О реформе аспирантуры, "левых" диссертациях, праве самостоятельного присуждения ученых степеней, а также о научных достижениях и знаковых проектах Президентской академии корреспонденту "Интерфакса" рассказал проректор РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор, член Ученого совета РАНХиГС Андрей Марголин
- Андрей Маркович, расскажите об основных научных достижениях Президентской академии за последние несколько лет. В каких научных направлениях Академия достигла наибольших успехов?
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации - это авторитетный экспертно-аналитический центр, который выполняет большое количество исследований в интересах правительства РФ, федеральных и региональных органов власти, крупнейших корпораций. К таким знаковым проектам можно отнести разработанные при самом непосредственном участии экспертов Академии "Стратегию 2020", стратегии развития Москвы, Санкт-Петербурга, Томской, Калужской, Калининградской областей, других российских регионов. Ежемесячно Академия выпускает информационно-аналитический бюллетень "Мониторинг социально-экономического положения и самочувствия населения" и дважды в месяц – аналитический обзор "Мониторинг экономической ситуации в России". С этого года мы готовим ежемесячные аналитические обзоры по образованию и трудоустройству выпускников вузов. Количество упоминаний в прессе и скачиваний этих материалов в интернете свидетельствует о том, что они очень востребованы и делаются на высоком профессиональном уровне. В последнее время преподаватели и научные сотрудники Академии значительно увеличили количество своих публикаций по различным гуманитарным наукам в изданиях, представленных в международных базах цитирования - Web of Science, Scopus. В базу Scopus вошли два журнала Академии - журнал "Экономическая политика", где главным редактором является наш ректор Владимир Мау, и журнал "Государство, религия, церковь в России и за рубежом". Все это – индикаторы признания научных заслуг Академии.
- В 2017 году у Минобрнауки возникла идея сократить число аспирантов на кафедре до двух-трех человек. Смысл в том, чтобы воспитывать исследователей, а это, по мнению Министерства, не может быть поток в 25 человек. Кроме того, сторонники реформы говорят о низком качестве защищаемых диссертаций. Как Вы оцениваете эту инициативу?
- В действительности, никаких попыток административно ограничить количество аспирантов на кафедрах не было. И это понятно, поскольку кафедра кафедре рознь – на одной кафедре работает пять человек, на другой – 25. Поэтому количественные ограничения числа аспирантов на кафедре не носят содержательного характера. Но озабоченность министерства лежит немного в другой плоскости. Ее суть в том, что у одного научного руководителя не может быть "десяти" аспирантов, так как совершенно ясно, что он не сможет уделить им должного внимания. По сути, необходимо исключить практику, при которой некоторые научные руководители не работают с аспирантами, а ради увеличения формальных объемов нагрузки гонятся за их количеством.
Я бы не стал рассматривать реальную тревогу министерства, связанную с необходимостью повышения качества диссертационных исследований, в терминах инициативы о формальном ограничении количества аспирантов на конкретных кафедрах. Мне о такой инициативе не известно. Все же понимают, что подобные попытки усиления контроля неизбежно приведут к подмене содержательных показателей формальными.
Если говорить про качество защит диссертаций, это очень сложная, болезненная тема. В моем понимании, лишь 15-20% действительно продвинутых современных исследователей напишут качественные диссертации, в которых действительно будет и реальная научная новизна, и практическая значимость. Каждая диссертация - это аналог венчурного проекта. Мы же знаем, что лишь один из 7-8 таких проектов заканчивается положительным результатом. Так же и здесь – каждый пятый или седьмой аспирант напишет то, что будет востребовано, а остальные, увы, этого не сделают. В лучшем случае, это будет работа, свидетельствующая об определенном уровне квалификации соискателя. И, к сожалению, мы видим, что у аспирантов ухудшается качество владения русским языком. Часто, например, слышу, как некоторые наши чиновники говорят, что неплохо бы проводить рабочие совещания на английском языке, но сдадут ли они зачет по русскому языку? Не уверен. Это я к тому, что зачастую и аспиранты сегодня испытывают не только сложности с проведением самого исследования, но и с тем, чтобы грамотно изложить его результаты.
- Вопросу качества диссертаций хотелось бы уделить отдельное внимание. В январе этого года сетевое сообщество "Диссернет" назвало вузы, чаще всего оказывающиеся причастными к защите липовых диссертаций. В тройке лидеров по числу "левых" диссертаций оказались Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Российская академия народного хозяйства и госслужбы (образована путем присоединения РАГС и региональных академий государственной службы к АНХ в 2010 г. – прим. ред.) и Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина (ТамбГУ). Как Вы это прокомментируете?
- Здесь несколько комментариев. Какая диссертация считается "левой"? Та, которая признана таковой Высшей аттестационной комиссией - ВАК согласился с "Диссертентом" и вынес такое решение. Необходимо отметить, что ВАК присылает нам на экспертизу довольно много заявлений "Диссернета" с просьбой лишить того или иного кандидата или доктора наук ученой степени. Должен сказать, что примерно в 70-75% случаев мы поддерживаем точку зрения "Диссернета", в остальном - не соглашаемся, аргументируя свою позицию.
Если говорить конкретно об Академии, то я бы отметил следующее. Процесс ее создания в сегодняшнем юридическом статусе завершился в начале 2012 года, и, начиная с этого момента, мне неизвестны случаи попадания диссертаций, защищенных в объединенной Академии, в статистику "Диссернета". Причем, речь в данном случае идет и об отсутствии решений ВАКа о лишении степени тех, кто защищался в Академии, и о статистике, приведенной на сайте "Диссернета".
Если же говорить о более ранней статистике, до 2012 года, то попытка сравнения одного из предшественников РАНХиГС со многими другими вузами по абсолютному числу случаев, выявленных "Диссернетом", не кажется мне корректной. В качестве аналогии можно привести, например, сравнение общего числа дорожно-транспортных происшествий в четырехмиллионной Хорватии и восьмидесятимиллионной Германии. Очевидно, что расхождение будет огромным. Здесь примерно такая же история, потому что если посмотреть общее количество защит и диссертационных советов в Академии и в тех вузах, с которыми ее пытаются сравнивать, то это несопоставимые величины. Для получения объективной информации стоит пользоваться не абсолютными, а относительными показателями, и разделить данные, представленные в статистике "Диссернета", на общее количество защит или общее количество диссертационных советов. Тогда бы вопрос не только про тройку, но даже и про двадцатку лидеров рейтинга "Диссернета" просто не возник.
Действительно важно, что мы постоянно выявляем весьма оригинальные технологии, которыми пользуются люди, стремящиеся приукрасить степень самостоятельности выполнения своей диссертационной работы и, по сути, обмануть программу "Антиплагиат". Например, если вам захочется присвоить авторство стихотворения "К Чаадаеву", "Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман…", вы "легко" можете это сделать, несмотря на то, что со школьной скамьи нам известно – это написал Пушкин. Просто, при помощи специальной программы, вам достаточно вставить в этот текст нужное количество невидимых символов, которые не распознает программа "Антиплагиат", и вы сможете получить степень оригинальности текста, близкую к 100%. Или другой вариант – заимствованный текст из другой работы вставляется прямо в формулы - и этот текст выглядит уже как авторский. Но мы об этом знаем и выявляем подобные случаи. Это как в налогообложении: недобросовестные налогоплательщики ищут далеко не всегда законные пути уклонения от уплаты налогов, а законодатели их перекрывают. Естественно, те, кто пытается использовать отмеченные и другие механизмы обмана, не имеют ни малейшего шанса защитить в Академии диссертацию, и с 2012 года у нас нет случаев плагиата в диссертациях - мы этому активно противодействуем.
- В 2017 году правительство РФ утвердило перечень вузов и научных организаций, которым предоставляются права присуждать ученые степени. В список вошла и Президентская академия. Какие преимущества дает это решение?
- Академия к этому стремилась, для нее это очень важно. Чем же система самостоятельного присуждения степеней лучше существующей? То, что я скажу, возможно, разделяется не всеми. Но давайте все же посмотрим, как формируется диссертационный совет сейчас, в соответствии с традиционными требованиями? В обычном совете может быть максимум три научные специальности и в этом случае минимум 21 человек. Представим себе диссертационный совет, например, в области экономики: бухгалтерский учет, математические и инструментальные методы экономики, мировая экономика, по семь человек из каждой специальности. Мы же понимаем, что люди, являющиеся специалистами по бухгалтерскому учету, вряд ли способны квалифицированно обсуждать качество диссертационных исследований по мировой экономике. Но тогда итоговое голосование диссертационного совета будет чисто формальным, а зачем это нужно? В нашей схеме самостоятельного присуждения ученых степеней формируется жюри в составе от пяти до семи человек из специалистов именно по профилю диссертации. И тогда, именно эти эксперты смогут объективно оценить качество диссертации. А в случае положительного решения, каждый из них вместе с ректором и председателем диссертационного совета, распишется в дипломе кандидата или доктора наук, гарантируя присуждение ученой степени конкретному соискателю своей репутацией. Существует известная дилемма, казаться или быть? Так вот, мы считаем, что нужно быть, а не казаться.
Куда в результате эта система может развиваться? Видимо, вузы, обладающие признанным авторитетом в определенных научных специальностях, будут постепенно переходить из ВАКовской схемы в новую. А диссертационных советов, имеющих право присуждения ученых степеней по нескольким специальностям с формальным присутствием их членов на заседании, просто не будет.
Как и любое новое дело, система самостоятельного присуждения степеней будет сталкиваться с определенными сложностями на стадии ее становления, но я действительно не вижу в ней принципиальных недостатков. Замечу также, что при разработке документов, регулирующих порядок самостоятельного присуждения ученых степеней, мы уделяли большое внимание обеспечению прозрачности этого процесса. Помимо использования "Антиплагиата" и размещения на сайте документов, предусмотренных требованиями ВАК, мы будем вывешивать информацию о членах диссертационного совета, чтобы было понятно, почему именно они выбраны и как их публикации соответствуют теме диссертации. Любой желающий сможет посмотреть на сайте трансляцию защиты и убедиться в объективности принимаемых решений. Такая практика давно внедрена в Академии, поскольку репутация для нас "не пустой звук", извините за банальность.
- Академия активно сотрудничает с субъектами Российской Федерации как в части обучения, так и в области проведения совместных работ, направленных на инновационное развитие экономики. Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересных и удачных примерах такого сотрудничества?
- Академия - уникальный вуз, так как у нас есть филиалы более чем в 50-ти субъектах РФ. Мы говорили о некоторых знаковых проектах Академии, например, стратегии развития Санкт-Петербурга. В разработке этой стратегии участвовали как московские эксперты Академии, так и эксперты из нашего Северо-Западного института управления. Поскольку Академия очень активно разрабатывает эти региональные стратегии, наши филиалы, естественно, тоже принимают в этом участие. С точки зрения обучения специалистов – РАНХиГС принимала самое активное участие в реализации приоритетного для страны проекта "Лидеры России", победители которого либо уже получили, либо получат в ближайшей перспективе назначения на серьезные должности в российских регионах. Усилиями нашей пресс-службы мы ежедневно получаем подборку упоминаний в СМИ, интервью с нашими выпускниками, которые назначены на очередную должность в одном из субъектов федерации, это происходит постоянно. Реализует Академия и другие ключевые проекты подготовки резерва управленческих кадров высшего уровня, региональных управленческих команд, управления проектами развития моногородов. Это очень серьезные проекты, в рамках которых люди обучаются навыкам командной работы и в дальнейшем применяют их при решении конкретных задач в разных регионах страны.
- Проводятся ли замеры качества госуправления в регионах и федеральных органах власти, чтобы понять: дает ли учеба и социализация чиновников в РАНХиГС позитивный вклад в госуправление или нет?
- У нас очень профессиональные социологи, которые владеют современными технологиями подобных замеров. Например, в Академии работает уникальная международная социологическая лаборатория, которую возглавляет известный ученый Джек Голдстоун. Те замеры, о которых вы спрашиваете, дают нам обратную связь, позволяют оперативно скорректировать свои образовательные программы, насыщать их чем-то новым. То есть, речь идет "не о замерах ради замеров", а об использовании их результатов для повышения эффективности программ переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
- Вы координируете вопросы взаимодействия с образовательными и исследовательскими центрами стран Содружества независимых государств и Шанхайской организации сотрудничества. Расскажите, в чем заключается сотрудничество?
- В октябре 2015 года на заседании глав правительств стран СНГ было принято решение о придании РАНХиГС статуса базовой организации СНГ по подготовке кадров в области государственного управления. По сути, было признано, что Президентская академия способна выполнять роль ключевого учебно-методологического центра по подготовке государственных служащих и ближайшего кадрового резерва на пространстве СНГ. Основным форматом сотрудничества являются совместные научно-практические конференции, в рамках которых происходит обмен опытом по повышению эффективности государственного управления в странах СНГ. Так, в 2016-2018 гг. такие конференции прошли на базе Академии в рамках Гайдаровского форума. В издаваемом Академией журнале "Государственная служба" открыта специальная рубрика "Лучшие практики государственного управления в СНГ", где свои статьи уже опубликовали практически все ректоры партнерских академий.
Выпускался в Академии и специальный номер журнала "Государственная служба", посвященный ШОС. На последнем заседании Общественного совета Базовой организации была одобрена предложенная Академией концепция Сетевой академии государственного управления СНГ, основная идея которой заключается в совместной разработке равновеликих модулей образовательных программ повышения квалификации государственных гражданских служащих по приоритетным направлениям подготовки кадров для государственного управления в странах СНГ.
Мы надеемся, что результатом обучения на таких программах должно стать общее понимание ценностей долгосрочного сотрудничества и методов учета взаимных интересов у лиц, принимающих ключевые управленческие решения, а, следовательно, повышение скорости и качества интеграционных процессов.