Сибирь / Эксклюзив 15 февраля 2019 г. 15:30

Губернатор Красноярского края А.Усс: "Универсиада - это не финиш, а мотивирующий старт для того, чтобы мы шагнули в будущее"

Губернатор Красноярского края А.Усс: "Универсиада - это не финиш, а  мотивирующий старт для того, чтобы мы шагнули в будущее"

- Александр Викторович, до начала Универсиады в Красноярске остались считанные дни. Скажите, что уже сделано, что еще доделываете, что хотелось бы сделать, но, может быть, не удалось?

- Действительно, сделано очень много. Все 34 объекта Универсиады подготовлены в срок, и это вызывает чувство удовлетворения и еще - гордости, потому что 95% всех работ по подготовке к Универсиаде, включая строительство, - это дело рук самих красноярцев. При этом целый ряд объектов являются объектами самого высокого класса, а некоторые из них - лучшими в своей категории по мировым меркам. Тот же кластер "Сопка", где в будущем планируется разместить учебно-тренировочный центр федерального уровня, - там на одном склоне шесть трасс для фристайла. По оценкам технических специалистов, экспертов, в том числе зарубежных, такого объекта в мире нет. Или взять Дворец спорта для хоккея с мячом "Енисей", арену нашей прославленной рабочей "красмашевской" команды (команды Красноярского машиностроительного завода - ИФ), игравшей еще на стареньком стадионе. Сейчас там построен великолепный Дворец спорта с уникальными деревянными конструкциями, поддерживающими крышу, длиной порядка 100 метров. Дворец в самом полном смысле этого слова - легкий, красивый, современный. В нем уже прошел юношеский чемпионат мира по хоккею, и все приехавшие коллеги и спортсмены в самых высоких определениях характеризовали этот объект. Справедливости ради, скажу, что этот объект строил подрядчик из Кузбасса, и мы ему благодарны за качественную работу. Причем, это не только наши соседи, но и соперники в спорте.

Есть и целый ряд инфраструктурных, давно назревших потребностей, которые к Универсиаде были удовлетворены.

Первое - год назад мы ввели отличный аэропорт Красноярска. Я считаю, это один из самых изящных аэропортов страны. Его потенциал - 5 млн пассажиров. Сейчас он принимает порядка 2,5 млн. Он имеет явно выраженное региональное "лицо", с выставочными элементами, и является своеобразными воротами не только в Красноярский край, но и в Енисейскую Сибирь. На выставке есть и лица, и достижения - производственные и художественные - всей нашей огромной территории.

Далее - еще один мост через Енисей, который давно нужен был Красноярску. Мы его назвали "Николаевским", поскольку он выходит на старый район Красноярска - "Николаевку". Это одноэтажные деревянные дома. Легендарная "Николаевка" уже перестала существовать, благодаря этому проекту у нас соответственно ведется и расселение людей.

Есть два медицинских учреждения. Одно из них реконструировано, это хирургический комплекс в больнице скорой медицинской помощи - главный объект, который призван обслуживать Универсиаду. И большой блок первой краевой больницы, которая приобретет благодаря ей совершенно новые качества.

Особо хотел бы отметить и поделиться своими впечатлениями о комбинате питания, который будет потом работать на бюджетные учреждения - школы, больницы. Казалось бы, небольшой по площади объект - 4 тыс. квадратных метров, и занято там всего 60 человек персонала, но настолько высокотехнологичное производство - готовят за смену 21 тыс. порций блюд! То есть это своего рода огромный конвейер с электронной начинкой и совершенно другими подходами к приготовлению пищи, упаковке, транспортировке.

Вот такого рода вещи, конечно, продвигают город. Важной составляющей подготовки к Универсиаде стало изменение "35-го объекта", как мы называем Красноярск. В последний строительный сезон мы попытались сделать очень серьезный рывок. И действительно сделали его - реконструировали центральные улицы, заменили освещение, обеспечили архитектурную подсветку наших мостов, многое подновили, добавили аккуратности.

Эти изменения реально отмечают как приезжающие к нам гости, так и сами красноярцы. Появился вкус к новой, комфортной городской среде. И вот этот настрой я считаю одним из важнейших элементов наследия международного спортивного праздника. Поэтому наш лозунг таков: Универсиада - прежде всего для красноярцев, Универсиада - это не финиш, а мотивирующий старт для того, чтобы мы шагнули в будущее.

Мы готовы к приему гостей, будем надеяться, что каких-то технических сбоев не произойдет. Тестовые соревнования это подтвердили. Что касается наведения порядка в городе, нам эту работу несколько осложнили морозы в последние две недели, не характерные в это время года для Красноярска - от минус 35 до минус 45 градусов. Но это нас даже подготовило с точки зрения морально-волевых качеств, закалило!

- Как объекты, которые готовили к Универсиаде, будут использоваться в дальнейшем?

- Мне хочется подчеркнуть одну важную вещь - Универсиада логично вписана в реальные потребности и будущее Красноярска. Приведу простой пример: мы не строили новую деревню Универсиады, а кампус самого университета (Сибирского федерального университета (СФУ) - ИФ) стал этой деревней. Еще ранее здесь появился так называемый "Конгресс-холл", который будет отчасти пресс-центром. Новая поликлиника, которая станет поликлиникой для университета, давно была нужна, и теперь она великолепная. Построили несколько новых общежитий, и СФУ с точки зрения обеспеченности местами в общежитиях становится одним из лидеров в стране. Кампус вуза не потребовал каких-то радикальных изменений, но он приобрел новые черты, которые были необходимы.

Или взять спортивные объекты. Не хотелось бы произносить высокопарных фраз, но я не знаю другого такого комплекса спортивных объектов, который был бы настолько четко привязан к основному контингенту людей, которые должны им пользоваться. "Академия биатлона", "Сопка", "Радуга" находятся в пешей доступности от СФУ, где учится 35 тысяч студентов. По зимним видам спорта наш университет является российским лидером, а по летним - одним из лидеров. И получив вот такую спортивную платформу, вот она - рядом, грех сомневаться, что она не будет востребована.

Кстати говоря, комплекс "Радуга" после универсиады отойдет Сибирскому федеральному университету. А это не только 15 километров лыжных трасс, не только вспомогательные объекты, но и базовые - скалодром, 50-метровый плавательный бассейн. У нас, кстати, в СФУ сильно развито подводное плаванье - еще, наверное, с тех самых шестидесятых годов, когда там появились энтузиасты, эта школа есть. Современный легкоатлетический манеж, в котором во время соревнований будет размещаться центр питания - сейчас там расположено современное оборудование. После проведения Универсиады помещение станет обычным легкоатлетическим манежем, который, конечно, нужен университету. Спортивные объекты очень логично вписаны в жизнь университета, и не придется придумывать чего-то, касающегося их последующей эксплуатации.

Ледовые дворцы спорта - они всегда востребованы и для массового катания, и для занятий фигурным катанием. Что касается нашего хоккейного клуба, я уже говорил, - они давно об этом мечтали.

На Красноярском экономическом форуме, который состоится через две недели после проведения Игр, 28 марта, мы намерены обсудить и так называемые коммерческие эффекты Универсиады. Не только текущие, но и что с этим делать дальше с точки зрения развития туризма. Внутренний туризм не очень популярен в Красноярске, хотя у нас великолепная природа, отличные северные территории. Это следствие так называемой голландской болезни экономики, когда у нас есть мощные предприятия, в основном сырьевой направленности - "Норникель", "Русал", "СУЭК", являются основными налогоплательщиками, а вот то, что называется локальной экономикой, более скромные экономические начинания, как-то остаются в тени. В этом смысле Универсиада - хороший толчок для движения вперед.

- Вы уже затронули тему "Енисейской Сибири". Какие задачи стоят перед созданной исполнительной дирекцией этого масштабного проекта, и какие проекты "Енисейской Сибири" вы планируете представить на Красноярском экономическом форуме?

- На форуме будут представлены очень масштабные проекты, которые легли в основу "Енисейской Сибири". Эти проекты не гипотетические, а те, которые должны будут при нашем содействии продвинуть наиболее крупные игроки экономики края, наши лидеры. Например, "Норникель" и его так называемый южный кластер. Это создание фактически нового предприятия в содружестве с "Русской платиной". Это большой проект, и он уже частично начат. Мы должны обеспечить ему сейчас преференциальное развитие. Далее - технологическая долина "Русала". Смысл ее в том, чтобы на территории Красноярского края и Хакасии организовать порядка ста предприятий разной направленности, но занятых переработкой первичного алюминия. Во-первых, "Русал" имеет определенные проблемы, которые широко известны, со сбытом. А во-вторых, все-таки надо переходить к производству продукции с добавленной стоимостью.

Кроме того, "Русал" и край вместе настроены на создание крупного транспортного хаба на территории аэропортов "Емельяново" и "Черемшанка". Как вы знаете, "Аэрофлот" принял решение о создании своего опорного пункта на территории Красноярска для полетов в Юго-Восточную Азию. Но, объединив это направление с авиакомпанией Nordstar, мы попытаемся усилить региональную составляющую. Это не только социальный проект, но и проект с серьезной экономической отдачей.

"Полюс" также намерен расширять свое производство. Для этого необходимо при помощи государственной поддержки как федерального, так и краевого уровня построить серьезный транспортный объект - мост через Енисей в районе Высокогорска. Эта тема будет также обсуждаться на форуме - как увязать возможность финансирования проекта со стороны бизнеса и государства.

В районе Лесосибирска - это столица лесной отрасли не только края, но и России в целом - у нас находится крупное деревообрабатывающее производство. АФК "Система", а точнее входящая в ее состав Segehza group, уже приступила к проектированию целлюлозно-бумажного комбината. Это шаг, который позволит устранить главный "тромб" лесной промышленности нашего края - отсутствие современной лесохимии. Для этого требуется реконструкция железнодорожного узла в районе Лесосибирска. Президент РЖД Олег Белозеров был у нас недавно, и мы эту тему обсуждали.

Проектов достаточно много, общий объем запланированных инвестиций внушителен - 1,8 трлн рублей.

Суть работы дирекции "Енисейской Сибири" сводится к тому, чтобы как можно быстрее и эффективнее продвигать эти проекты и открывать двери в те кабинеты, где принимаются решения, чтобы инвестор не писал письма и не сидел в очереди. К каждому проекту будет приставлена группа сопровождения клиентских менеджеров, которая будет работать и с компанией, и с властями, и служить таким связующим звеном, по принципу китайских экономических зон, где именно власть сама несет ответственность за продвижение проекта.

Другой важный момент. Мы намерены не просто содействовать воплощению этих проектов, но и сделать их локомотивами для предприятий среднего и небольшого уровня. Мы называем их "локомотивными" проектами - в свою орбиту они должны втянуть как можно больше представителей нашего красноярского делового сообщества и стать питательной почвой для горизонтального развития экономики. Обеспечить такую связь возможностей и потребностей красноярского бизнеса, мелкого, среднего, и встраивания его в крупные проекты Енисейской Сибири - это тоже задача дирекции. То есть связь между компаниями и властью, компаниями и компаниями.

Кроме того, необходимо отработать более эффективные механизмы инвестиционной активности: снятие административных барьеров, обучение тех, кто желает заняться предпринимательством. В дирекции молодая, интересная команда людей, у которых горят глаза. Мы должны оказать содействие им и их амбициозным планам.