками суммам налогов, а также по недоимке, с данными Единого государственного реестра юридических лиц.

Насколько инициатива и активная деятельность районной власти влияет на укрепление местного бюджета?

Областной бюджет на 94 % сформирован за счет налоговых доходов, из которых наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц (37 %), акцизы по подакцизным товарам (3 %), налог на прибыль организаций (20 %) и налог на имущество организаций (8 %).

Структура доходов местных бюджетов иная. Наибольшую долю в них занимают налог на доходы физических лиц – 40 %, налоги на имущество – 25 % (налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, транспортный налог с физических лиц, земельный налог) и налоги с малого и среднего бизнеса – 14 % (единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности).

Активная деятельность районной власти по развитию собственного налогового потенциала имеет существенное влияние на укрепление местного бюджета. Именно на развитие собственной налоговой базы, вовлечение в налогообложение большего количества объектов налогообложения, создание комфортных условий для развития бизнеса направлено внимание не только органов местного самоуправления, но и органов власти области.

Одним из основных показателей результативности проводимых органами местного самоуправления мероприятий является рост налоговой базы по имущественным налогам с физических лиц и, соответственно, поступлений по указанным налогам.

Прирост земельного налога в текущем году по сравнению с показателями прошлого года составил 79 млн. рублей или 14 %.

Транспортный налог с физических лиц увеличился по сравнению с прошлым годом на 70 млн. рублей.

Как вы считаете, эффективна ли деятельность комиссии по укреплению бюджетной и налоговой дисциплины?

Вопросы исполнения налогоплательщиками налоговых обязательств регулируются налоговым законодательством Российской Федерации. Налоговыми органами области применяются все предусмотренные законодательством меры, в том числе и меры принудительного взыскания задолженности. Кроме того, организации, допустившие задолженность по платежам в бюджетную систему, приглашаются на заседания комиссии. Практически все организации после рассмотрения их на комиссии осуществляют погашение образовавшейся задолженности, ликвидируют задолженность по заработной плате. На заседаниях комиссий рассмотрено около 3 тыс. налогоплательщиков. В целом по результатам работы комиссий погашена задолженность в бюджетную систему Российской Федерации на сумму более 484 млн. рублей. В текущем году эффективность работы комиссий повысилась. Результат - увеличение количества объектов налогообложения по имущественным налогам.

Кроме того, по результатам рассмотрения на комиссиях 251 организация повысила заработную плату до среднеотраслевого уровня, 30 организаций погасили задолженность по заработной плате.

Вместе с тем есть еще много вопросов, которые требуют внимания и постоянного контроля. В отдельных муниципальных районах недостаточное внимание уделяется вопросам выплаты заработной платы работодателями, а также организации сбора имущественных налогов и легализации объектов налогообложения. Резервы для пополнения бюджетов имеются во всех муниципальных образованиях области.

В последнее время в связи с необходимостью улучшения состояния дорог обсуждается вопрос о реанимации дорожного фонда. Как вы считаете, способно ли его создание повлиять на увеличение масштаба дорожных работ в регионе и повышению их качества?

Основными источниками формирования доходов дорожного фонда до его ликвидации являлись акцизы на нефтепродукты, налог на пользователей автомобильных дорог, транспортный налог, земельный налог. Удельный вес данных налогов в общей структуре доходов территориального дорожного фонда занимал от 50 до 60 %. Остальные средства поступали из Федерального дорожного фонда в виде субсидий и субвенций (50-40 %).

На президиуме Госсовета в Ульяновске наш губернатор Анатолий Артамонов выступил с предложением дорожный фонд воссоздать. Это особенно актуально в рамках трехлетнего бюджетного планирования. Зная конкретно, сколько денег будем иметь, мы могли бы заранее проводить конкурсы. Как известно, руководством страны дано поручение соответствующим ведомствам проработать данный вопрос. Знаю, что наши дорожники двумя руками голосуют за воссоздание этого фонда. Надо только определиться с источниками его формирования.

Вместе с тем остро стоит вопрос о результативности использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование дорожного хозяйства. Эту задачу нужно решать через утверждение региональных нормативов затрат, обеспечивающих внедрение прогрессивных методов строительства и ремонта автомобильных дорог, и повышение уровня контроля за соблюдением нормативов.



Публикацию подготовил Виктор Хотеев