Первый заместитель генерального директора по девелопменту "Мосинжпроект" А.Суниев: "ТПУ станут локальными центрами притяжения"

Первый заместитель генерального директора по девелопменту "Мосинжпроект" А.Суниев: "ТПУ станут локальными центрами притяжения"
Фото пресс-службы "Мосинжпроект"

Москва отказалась от точечной застройки и перешла на принципы комплексного развития территорий, которые предполагают активное строительство транспортной инфраструктуры. Пересадочные комплексы могут стать новыми точками притяжения в развивающихся столичных районах. О программе строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) рассказал в интервью первый заместитель генерального директора по девелопменту "Мосинжпроект" Альберт Суниев.

- Расскажите о программе строительства ТПУ в Москве?

- В последние годы, несмотря на рост количества автомобилей в Москве, острота транспортной проблемы в значительной мере снята. Это произошло благодаря активному дорожному строительству, открытию новых станций метрополитена и МЦК. Теперь перед городом стоит задача "увязать" весь общественный транспорт в единую слаженно работающую систему, тем самым предоставить альтернативу и автомобилистам. Именно для этого в Москве запущена программа возведения транспортно-пересадочных узлов. Эти комплексы призваны связать в единую сеть метрополитен, наземный городской пассажирский транспорт, Московское центральное кольцо, Московские Центральные диаметры и радиальные направления Московской железной дороги, чтобы пассажир смог комфортно, безопасно и быстро перейти с одного вида транспорта на другой.

Всего в Москве планируется реализовать более 100 плоскостных (в виде перехватывающих парковок, на которых можно оставить автомобиль и пересесть на метро) и 153 капитальных ТПУ. Последние предполагают возведение многофункциональных комплексов, которые обеспечат возможность пересадки с одного вида транспорта на другой по принципу "сухие ноги". То есть пассажиру для этого не надо будет выходить на улицу. Инжиниринговый холдинг "Мосинжпроект" является оператором по строительству как раз таких ТПУ.

- При этом в составе ТПУ планируется размещение коммерческой недвижимости. Зачем она нужна?

- Основная задача транспортно-пересадочных узлов – это обеспечение беспрепятственной комфортной пересадки с одного вида транспорта на другой. Сверхзадача – создать новые центры деловой и общественной активности за пределами центра Москвы, чтобы можно было жить и работать в пешей доступности от основной транспортной инфраструктуры мегаполиса.

Таким образом, ТПУ становятся своеобразными локальными центрами притяжения, которые как минимум позволяют жителям совершать покупки и получать мелкие бытовые услуги по пути от метро до дома. Мы увеличиваем обеспеченность районов необходимой инфраструктурой и тем самым снижаем маятниковую миграцию.

Более того, в ТПУ создаются рабочие места, которые позволяют определенному количеству жителей работать в непосредственной близости от дома. Для градостроителей оптимальной будет ситуация, при которой человек работает в непосредственной близости от дома, а значит ходит туда пешком и тем самым снижает нагрузку на улично-дорожную сеть и общественный транспорт: даже если 10% населения столицы будет работать в непосредственной близости от дома – это станет прорывом.

- Как вы определяете, что нужно конкретному району и проекту? Возможно ли строительство в рамках ТПУ социальных и культурных объектов?

- Вопросу наполнения каждого из проектируемых узлов уделяется очень большое внимание. Мы проводим маркетинговые исследования, опрашиваем население и анализируем потребности жителей. В конечном итоге все проекты, конечно, проходят процедуру публичных слушаний. В результате комплекса исследований в состав коммерческой части ТПУ входят объекты, которые, действительно, будут востребованы и улучшат качество жизни именно в этом месте.

Например, после консультаций с жителями принято решение о строительстве в составе ТПУ "Некрасовка" целого спортивного кластера. На публичных слушаниях жители сами попросили нас об этом, указав на нехватку мест для занятия спортом в районе.

- В последние годы в столице реализуется принцип комплексного развития территорий. Могут ли транспортные узлы вписываться в такие концепции развития районов?

- Я уверен, что только создавая полностью самодостаточные районы, в которых жители могут получить все необходимое, можно сделать город, действительно, комфортным для жизни. По моему убеждению, ТПУ – это и есть главный инструмент комплексного развития территорий. Сегодня мы строим транспортные узлы в расчете на то, что они станут центрами притяжения и роста, вокруг которых должна развиваться инфраструктура всего района.

С точки зрения комплексного развития территорий приведу примеры строительства транспортных хабов в новой Москве. В ТиНАО появились первые станции метро, куда направлены маршруты наземного пассажирского транспорта, и сейчас вокруг них ведется жилая и коммерческая застройка. Таким образом, городские власти, вкладываясь в транспортную инфраструктуру, получают полноценный район, привлекательный для инвесторов. Аналогичная ситуация наблюдается в заброшенных промзонах: ТПУ помогают вернуть в экономическую жизнь мегаполиса депрессивные территории.

- Планируется ли включение проектов ТПУ в концепции развития реновационных кварталов?

- Вся программа реновации жилья в Москве – это пример комплексного развития территорий. Все новые кварталы будут проектироваться из расчета обеспечения их необходимой улучшенной инфраструктурой, в том числе, транспортной. Кстати, ряд транспортных узлов, проекты которых мы подготовили, фактически станут стартовыми площадками, с их помощью возможно поднять первую волну реновации в ряде районов города. В частности, такими узлами станут "Марьина Роща", "Нагатинский Затон", "Улица Академика Опарина-2", "Мамыри", "Проспект Вернадского".

- Сколько сейчас транспортных узлов строится в Москве?

- Всего к настоящему времени городскими структурами привлечены инвесторы к реализации 16 коммерческих проектов в составе ТПУ, причем, 13 из них реализованы компанией "Мосинжинвест", входящей в холдинг "Мосинжпроект".

- Расскажите о планах по торгам на следующий год?

- В следующем году инвесторам планируется предложить 25 коммерческих проектов в составе различных транспортно-пересадочных узлов. Общая площадь территорий этих проектов составляет порядка 57 Га. На них возможно строительство почти 1,33 млн кв. м недвижимости различного назначения – от спортивных центров и торговли, до офисов и жилья. Общая площадь жилья в этих проектах составит 215 тыс. кв. м, а коммерческих объектов – 657 тыс. кв. м.

На электронные торги уже выставили коммерческий проект в составе ТПУ "Пятницкое Шоссе", в 2019 году добавятся объекты в ТПУ "Некрасовка", ТПУ "Нагатинская", ТПУ "Лухмановская", ТПУ "Юго-Восточная", ТПУ "Мневники", ТПУ "Савеловская", ТПУ "Мамыри", ТПУ "Улица Дмитриевского", ТПУ "Тимирязевская", ТПУ "Петровско-Разумовская", ТПУ "Боровское шоссе", ТПУ "Кленовый бульвар", ТПУ "Молодежная", ТПУ "Лермонтовский проспект", ТПУ "Текстильщики", ТПУ "Печатники", ТПУ "Аминьевское шоссе".

Также в составе шести ТПУ появятся автостанции или вокзалы, которые помогут увязать пассажиропотоки наземного транспорта и скоростного внеуличного – электричек или метро. Это будут разные по масштабу и значению вокзалы. Например, к узлу "Селигерская" и "Ховрино" будут подведены междугородние автобусные маршруты. Вокзалы меньшего масштаба планируется построить в составе ТПУ "Аминьевское шоссе", "Лесопарковая", "Саларьево" и "Лухмановская". Причем часть этих объектов построят сами инвесторы.

Можно с уверенностью сказать, что коммерческая часть ТПУ – это хороший пример взаимовыгодного сотрудничества между властью и инвесторами. Строительство таких объектов позволяет увеличить поступления в городской бюджет, чтобы в дальнейшем, например, снова направить их на транспортное развитие, а также улучшить обеспеченность районов города социальной, спортивной и торговой инфраструктурой. Инвесторы же получают перспективные площадки с высокой транспортной составляющей.