Правительство Ярославской области активизировало работу по анализу эффективности принимаемых нормативных правовых актов. О том, как в регионе внедряется оценка регулирующего воздействия, в интервью "Интерфаксу" рассказала заместитель председателя регионального правительства, директор департамента экономики и стратегического планирования Екатерина Троицкая.
- Екатерина Николаевна, когда заходит речь о разработке нормативных правовых актов, касающихся вопросов предпринимательства, зачастую приходится слышать об оценке регулирующего воздействия. Скажите, что это такое?
- В самом вопросе, по сути, уже частично присутствует ответ. Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) - это анализ социально-экономических последствий вводимого или введенного ранее государственного регулирования, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Внедрение системы ОРВ в нашей стране было предопределено "майскими" указами президента Российской Федерации в 2012 году. Начиная с 2014 года, проведение ОРВ стало обязательным для всех регионов Российской Федерации. С этого же года Минэкономразвития России разработало способы оценки субъектов Российской Федерации по качеству проводимой работы.
Основная роль ОРВ заключается в том, чтобы не допустить необдуманных и нецелесообразных решений, нецелевых бюджетных расходов при принятии того или иного нормативного правового акта (НПА). В настоящее время ОРВ является частью так называемого "умного регулирования" (smart regulation).
На мой взгляд, ОРВ - пожалуй, одно из лучших решений государства, направленных на снижение административных барьеров и развитие предпринимательства. Посудите сами, в рамках одной концепции взаимодействия учтены взаимные выгоды обеих сторон: государственной власти - в создании более привлекательной инвестиционной среды, для бизнес-сообщества - формирование стабильных и понятных "правил игры", участие в нормотворчестве через процедуры публичных консультаций.
В этом смысле ОРВ - пример успешного заимствования зарубежных достижений из числа государственно-управленческих инструментов. При этом хорошая идея проведения ОРВ не просто "прижилась" и стала неотъемлемой частью нормотворческого процесса, но и получила дальнейшее развитие и совершенствование.
- А как развивался институт ОРВ в Ярославской области?
- Скажем так, другие регионы были более активны в вопросе развития и совершенствования процедуры ОРВ.
Существует такой экономический термин - стагнация. Именно так я бы охарактеризовала состояние ОРВ в нашем регионе в 2014-2016 годах. Вполне очевидно, что такая ситуация обязательно повлечет неблагоприятные последствия. Именно так в конечном итоге и получилось. Как я уже упоминала, Минэкономразвития России, являясь методологом и федеральным центром по развитию института ОРВ, ежегодно формирует рейтинг регионов по качеству его осуществления в субъектах Российской Федерации. По итогам 2016 года Ярославская область, к сожалению, свои позиции ухудшила.
- Екатерина Николаевна, что предпринято для улучшения ситуации?
- Первое, с чего была начата работа в этом направлении - это совершенствование нормативной правовой базы, приведение ее в соответствие требованиям федерального законодательства.
Департамент экономики и стратегического планирования полностью переработал порядок проведения ОРВ проектов НПА Ярославской области, оценки фактического воздействия и экспертизы НПА, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.
Новая версия порядка дополнена отдельной главой, регулирующей проведение ОРВ в отношении отдельных видов НПА, введена процедура урегулирования разногласий, возникающих между уполномоченным органом, подготовившим заключение об ОРВ, и разработчиком - органом государственной власти Ярославской области. Детализированы временными рамками все действия разработчика и уполномоченного органа по проведению ОРВ.
Во-вторых, достигнута договоренность о взаимодействии в рамках проведения ОРВ проектов НПА с организациями, представляющими интересы предпринимательского сообщества. В этих целях подписаны соглашения о взаимодействии между департаментом и уполномоченным по защите прав предпринимателей в Ярославской области; Ярославским государственным университетом им. П.Г. Демидова. В самое ближайшее время будут подписаны еще два соглашения о взаимодействии с Торгово-промышленной палатой Ярославской области, Региональным отделением ООО "Деловая Россия".
В-третьих, в регионе создается консультативный совет по оценке регулирующего воздействия проектов НПА Ярославской области и экспертизе НПА Ярославской области. Одной из основных задач совета является вовлечение представителей бизнес сообщества в обсуждение предлагаемых законодательных инициатив. Поскольку у бизнеса и власти зачастую разные целевые функции, ОРВ - это реальный механизм установления и поддержания баланса интересов представителей власти и предпринимательского сообщества в нормативно-правовом поле. Необходимо помнить, что бизнес является не только бенефициаром, но и главным, ключевым участником процесса ОРВ.
Очень важный шаг - разработка и утверждение плана проведения экспертиз НПА Ярославской области. Это относится к НПА, регулирующим отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности. В плане консолидированы предложения, поступившие от всех органов исполнительной власти области.
Хочу отметить, что данная работа практически не осуществлялась на протяжении двух лет. Вместе с тем большинство субъектов Российской Федерации экспертизу региональных НПА осуществляют на регулярной основе. В результате экспертизы выявляются положения, создающие бизнесу избыточные обременения, "бюрократические издержки", необоснованные расходы. Если ОРВ проектов НПА носит прогнозный характер, то экспертиза нацелена на ретроспективный анализ действующих правовых норм.
Во втором полугодии 2017 года департаментом будет проведено 5 экспертиз НПА Ярославской области в сфере регулирования земельных отношений, строительства, жилищно-коммунального хозяйства.
С начала года департаментом подготовлено 25 заключений об ОРВ проектов НПА Ярославской области, в том числе:
2 проектов законов Ярославской области;
11 проектов постановлений правительства Ярославской области;
12 приказов нормативного правового характера органов исполнительной власти Ярославской области.
В ходе проведения 6 процедур публичных консультаций поступило 11 содержательных мнений от участников публичных консультаций, в том числе уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области.
В отношении проекта закона Ярославской области "О внесении изменений в Закон Ярославской области от 02.04.2013 "Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области" департаментом подготовлено "отрицательное" заключение об ОРВ. Законопроект содержал положения, создающие необоснованные расходы субъектов предпринимательской деятельности, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности.
Кроме этого, положения законопроекта способствовали сокращению отчислений в бюджет Ярославской области, собираемых в виде государственной пошлины за выдачу лицензии.
Уполномоченным органом было организовано публичное обсуждение законопроекта, по итогам которого поступило 5 отрицательных отзывов от заинтересованных лиц - участников публичных консультаций. В результате проведения процедуры ОРВ разработчиком законопроекта было принято решение об отказе от изменения правового регулирования, законопроект был снят с обсуждения на комитете в Ярославской областной Думе.
Таким образом, две процедуры ОРВ, как лучшие практики, размещены департаментом на региональной странице Ярославской области федерального ресурса "Информационный портал Оценки Регулирующего Воздействия" (http://orv.gov.ru).
- Екатерина Николаевна, над чем предстоит работать в самое ближайшее время, чтобы институт ОРВ в регионе получил дальнейшее развитие?
- Так получилось, что в соответствии с поправками, принятыми в ноябре 2016 года в Закон Ярославской области от 26.12.2014 № 93-з, были определены лишь пять муниципальных районов и городских округов области, в которых проведение ОРВ проектов муниципальных НПА является обязательным. Затрудняюсь прокомментировать, по какой причине остальные районы и городские округа области оказались незаслуженно обделены вниманием. Тем не менее, эту ситуацию предстоит исправлять, и мы работаем над поправками в упомянутый областной закон. После проведения всех согласовательных процедур проект закона Ярославской области будет внесен на рассмотрение в Ярославскую областную Думу в установленном порядке. Полагаю, до конца текущего года в Закон Ярославской области будут приняты соответствующие изменения.
Еще одним направлением, в котором предстоит усиленная работа, является повышение информационной активности в регионе, а следовательно, повышение взаимного доверия между государством, бизнесом и гражданским обществом. Полагаю, этому будет способствовать открытость процедуры публичных консультаций, обмен положительным опытом с коллегами из других регионов, проведение различных мероприятий, в том числе обучающих. Прорабатывается вопрос о внедрении специализированного портала, позволяющего сделать процесс обсуждения проектов НПА максимально открытым и доступным любому пользователю.
Кроме этого в планах департамента провести в III квартале текущего года межрегиональный семинар-конференцию по ОРВ, пригласить коллег из регионов по обмену лучшими практиками и положительным опытом развития и совершенствования института ОРВ. Планируется, что модератором данного мероприятия выступит Минэкономразвития России.
Я озвучила лишь часть задач в плане развития института ОРВ в нашем регионе. Убеждена, что планомерная работа в этом направлении и концентрация необходимых экспертных ресурсов будет способствовать совершенствованию ОРВ в Ярославской области и улучшению регионального инвестиционного и бизнес-климата.