Москва / Новости 27 сентября 2019 г. 14:19

Требования законопроекта Минэкономики о регулировании выбросов парниковых газов могут ограничить экономический рост РФ, считают эксперты

Москва. 27 сентября. ИНТЕРФАКС – Требования законопроекта Минэкономразвития о регулировании выбросов парниковых газов может привести к повышению тарифов в энергетической сфере и снижению конкурентоспособности российской экономики, заявили эксперты в ходе круглого стола "Парижское соглашение: экономико-правовые аспекты влияния на ТЭК", который прошел в Госдуме.

Минэкономразвития в сентябре направило в правительство законопроект о регулировании выбросов парниковых газов. Он предполагает введение обязательной углеродной отчетности для крупных эмитентов, целевых показателей для предприятий, штрафов за превышение объемов выбросов и пр.

По мнению председателя комитета по энергетике Госдумы РФ Павла Завального, Российская Федерация не должна вводить меры углеродного регулирования, ограничивающие экономический рост и социальное развитие нашей страны, предлагаемые же в законопроекте меры, в том числе введение углеродного сбора, могут нанести вред российской экономике. При этом доля выбросов парниковых газов со стороны России составляет всего 3%.

"Сегодня 44% выбросов парниковых газов в мире производят всего четыре страны – Китай, США, Индия и Бразилия. На долю России, идущей в этом списке пятой, приходится всего 3% эмиссии. При этом наша страна является мировым лидером по снижению выбросов с показателем 49% за период 1990-2017гг", – сказал Завальный. По его словам, Российская Федерация обеспечивает самое большое сокращение выбросов парниковых газов по сравнению с другими странами за счет технологического развития отраслей ТЭКа и других секторов экономики, а также поглощающей способности своих лесов.

Он также отметил, что большая часть выбросов приходится на электрогенерацию, нефтегазодобычу, транспортный сектор и металлургию. Во всех секторах, кроме транспорта, количество выбросов снижается.

Завальный также подчеркнул, что "общий энергобаланс станы является "чистым": в нем доминирует природный газ, атомная энергия и гидроэнергетика", поэтому существенные риски для российской экономики связаны с возможностью введения обременительных и нерациональных инструментов углеродного регулирования.

По его словам, предложенная в законопроекте конструкция регулирования выбросов парниковых газов приведет к возникновению у инвесторов неопределенности в реализации планов по расширению и созданию новых производств. Кроме того, из-за этого в энергетической сфере могут вырасти тарифы.

В свою очередь председатель наблюдательного совета Ассоциации "Совет производителей энергии" Александра Панина заявила, что в вопросах снижения эмиссии парниковых газов необходимо сначала утвердить Стратегию долгосрочного низкоуглеродного развития до 2050 года и лишь после этого приступать к разработке соответствующих законов. После принятия такой стратегии можно будет обсуждать требования, например, об обращении углеродных единиц и сборе за выбросы парниковых газов.

Заместитель начальника Департамента ПАО "Газпром" Александр Ишков также считает, что проект Минэкономразвития должен быть переработан. Иначе сформулированные в документе требования создадут для компаний много сложностей. Например, приведут к росту отчетности, себестоимости газа и тарифов на электроэнергию и снижению конкурентоспособности российской экономики. Он отметил, что законопроект Минэкономразвития представляет собой кальку с законодательных актов стран-импортеров энергии и не учитывает российскую специфику.

Парижское соглашение было ратифицировано в России 23 сентября. По словам премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, в рамках проекта "Экология" в стране уже проходят различные мероприятия, направленные на восстановление экологического баланса, а после принятия Парижского соглашения стране предстоит "учесть и меры по выполнению международных обязательств, цель которых - сокращение объема выбросов парниковых газов".

В то же время в постановлении правительства РФ о принятии Парижского соглашения отмечено, что "РФ считает неприемлемым использование соглашения и его механизмов как инструмента создания барьеров для устойчивого социально-экономического развития сторон Конвенции".

Парижское соглашение не содержит предусмотренных российским законодательством оснований для ратификации. Сейчас разрабатывается положение о его адаптации к действующим в РФ нормам. Базовым документом станет федеральный закон о государственном регулировании выбросов парниковых газов, проект которого уже создан и должен быть принят в течение года.

По состоянию на сентябрь 2019 года Парижское соглашение обязательно для 186 стран.