Interfax-Russia.ru – Комплексы фотовидеофиксации в Москве оборудовали системой "Пит-стоп", автоматически передающей информацию о серьезном превышении скорости ближайшим экипажам ДПС.
Правительство Москвы совместно с ГИБДД запустило новую систему организации дорожного движения. Камеры будут фиксировать превышение скоростного режима более чем на 60 км/ч и автоматически передавать информацию ближайшим постам и экипажам ДПС. Те, в свою очередь, будут останавливать нарушителей. Грубое нарушение скоростного режима грозит автомобилисту судебным разбирательством и лишением прав на срок до 6 месяцев, за повторное - на год.
В настоящее время за любое нарушение, зафиксированное камерой, водитель может получить только штраф, максимальный размер которого 5 тыс. рублей. Важное отличие системы в том, что сотрудник ДПС сможет сразу привлечь к ответственности человека, который находился за рулем в момент нарушения, а не того, на кого зарегистрирован автомобиль.
Глава Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадим Юрьев отмечает, что водители в Москве становятся более дисциплинированными.
"Тем не менее остаются случаи грубого нарушения правил дорожного движения. Водитель, который едет по городу со скоростью выше 150 км/час, представляет угрозу не только для самого себя, но и для окружающих, поэтому мы используем передовые методы фиксации на благо законопослушных горожан", - цитирует портал правительства Москвы главу Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Вадима Юрьева.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков считает, что система "Пит-стоп" позволит убрать с дороги водителей, представляющих опасность как для других автомобилистов, так и для пешеходов, а также уменьшить количество пострадавших и погибших на дороге.
По словам Лысакова, водители, которые грубо нарушают скоростной режим и едут со скоростью, превышающей разрешенную, зачастую пренебрежительно относятся к своей обязанности оплатить те штрафы, которые пришли им с камер фиксации нарушений.
"Когда человек чувствует свою безнаказанность, то его поведение обычно заканчивается трагедией. Этот комплекс рассчитан на такие превентивные, профилактические меры, которые позволят не доводить до трагедии", - сказал он.
Другой эксперт, председатель общероссийской общественной организации "Движение автомобилистов России" Виктор Похмелкин не считает подобные меры профилактикой.
"Меня очень сильно смущают два момента. Первое, что у нас охотно тратятся деньги на реализацию различных репрессивных мер и почти ничего не делается для профилактики ДТП и нарушений. Остается много неосвещенных пешеходных переходов, отбойники не ставятся там, где они могли бы быть. Много факторов есть, которые влияют на аварийность. Вся энергия нацелена на то, чтобы расширить полномочия гаишников, чтобы пресекать нарушения. Второе – это все-таки вещь затратная. (...) Я считаю, что такие решения должны приниматься по согласованию с налогоплательщиками и решающая роль в предупреждении правонарушений должна принадлежать профилактике, а не выявлению и наказанию", - рассказал Interfax-Russia.ru Виктор Похмелкин.
В свою очередь, член Общественной палаты Российской Федерации Дмитрий Чугунов поддерживает введение новой системы и считает, что такие меры актуальны особенно в больших городах таких как Москва, Санкт-Петербург и Новосибирск.
"Это, безусловно, будет иметь положительный эффект, как и введение камер постепенно приучило нас к тому, что нужно ездить с ограничением скорости. Поначалу это вызывало бурю эмоций у автоэкспертов, которые кричали о нарушении прав. Сейчас будет то же самое. Будут кричать о том, что "с камер" нельзя лишать прав", - рассказал Interfax-Russia.ru Дмитрий Чугунов.
Он уверен, что со временем эта мера "приведет к общему знаменателю" все подобные нарушения.
"Я считаю, что мера более чем обоснованная. Дело в том, что автоматизация неизбежна, а в случае обеспечения безопасности на дорогах еще и необходима. Ни для кого не секрет, что именно человек является причиной всех ДТП, потому что мы не можем договориться, мы все по-разному трактуем ситуации. Здесь необходимо всех очень жестко ставить в одни и те же рамки", - отметил Чугунов.
Член Общественной палаты РФ также подчеркнул, что важная особенность нововведения – неотвратимость наказания, отсутствие которой мотивирует людей создавать опасность на дороге.
"Сотрудников ДПС со временем станет меньше именно за счет того, что появляется больше камер автоматической фиксации правонарушений. Но если мы говорим про камеры, то они не могут лишить прав. Максимально, что можно получить – штраф. Но примеры Мары Багдасарян и всяких "бриллиантовых мальчиков и девочек" показывают, что и штрафы можно не платить и продолжать ездить за рулем своих автомобилей, путая город с гоночной трассой", - добавил Дмитрий Чугунов.
При этом Дмитрий Чугунов не отрицает важность профилактической работы.
"Как можно "профилактировать" людей с девиантным поведением, людей, которые наплевали на существующие нормы и принципы государства и они откровенно об этом говорят. Профилактика, безусловно, важнейшая часть работы с населением и существуют профилактические меры. Возможно, их не хватает. (...) Можно сколько угодно кричать о том, что нужно действовать не кнутом, а пряником. Но должен быть четкий баланс. У нас в последнее время вся жесткость наших законов нивелировалась отсутствием неотвратимости наказания", - отметил эксперт.
Он также рассказал о положительной динамике в сфере дорожного движения. Он пояснил, что это происходит именно благодаря "автоматике", которая фиксирует правонарушения и рассылает "письма счастья".
"То, что происходит, вполне соответствует логике наведения порядка. И порядка из года в год, становится все больше. Упорядочилась парковочная система, я могу об этом сказать, как человек, который следит за тем, как это происходит. При всех криках, что не хватает парковочных мест, парковка стала более системной. Люди перестали парковаться друг у друга на головах. Скоростной режим также нарушается на порядок меньше, чем это было пять лет назад", - заключил Дмитрий Чугунов.
Обсуждая систему "пит-стоп", эксперты нередко сходятся во мнении, что автоматика необходима для перехвата нарушителей, а сотрудники ДПС не должны гоняться за лихачами по всему городу. Одна из скандально известных погонь - гонка на автомобиле Mercedes-Benz G-класса (Gelandewagen), которая стала поводом не только для судебного дела, но и вызвала широкий общественный резонанс.
По версии следствия, 22 мая Руслан Шамсуаров, Виктор Усков и Абдувахоб Маджидов грубо нарушали правила дорожного движения на Ленинском проспекте в Москве, а также игнорировали требования сотрудников ДПС об остановке. При этом они вели видеозапись происходящего и транслировали ее в интернете, нелицеприятно высказываясь в адрес сотрудников полиции.
Автоэксперт и юрист, генеральный директор компании "Автоликбез" Дмитрий Славнов оценивает "пит-стопы" как интересное нововведение.
"Я не знаю, как оно приживется и отработает себя в нашей жизни. На сегодняшний день камеры видеофиксации справляются довольно неплохо со всем этим. Но опять, же был такой камень преткновения - кому выписывать штраф. Как правило, с камер приходило все на имя собственника транспортного средства. Сегодня же с применением данного нововведения патрульный экипаж ДПС сможет останавливать машину, которая превышает скорость выше, чем 60 км/ч и выписывать штраф непосредственно водителю. Тому, кто находился за рулем данного транспортного средства", - пояснил Славнов.
Он также отметил, что многие автовладельцы, получая штраф с камер пытаются доказать, что во время нарушения они не находились за рулем транспортного средства, тем самым затягивая дело.
"На сегодняшний день штраф получит тот, кто находился за рулем. Не собственник, а непосредственно правонарушитель", - подчеркнул юрист.
Тем временем, автоюрист, эксперт ОНФ по безопасности дорожного движения Катерина Соловьева указывает на ч.3 ст.28.6 КоАП РФ, согласно которой постановление по выявленному в автоматическом режиме нарушению должно быть направлено исключительно в форме письма, сообщает "Коммерсант".
"Законодательством предусмотрен общий порядок привлечения к ответственности и упрощенный. Упрощенный был введен специально для автофиксации: презумпция невиновности здесь не действует, поэтому и санкция мягче. А ГИБДД хочет, по сути, в упрощенном порядке пользоваться максимальной санкцией", - пояснила Соловьева.
Она ссылается на постановление пленума N18 Верховного суда РФ от 2006 года: инспектор ДПС вправе составить протокол, используя фото с камер, однако в этот момент комплексы не должны работать в автоматическом режиме. Но также эксперты напоминают, что пока норма действует только в профилактических целях.
"Сейчас автоинспекторы уже могут останавливать автомобиль, который отследила камера автоматической фиксации за значительное превышение скорости. Однако они не имеют права составить протокол - суд просто не примет его к рассмотрению, поскольку полицейский сам не видел правонарушения", - сказал Петр Шкуматов.
В то же время, по его словам, новая система выявления лихачей весьма эффективна в профилактике правонарушений. "Во-первых, гонщик остановлен и перестает представлять угрозу окружающим, а во-вторых, он может быть уличен в употреблении алкоголя или наркотиков, что чаще всего и побуждает человека к разгону до запредельной скорости", - сообщил координатор общества "Синих ведерок" (ОСВ) Петр Шкуматов.
Он отметил, что в Госдуму уже внесен пакет поправок в КоАП РФ, которые позволят автоинспекторам оформлять случаи значительного превышения скорости, зафиксированные системами автоматической фотофиксации, и направлять их в суд для решения вопроса о временном лишении нарушителя права управления автомобилем.
Шкуматов отметил, что, по данным российского союза автостраховщиков, на дорогах страны ведут себя неадекватно примерно 1,5% водителей.
Сейчас в столице функционируют 902 стационарных комплекса фотовидеофиксации. До конца года заработают еще 500 устройств, которые уже установлены и тестируются. При этом, как сообщал в июле портал правительства Москвы, примерно четверть камер – муляжи.
Обозреватель Валерия Сорокина
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook