Центр / Эксклюзив 24 августа 2018 г. 07:38

Первый вице-президент агропромышленного комплекса "Мортадель" Э.Агурбаш: "СПОТОС" будет выявлять нарушения прав поставщиков торговых сетей и помогать им бороться за честные отношения"

Продукция одного из известных российских производителей колбас и мясных изделий ООО "Фирма" Мортадель" фактически пропала с прилавков магазинов. Осенью 2016 года компания выступила против монополии федеральных торговых сетей, обратилась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и суд. В марте 2017 года первый вице-президент агропромышленного комплекса "Мортадель" Эльвира Агурбаш на парламентских слушаниях в Совете Федерации рассказала о проблемах сотрудничества компании с торговыми сетями. А вскоре после этого сетевые магазины на 95% сократили заказы на продукцию компании. Кроме того, "Мортадель" подвергся массовым искам о банкротстве. Руководство компании продолжает искать выход из ситуации и собирается создать ассоциацию для помощи предпринимателям. О новой ассоциации "СПОТОС", борьбе с монополией торговых сетей и своих политических амбициях в интервью "Интерфаксу" рассказала Эльвира Агурбаш.

Первый вице-президент агропромышленного комплекса "Мортадель" Э.Агурбаш: "СПОТОС" будет выявлять нарушения прав поставщиков торговых сетей и помогать им бороться за честные отношения"

- Эльвира Калметовна, Вы хотели создать единую площадку без обязательных взносов, где "лучшие юристы защищали бы права предпринимателей". Могли бы рассказать подробнее об инициативе?

- Сейчас завершается процесс регистрации ассоциации по защите интересов поставщиков торговых сетей. Называется она "СПОТОС". Это движение предпринимателей, которые пострадали от диктата торговых сетей, от отсутствия конкуренции. В ассоциацию готовы вступить высококлассные юристы, которые будут помогать нам в решении назревших проблем. Членами организации смогут стать представители любого бизнеса. Задача ассоциации – системная защита прав предпринимателей, которой сейчас попросту нет.

"СПОТОС" будет системно выявлять нарушение прав поставщиков в торговые сети и помогать им бороться за честные и взаимовыгодные отношения. Мы будем обобщать судебную практику, привлекать лучших юристов, чтобы они защищали не только производителей, но и бизнес в целом. Мы также будем представлять интересы наших предпринимателей в органах власти. Я уверена, что цены на полках торговых сетей могут быть ниже, даже с учетом повышения НДС до 20%. И мы готовы это аргументированно обосновать.

Планируется, что "СПОТОС" будет активно работать в арбитражных судах, сотрудничать с ФАС, Роспотребнадзором, Россельхознадзором и другими органами государственной власти. Надеюсь, что Федеральная налоговая служба (ФНС) нас также поддержит. В ее силах в онлайн режиме отслеживать возвраты непроданной продукции из торговых сетей и вообще проверить все возвраты, проведенные за последние 2-3 года.

Мы также будем выходить с инициативами к депутатам и партиям, чтобы инициировать законопроекты в Госдуму РФ.

Вступить в "СПОТОС" можно будет без членских взносов. Члены ассоциации будут получать бесплатную информационную поддержку, а также базовую юридическую и консультационную помощь.

Судебную защиту будут вести внешние юридические партнеры на договорной основе. А мы постараемся минимизировать все расходы по судебной защите. Повторюсь: все базовые элементы мы будем оказывать бесплатно, я буду рассматривать каждое дело вместе с юристами и выносить это на суд общественности во всех организациях, экспертных группах, СМИ от лица ассоциации.

– Что именно ассоциация готова предложить обратившемуся в нее бизнесмену?

– В начале сентября мы планируем провести пресс-конференцию об открытии ассоциации "СПОТОС". На ней мы озвучим все задачи, которые ставит перед собой организация.

Давайте представим: к нам за помощью приходит предприниматель. Наши юристы объясняют, что ему делать в сложившейся ситуации, консультируют, дают контакты людей, с которыми нужно связаться, помогают составлять необходимые бумаги.

Кроме того, мы будем связываться с главами районов и губернаторами, налоговыми службами. С органами государственной власти планируем разрабатывать программы для предприятий, дорожные карты, чтобы они могли беспрепятственно функционировать, пока предприниматели в суде или на единой площадке будут решать проблемы своих компаний. То есть человек не останется один в сложной ситуации. Он не будет идти на заведомо невыгодные условия работы из-за страха остаться без торговой полки в магазине.

Торговля – это двигатель экономики, а производство – ее источник. Мы хотим восстановить баланс, чтобы производители могли планировать свою деятельность, выпускать качественный продукт, иметь возможность за счет своих оборотных средств модернизовать предприятия, развиваться.

Не так давно в соцсетях я увидела ролик крупной торговой сети, где менеджеры рассказывали, что они работают во благо потребителя, что созданы десятки тысяч рабочих мест. Но авторы видео не сказали о количестве закрытых промышленных предприятий пищевой отрасли, о десятках тысяч квалифицированных рабочих, оставшихся без работы, о малом бизнесе в сфере розничной торговли, пострадавшем от экспансии крупных торговых сетей.

– Правда ли, что цены на продукты в магазинах могут быть ниже?

– Да, это действительно так. Если владельцы торговых сетей снизят свои наценки на продукцию, которые доходят до 250%. Почему потребитель должен платить за издержки торговых сетей 100-200%, зачем нам нужны такие неэффективные и дорогие посредники?

Цены на полках могут быть снижены также за счет того, что 50% от всего закупаемого торговыми сетями объема продукции поступает к ним со скидкой от 25 до 60% от производителей, при этом 14-28 дней скидку от производителя торговая сеть забирает в свой карман. Сегодня цены на все виды продуктов питания могут снизиться на 40-50% за счет снижения наценок торговых сетей.

Кроме того, ФАС РФ не может контролировать рост цен и торговую наценку без данных об отпускных ценах производителей, поэтому необходимо указывать на этикетке отпускные цены производителей, и закрепить это законодательно.

По словам руководителя Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), торговые сети оказались заложниками снижения покупательской способности. Это не правда! Если торговые сети работают с маржинальностью в 2-3%, как они говорят, то что им мешает положить деньги на депозит в банк под 7-8% годовых, а не "мучиться".

– На Ваш взгляд, что могло бы устроить и производителей, и торговые сети? Фиксированные наценки?

– Главное, чтобы у бизнеса была альтернатива. Когда у "Мортадель" начались сложности со сбытом продукции в торговые сети, мы вспомнили о частных предпринимателях, с которыми работали раньше. Но все их магазины закрылись – на их местах стоят магазины "у дома" крупных торговых сетей.

На рынке работают некоторые торговые сети, которые понимают, что партнерство – это сотрудничество, выгодное для всех участников. Это, например, "ГиперГлобус", "Куринный Дом", "Магнолия".

Сейчас, во-первых, нужно разрешить производителям выставлять свои автолавки в любом месте и в неограниченном количестве. Они должны быть оборудованы холодильниками и онлайн кассами, чтобы у ФНС были данные о продажах в онлайн режиме. И разрешить выставлять автолавки только производителям. Тогда на рынок вернется продукция со сроком годности 5-10 суток, вместо сегодняшних 20-60 суток, а это значит, что вернется качество.

Производители не гонятся за сиюминутной прибылью, поэтому наценки на продукцию будут до 30%, это будет стимулом к росту покупательской способности.

Кроме того, в этом случае производители смогут получать оплату за свой товар без отсрочки платежа, что ускорит оборот, даст возможность развиваться промышленным предприятиям пищевой отрасли. Тогда производители будут соперничать между собой, будут снижать наценки, расширять свой ассортимент, а товар предлагать качественнее. Это будет реальная конкуренция, а не так, как сегодня, когда в условиях монополии розничного рынка торговая сеть с помощью торговой наценки будет определять, кто станет конкурентоспособным, а кто нет.

При этом сейчас невозможно взять автолавку и выставить ее где хочешь – нужно раз в год выиграть тендер, а это сложно.

Во-вторых, нужно хотя бы на год-полтора ввести мораторий на торговую наценку в сетевых магазинах. Отменить премию в 5% для торговых сетей. Отношения должны сводиться к принципу "товар-деньги". Тогда торговые сети не смогут свои "издержки" списывать на эти наценки, они начнут закрывать свои бесчисленные магазины и на их места придет малый бизнесмен в сфере розничной торговли. Ведь ни один банк не даст производителю на 20-40 дней деньги без процентов на оборотные средства. Так почему обнищавшие отечественные производители должны отдавать свою продукцию с отсрочкой платежа торговым сетям?

– Вы упомянули автолавки. А почему компания не открыла свой магазин, если возникли трудности со сбытом?

– До 2012 года 60% доли в сбыте нашей продукции занимали несетевые магазины индивидуальных предпринимателей. Но в 2015 году торговые сети начали экспансию российского рынка, и сейчас большинства этих магазинов уже нет. При этом условия разных торговых сетей фактически одинаковы.

В то же время, я против вертикально интегрированных компаний – каждый должен заниматься своим делом. Не должна торговая сеть производить продукцию, иначе вы вообще не будете знать себестоимость продукта, и будете покупать то, что есть на прилавках и по тем ценам, которые установят крупные игроки на рынке.

– Когда у "Мортадель" возникли трудности, местная власть помогала?

– Сегодня главы регионов, к сожалению, не имеют юридической, финансовой возможности поддерживать предприятия на местном уровне. Когда губернатор или глава района пишет письмо в банк с просьбой предоставить субсидированный кредит, банки отказывают. Отраслевые министерства тоже бессильны. И даже если они выделят деньги на субсидии, банк может отказать в выдаче кредита, сославшись на падение финансовых показателей.

У нас много говорят о мерах поддержки в кризис, но при этом кредит выдают только тем, у кого все хорошо с оборотными средствами. Какая же это антикризисная поддержка?

Кроме того, у нас губернаторы, главы районов смирились с происходящим. Если бы чиновники отвечали своей должностью за рост рабочих мест, за рост объемов производства в регионе и в районе, тогда за производителей боролись бы.

Для меня было два пути: принять эти обстоятельства и сдаться или изменить ситуацию. Я выбрала второе.

Мы хотим, чтобы сегодня производители перестали закрываться и банкротиться, а наоборот развивались и открывались новые промышленные предприятия. Производителям необходимо объединиться и отстаивать свои позиции, так как именно производство является процессом создания жизненных благ, а не вымирать поодиночке.

– Вы в 2018 году заявили о намерениях участвовать в президентских выборах в качестве кандидата. Не думаете попробовать свои силы в политике?

- Оказавшись в партии, я не смогла бы реализовать все то, что могу сегодня. Мне кажется, что гораздо эффективнее на примере нашей ассоциации показать, что есть живые общественные организации, которые могут отстаивать интересы предпринимателей, создают условия для решения проблем на единой площадке в рамках правового поля. Мы хотим показать результативную работу. Начну с этой организации и если пройду этот путь достойно, дальше жизнь выведет.

– На Ваш взгляд, хватит ли у новой ассоциации возможностей как-то повлиять на ситуацию, политику торговых сетей?

– Я точно знаю, что мы это сможем сделать, потому что мы идем в унисон с политикой государства. Мы говорим об одном и том же и знаем, как повысить покупательскую способность, увеличить объемы производства и вернуть на рынок реальную конкуренцию.

Предприниматели уверены, что их никто не будет защищать. Мы же будем защищать каждого, кто пришел за помощью, уже сейчас свыше 50 предпринимателей обратилось ко мне с желанием вступить в "СПОТОС". Для результативной работы у меня есть очень простой мотив: я не хочу, чтобы то, что произошло с нашим предприятием, повторилось у кого-то из наших коллег. Ценой огромных потерь я получила тот опыт, который поможет мне в работе. Критерий истины - практика. Наша организация будет прилагать все усилился, чтобы возродить в нашем обществе предпринимательский дух и инициативу.