Доступность и качество оказания медицинских услуг – вопрос, который в той или иной мере волнует каждого жителя Московской области. О том, как он решается, "Интерфакс" узнал у министра здравоохранения Подмосковья Дмитрия Маркова.
- Начнем с общего вопроса: насколько, по вашей оценке, медицинские услуги сегодня доступны жителям Московской области?
- Начать стоит с доступности учреждений здравоохранения первичного звена – поликлиник, скорой медицинской помощи, фельдшерско-акушерских пунктов (ФАПов), сельских амбулаторий.
Как известно, география Московской области сложна: наш регион достаточно велик, при этом некоторые муниципалитеты наиболее густо заселены, а в других количество жителей мало. Сегодня мы имеем около 300 небольших населенных пунктов, где отсутствует доступ к медицинской помощи. Причем некоторые из них сохранились только как географические названия – люди там уже не живут. Территориально эти точки расположены на периферии Подмосковья – в Шатурском, Можайском и Клинском районах.
Как мы решаем проблему доступа жителей таких поселений к первичной медицинской помощи? Во-первых, благодаря передвижным ФАПам, врачебным амбулаториям. С помощью грамотно выстроенной маршрутизации напряжение удается снимать.
Во-вторых, федеральные нормативные документы рекомендуют создавать в малонаселенных пунктах так называемые домовые хозяйства. Мы обучаем азам первой помощи людей, которые не имеют профессионального образования в сфере здравоохранения. Именно они берут на себя заботу о пострадавших на тот период, пока специалисты находятся в пути. Также мы обеспечиваем этих неравнодушных граждан необходимой аптечкой первой помощи.
На сегодняшний день обучено уже 250 жителей Московской области.
- Как вы оцениваете качество предоставления услуг скорой медицинской помощи в Подмосковье?
- Если говорить об автопарке "скорой помощи", то мы его практически полностью обновили: на линии сегодня нет ни одной машины старше пяти лет. Более того, ежегодно в Подмосковье покупается около 60-70 новых автомобилей для плановой замены. Такого темпа планируем придерживаться и в дальнейшем.
Но надо понимать, что работа в бригаде службы скорой медицинской помощи сложна. В том числе и потому, что население в последние годы неоднозначно ведет себя по отношению к специалистам сферы здравоохранения. У всех на слуху истории о нападениях на врачей и фельдшеров, что, конечно же, подрывает престиж профессии.
Привлекать новые кадры в эту сферу мы пытаемся несколькими путями. Так, для закрепления медиков на рабочих местах активно используется механизм социальной ипотеки. Кроме того, руководство ряда муниципальных образований Подмосковья старается предложить работникам "скорой" льготные условия по аренде жилья. Есть и механизмы финансовой поддержки.
Несмотря на то, что кадровая проблема действительно существует, укомплектованность выездных бригад службы скорой медицинской помощи все же позволяет решать основные задачи, которые стоят перед системой здравоохранения Московской области.
- Как реализуется программа строительства модульных ФАПов в Подмосковье?
На сегодняшний день в Подмосковье функционирует 522 ФАПа. С целью улучшения доступности оказания медицинской помощи жителям Московской области, в том числе для сельского населения, в период с 2016 по 2017 год предусмотрено строительство 83 ФАПов.
- Помимо ФАПов, в Московской области несколько лет назад начала реализовываться программа по строительству модульных офисов врачей общей практики (ВОПов). На какой стадии она сейчас?
- Эта программа уже фактически завершена: все модульные офисы ВОП построены, идет процесс передачи их в собственность. Всего у нас десять ВОПов и один центр врача общий практики. К концу текущего года эти учреждения должны получить лицензии и начать свою работу.
- В разговоре о состоянии первичного звена системы здравоохранения Подмосковья нельзя не затронуть тему поликлиник. Какова ситуация в них?
- Уже третий год мы реализуем программу ремонта детских поликлиник Московской области, в настоящее время она подходит к своему завершению. Попутно с этими учреждениями осуществлялось обустройство консультативно-диагностических центров и тех взрослых поликлиник, которые располагались в одних зданиях с детскими. В следующем году будем уделять отдельное внимание взрослым поликлиникам. К концу 2018 года мы рассчитываем провести ремонт во всех таких медучреждениях, за исключением специализированных – туберкулезных и психиатрических.
Хочу напомнить, что во время ремонта мы приводим поликлиники к определенному стандарту, который, в частности, предполагает наличие открытых регистратур, а в случае детских организаций – и игровых комнат. Помимо этого идет работа над выработкой стандарта по маршрутизации (распределению пациентов). Для этого в двух подмосковных медицинских учреждениях – в Красногорске и Люберцах – реализуется федеральный проект "Бережливая поликлиника", в рамках которого в медучреждениях ведется управление целевыми потоками пациентов.
Модернизация поликлиник уже привела к улучшению показателей как по скорости прохождения жителями региона диспансеризации, так и по диагностике. К концу года мы должны выйти на 100% проведения диспансеризации. И при этом растет количество поставленных диагнозов, что нас радует. На сторонний взгляд это может показаться странным, но нужно понимать – речь идет именно о выявлении заболеваний на раннем этапе, когда их легче устранить.
- Вы упомянули о специализированных психиатрических и туберкулезных учреждениях. Осуществляется ли их ремонт и модернизация?
- В настоящее время некоторые такие учреждения находятся в бывших усадьбах. Эти здания, естественно, не приспособлены под медицинские цели, поэтому перед нами сегодня стоит задача вывести данные учреждения из неподходящих для них строений.
Для этого укрупняются профильные организации: скажем, из 64 ранее существовавших туберкулезных учреждений мы к сегодняшнему дню сделали 44, в том числе за счет перераспределения потока пациентов. Аналогичная ситуация и по психиатрии. За состоянием получившихся крупных медицинских комплексов мы пристально следим, и если они требуют ремонта – делаем его.
- Если говорить о строительстве новых поликлиник, какие муниципалитеты Подмосковья сегодня нуждаются в этом особенно остро?
- До недавнего времени к таким муниципальным образованиям можно было отнести Балашиху и Одинцовский район. Но сегодня там уже строятся новые поликлиники, с вводом которых решится проблема доступности для населения первичных медицинских услуг.
Остается достаточно сложной ситуация в Коломне, где имеется определенный дефицит поликлинической мощности. Сейчас мы приступаем к отработке этого вопроса вместе с министерством строительного комплекса Московской области.
Что касается сельской местности, то здесь мы закрываем потребность за счет строительства врачебных амбулаторий и ФАПов.
- Давайте поговорим о том, как идет процесс внедрения электронных услуг в работу поликлиник Московской области. Начнем с возможности записи к врачу через интернет. В свое время эта опция вызывала нарекания среди населения, сейчас ситуация улучшилась?
- Сама по себе эта услуга нареканий не вызывала, люди были недовольны тем, что исчезла возможность прямой записи к определенным специалистам. Это было сделано сознательно: пациент не должен самостоятельно управлять процессом своего лечения. Если мы говорим о цивилизованной медицине, то у каждого человека должен быть собственный врач, который досконально осведомлен о состоянии здоровья своего пациента и потому может с уверенностью рекомендовать ему того или иного узкого специалиста.
- Как продвигается процесс внедрения электронных медицинских карт?
- Электронные карты пациентов уже внедрены во всех женских консультациях и детских учреждениях. Внедрение во взрослых поликлиниках планируем завершить к концу 2018 года. Параллельно мы работаем над качеством наполняемости и регулярностью использования этих документов.
В перспективе планируем включить в электронные карты сервис поддержки в принятии клинических решений. Как это будет выглядеть? Врач, указывая перечень симптомов, будет получать от программы предложения по диагнозу и организации лечебного процесса. Это может стать хорошим подспорьем для медиков, ведь человек физически не может знать абсолютно все об имеющихся в современном мире заболеваниях.
Это несложная мысль, но хорошо бы, если бы ее понимали и наши пациенты. Вспоминается интересный опрос на эту тему, который проводили в целом ряде стран. Людей спрашивали, как они будут относиться к врачу, который обсуждает их болезнь с другими специалистами и обращается к медицинской литературе. Если граждане других государств зачастую говорили, что позитивно оценивают такой подход, то россияне заявили о его неприятии. Такую точку зрения надо менять, ведь врач – тоже человек, и он не может знать все.
- Пациенты иногда жалуются, что врач тратит большую часть своего времени на заполнение электронных карт. Существует ли такая проблема?
- Во время объезда медицинских учреждений я действительно временами вижу, что электронные карты заполняют врачи. Такой подход неверен, поскольку это однозначно является работой медицинской сестры. Мы сейчас составляем регламент, где будет прописан этот момент.
- Какова ситуация с кадрами в системе здравоохранения Подмосковья? Наблюдается ли дефицит?
- Кадровый дефицит существует. Особенно он силен в первичном медицинском звене. Кроме того, не хватает врачей-реаниматологов и специалистов в области рентгенологии, инфекционных болезней, лабораторной диагностики. В связи с масштабным строительством центров материнства и детства в Подмосковье также есть потребность в акушерах-гинекологах.
Привлекать кадры в наши учреждения мы стараемся, в том числе за счет реализации программы социальной ипотеки.
- По этой программе врачам выделяется больше квартир, чем специалистам других сфер – образования и науки. Но достаточно ли этого, чтобы решить кадровую проблему?
- Спрос на квартиры на условиях социальной ипотеки и их предложение находятся в паритете. Да, заявок на участие в программе к нам поступает много, но определенная их часть отсеивается из-за несоответствия претендентов тем или иным критериям. Например, у заявителя уже может быть имущество или же его кредитная история оставляет желать лучшего.
В итоге все желающие, у которых нет ограничений на участие в программе, квартиры получают. В этом году у нас, кстати, еще есть свободные квоты.
- До этого мы говорили о первичном медицинском звене. А какова ситуация с качеством оказания услуг в стационарных учреждениях Московской области?
- Одна из особенностей нашего региона состоит в том, что определенная часть жителей, по тем или иным причинам, проходит лечение в столичных медицинских учреждениях, в том числе частных. Это закономерно повышает требования к качеству организации системы здравоохранения и в Подмосковье.
Мы несколько лет назад поставили во главу угла модернизацию процесса оказания кардиологической помощи населению Московской области. Это направление было выбрано из-за того, что сердечно-сосудистые проблемы являются причиной около 60% смертей в регионе.
К сегодняшнему дню в Подмосковье создано 22 сосудистых центра и отделения, куда мы смогли привлечь на работу специалистов высокого класса, в том числе из федеральных клиник. Причем врачи приходили к нам не только из-за привлекательной зарплаты или возможности решить жилищный вопрос, многих (и это отрадно) интересовала профессиональная самореализация.
В результате этой работы мы в настоящее время ежегодно спасаем до девяти тысяч жизней. Учитывая значительное влияние кардиологических проблем на смертность, нам удалось улучшить и общие демографические показатели по Московской области.
- Если говорить о высокотехнологичной медпомощи, то, сколько жителей Московской области сегодня имеют доступ к этой услуге?
- Ежегодно высокотехнологичную медицинскую помощь получают около 56 тыс. жителей Московской области. В этот процесс вовлечены около 30 федеральных клиник и 21 учреждение Московской области, в том числе МОНИКИ им. М.Ф.Владимирского.
С гордостью могу сказать, что к сегодняшнему дню мы создали в этой сфере единое информационное пространство, благодаря которому появилось понимание не только имеющейся потребности в высокотехнологичной помощи, но и особенностей маршрутизации потоков пациентов. Еще недавно здесь было некое броуновское движение: человек получал направление, а куда он с ним шел и смог ли получить услугу – мы толком не знали. Сейчас эти моменты отслеживаются.