Центр / Точка зрения 11 октября 2011 г. 11:09

Увековеченный курьез

Interfax-Russia.ru – Бум популярности необычных памятников докатился до ЦФО и губернаторского корпуса. На бронзовый стул, избавляющий от пороков, в Воронежской области присел даже глава региона.

Необычный памятник открылся в конце сентября в Воронеже в сквере за зданием областного правительства. Теперь там есть бронзовый стул, который избавляет от человеческих пороков. Но еще необычней было то, что на открытие памятника под названием "Лечебный стул N0001" пришел сам губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.

Идея создания такого памятника пришла в голову воронежскому художнику Александру Ножкину еще в середине 1990-х годов. Ножкин был известен за пределами региона своими оформительскими работами, в том числе юмористическими гравюрами на тему человеческих пороков. К сожалению, он трагически погиб в 2000 году. Поэтому "Лечебный стул N 0001" высотой 1,3 м и весом 200 кг сделали друзья художника - скульпторы Сергей Горшков и Юрий Астапченко на местном колокололитейном заводе на средства, которые выделило правительство региона.

Одна из неофициальных версий, почему местное правительство решило поддержать проект, - существование устойчивого идиоматического выражения "жлоб воронежский". И памятник появился, как лекарство от этого зафиксированного в языке качества – поскольку даже на стуле написано, что человек утрачивает "жлобскую свою натуру". Официальная версия появления памятника ссылок на такое выражение не содержит, но подтверждает, что стул предназначен для того, чтобы поддерживать все лучшее в жителях и гостях Воронежа.

"Как и любой объект искусства, стул призван воспитывать в человеке лучшие качества: садишься на него, по тебе проходит ток искусства, и ты заряжаешься добротой. Сколько раз садиться на стул, зависит от степени "заболевания" - подробная инструкция установлена рядом со скульптурой", - прокомментировали новшество в управлении по взаимодействию со СМИ правительства Воронежской области.

По словам губернатора области Алексея Гордеева, стул установлен в центре города и почти присутственном месте неслучайно.

"Мы разрешили поставить его именно здесь с учетом того, что это центр города, тут часто ходят и начальники, и различные богатые люди, а им в первую очередь надо думать о добре и помощи другим. Это, конечно, ирония. Но, тем не менее, эта скульптура дает возможность задуматься о том, что ты за человек, что ты сделал для общества, какую пользу ты несешь близким, друзьям, в коллективе, где ты работаешь", - заявил глава Воронежской области на церемонии открытия "Лечебного стула".

Позднее в своем блоге он посвятил памятнику отдельное обращение.

"Мое участие в церемонии открытия стула могло выглядеть так, будто я приехал сюда из Москвы "лечить" воронежцев от моральных изъянов. Но чтобы все понимали, что это не так, я и сам одним из первых посидел на необычном стуле. Ведь недостатки есть у каждого. Вопрос в том, миримся мы с ними или нет", - написал позже в своем блоге воронежский губернатор.

Гордеев также поинтересовался у посетителей блога, как стул подействовал на них. В ответ один из комментаторов блога Сергей Романенко предположил, что необходимо поставить еще несколько стульев – от алчности, хамства, безразличия и наглости. "После общения с членами мобильной приемной президента пришел к выводу, что некоторым руководителям еще и сапог нужен, так как без пинка не шевелятся", - заявил он.

Ироничная критика самих себя и окружающих, оказывается, вообще свойственна воронежцам. Недалеко от окружной дороги на одной из заправок пару лет назад, например, был воздвигнут памятник "Несчастному водителю": два алчных гаишника призывно вытянули жезлы, а за их спиной стоит раздетый по пояс водитель, грустно вывернувший пустые карманы.

Интересно, что в другом городе ЦФО - Белгороде с 2004 года стоит своеобразная антитеза скульптурной композиции воронежского "Несчастного водителя" – памятник "Честному гаишнику" Анатолия Шишкова. Прототипом "гаишника" стал сотрудник милиции Павел Гречихин, работавший в Белгороде еще в советское время. Он был настолько принципиален и честен, что выписывал штрафы всем - вне зависимости от должностей и рангов. Как говорят, однажды Гречихин оштрафовал себя и собственную жену. Помимо всего постового отличала скромность - он не гнался за званиями и на пенсию вышел всего лишь в звании старшины.

Образ Гречихина стал настолько знаковым в истории белгородской милиции, что в памятнике "Фронтовикам – сотрудникам автоинспекции", открытом в сентябре 2011 года, был увековечен… мотоцикл, на котором ездил легендарный гаишник.

Кстати, Белгород может считаться одним из лидеров по числу неформальных памятников. Так, здесь находится памятник первой учительнице и даже памятник челнокам 90-х, которые недалеко от местного центрального рынка тащат в горку огромные сумки с вещами на продажу.

Чаще всего памятники устанавливают тем, кто прославил регион. Среди самых необычных памятников в этой категории – котенок с улицы Лизюкова. Он установлен там, где и жил герой одноименного мультфильма – опять же в Воронеже. По мнению местных жителей, котенок Василий, появившийся у кинотеатра "Мир" в 2003 году, является одним из самых известных туристических мест в городе. Однако у популярности есть оборотная сторона: на проволочные усы котенка неоднократно покушались вандалы.

А вот памятник подвыпившем слесарю Афоне и штукатуру Коле – героям фильма "Афоня" Георгия Данелии, поставленный в прошлом году на одной из улиц Ярославля, пришлось реставрировать уже через полгода. Он был сделан из полимерных материалов и попросту не выдержал наплыва желающих сфотографироваться.

Кстати, такой памятник на ярославской земле появился неслучайно. Во-первых, снималась известная советская комедия в 1975 году именно в Ярославле. Во-вторых, согласно проведенному ранее опросу на тему того, какого киноперсонажа жители областного центра считают олицетворением города, большинство из них назвали Афанасия Борщова.

По мнению горожан, именно в нем наиболее ярко воплощены присущие ярославцам черты - ловкость, хитрость и ирония, совмещенные при этом с внутренней добротой и глубиной души. Кстати, средства на памятник собирали всем городом.

В свою очередь жители Курска в 2008 году выбрали одним из своих символов антоновку. Этот сорт яблока появился в Курской губернии еще в позапрошлом веке и за несколько десятилетий стал популярен во всей европейской части России. По мнению курян, антоновка является одним из символов плодородия региона. Насколько регион плодороден, можно судить по размерам памятника – диаметр курского яблока, изготовленного из листовой меди, составил более 1,5 метров, а вес 150 кг.

Для жителей подмосковных Луховиц символом стал другой овощ. Здесь уже много лет выращивают в промышленных масштабах огурцы, снабжая им не только окрестные города и села, но и столицу. По словам ученого-агронома Венедикта Дадыкина, урожай с каждого огорода составляет по 30-50 тонн за сезон. Многие огородники сколотили на огурцах состояние, вот почему появившийся в 2006 году монумент на въезде в Луховицы стал носить название "Памятник огурцу-кормильцу".

Кстати, этот овощ, похоже, популярен не только в Подмосковье. В июле 2011 года трехметровый монумент в честь огурца установили в липецком селе Черкассы. Его выковали в местной кузнице черкасские умельцы.

"Причины подобных скульптурных экзерсисов понятны. Все-таки много лет искусство в нашей стране выполняло пропагандистские функции. Сейчас "маятник" качнулся в противоположную сторону. К тому же существует потребность выйти за пределы стандартов - ведь многие города становятся визуально неотличимыми. Необычные памятники с одной стороны подчеркивают уникальность, с другой - служат средствами самоидентификации", - сообщил Interfax-Russia.ru искусствовед, куратор выставок арт-центра "Граф А." Марина Вахрушева.

"Чемпионом в плане необычности можно назвать монумент, установленный возле тульского экзотариума. Причин (его необычности - ИФ), как минимум, три. Во-первых, пожалуй, нигде в мире нет памятника тираннозавру. Во-вторых, в народе он получил такое название как "Памятник теще". В-третьих, сотрудники экзотариума и жители города в дни праздников наряжают памятник в разные костюмы. Появилась традиция вручать по праздникам теще-тираннозавру цветы, елочные игрушки, надувные шары, а ее саму одевать в юбки, фартуки, сарафаны и плащи… Такой памятник больше, чем памятник, поскольку будит фантазию обычных людей, не говоря уже о том, что привлекает внимание к тому месту, где он сооружен", - говорит эксперт.

Что же касается воронежского бронзового стула, то ему, в теории, уготована такая же судьба. Правда, если, в конце концов, его не спилят на лом "неизлечимые жлобы", грустно комментирует один из посетителей губернаторского блога.

Обозреватель Алексей Максимович