Известна фраза режиссера Константина Станиславского о том, что "театр начинается с вешалки". Но вряд ли помнят, кто сказал фразу: "Чтобы познать регион, надо посмотреть его дороги". Наверное, не все согласны с этим утверждением, но то, что Белгородскую область можно сразу отличить от других, с какой бы стороны ты в нее не въезжал - это точно. 21 тыс. км дорог общего пользования в этой области, в том числе региональных почти 6,5 тыс. и муниципальных – свыше 15 тыс. Если посмотреть на карту региона, то увидим, что от Белгорода, как лучи, во все районные центры идут добротные четырехполосные автомагистрали. Практически все они имеют искусственное освещение, в любое время года видна необходимая водителям разметка. О дорогах Белгородской области в интервью корреспонденту "Интерфакса" Вячеславу Терихову рассказал заместитель губернатора региона, курирующий, в том числе, и дорожное хозяйство области, Евгений Глаголев.
- Евгений Сергеевич, как удалось в области сделать такую разветвленную сеть региональных дорог?
- Качество наших дорог отметили не только вы. По оценкам Общественного народного фронта, в прошлом году наша область заняла 1 место в России по качеству дорог. Разумеется, оценивали только региональные и муниципальные дороги.
- Чтобы создать такую сеть, нужно вложить немалые средства.
- Да, вопросов приходится решать немало. Существует дорожный фонд, который формируется за счет отчислений от акцизов на топливо. Его, естественно, абсолютно недостаточно для того, чтобы содержать дороги, как мы говорим, в нормативном состоянии: полотно не должно иметь выбоин, тем более ям, верхний слой должен быть плотным, дороги хорошо освещены. Чтобы содержать автотрассы в таком состоянии, нам, конечно, нужно в четыре-пять раз больше средств, чем мы имеем сегодня в дорожном фонде. Губернатор области Евгений Савченко еще 10 лет назад принял решение выделять на эти цели деньги из областного бюджета. Так родилась масштабная программа реконструкции автомобильных дорог, и в следующем году мы ее завершаем. Мы рассчитываем, что эта магистральная сеть от Белгорода до районных центров будет действовать не менее 20 лет, конечно при условии регулярного проведения ремонтных работ.
- В России постоянно увеличивается пассажиропоток, растет грузооборот и, соответственно, увеличивается нагрузка на дороги.
- Да, это проблема не только нашей области. Минтранс России в связи с этим сформировал проект "Безопасные и качественные дороги". Огромное внимание в документе уделяется сохранению дорог и наличию систем автоматического взвешивания транспортных средств, чтобы исключить перевесы, соответственно, и избыточную перегрузку на шоссейное полотно. На дорогах есть камеры, которые регистрируют превышение скорости. Точно такие же камеры, только в виде рамок, мы устанавливаем на наших дорогах для проведения весогабаритного контроля.
- Где находятся эти громадные весы? Чтобы забраться на них, водитель должен свернуть с пути?
- Нет, конечно. Мы одни из первых в России ввели систему автоматического контроля за весом. На дороге установлены рамки, а в дорожное полотно вмонтированы специальные датчики. Машина взвешивается в движении, не останавливаясь. Ее останавливают, если она превышает определенную нагрузку. А есть грузовые автомобили, которые в три раза превышают нормативы. Честно говоря, меня удивляют руководители, которые так перегружают автомобили. Не будут же они в два-три раза перегружать потолочную балку. Они понимают, что балка рухнет. Но ведь то же самое происходит и с дорогой. Такие, как мы называем "поезда", просто раздавливают дорогу, и соответственно через небольшой промежуток времени требуется капитальный ремонт.
Мы подсчитали, что установка систем контроля за весом позволит сэкономить порядка 5 млрд рублей в год. Это те деньги, которые мы должны были потратить на восстановление разрушенного полотна. То есть это потенциальная экономия, которую мы сможем направить в дорожный фонд.
- Программа развития региональной дорожной сети заканчивается. И что дальше? "Голова за дороги не болит"?
- Болит, еще как болит. Вместе с разработанной программой развития дорожного хозяйства у нас есть программа реконструкции дорог и даже программа капитального ремонта. По нормативам мы каждые 4-5 лет должны ремонтировать верхний слой покрытия и приблизительно каждые 10 лет укладывать новый. Проводя реконструкцию, мы, в первую очередь, обращаем внимание на укрепление фундамента для дороги. Дорога так же, как и дом, имеет свой фундамент. И чем он надежней, тем дольше дорожное полотно будет стоять.