Сибирь / Эксклюзив 30 октября 2017 г. 09:56

Проректор ТГУ В.Демкин: "Рейтинги помогают увидеть себя со стороны"

Проректор ТГУ В.Демкин: "Рейтинги помогают увидеть себя со стороны"

            На днях были опубликованы результаты регионального рейтинга QS - рейтинга лучших вузов развивающейся Европы и Центральной Азии (QS University Rankings: Emerging Europe & Central Asia, EECA). ТГУ за год поднялся на 9 строчек, заняв 11 место в мире и 4 место в России. О том, что делает вуз для продвижения в рейтингах и что получает от высоких строчек агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал проректор по сетевой информационной деятельности ТГУ Владимир Демкин.

            - Владимир Петрович, давайте сначала разберемся с тем, что такое глобальный рейтинг, а что - региональный. В чем их разница, и какие позиции занимает ТГУ в каждом из них?

            - В глобальном, то есть мировом рейтинге QS мы сейчас занимаем 323-е место, он был опубликован в июле этого года. В региональном - рейтинге вузов развивающихся стран Европы и Центральной Азии - 11-е место. В другом рейтинге QS стран БРИКС мы занимаем 43 место, однако это результаты 2016 года. Таким образом, три рейтинга QS показывают университет с разных позиций - как он смотрится в регионе и как он смотрится во всем мире.

            Следует сказать, что рейтинги включают агрегированные показатели, отражающие деятельность вуза за несколько лет.

            Второй важной особенностью рейтингов является тесная взаимосвязь метрик различных рейтингов и корреляция индикаторов, обеспечивающая согласованные позиции университета в разных рейтингах. Например, ведущие позиции вуза в какой-либо отрасли науки обеспечивают ему мировую известность и, следовательно, положительные отзывы академических экспертов. Особое внимание в рейтингах QS уделяется качественным показателям: экспертная оценка вуза со стороны академического сообщества и работодателей, которая отражает востребованность и репутацию выпускников, национальную и мировую известность вуза, значимость его научных исследований.

            Отличительные особенности региональных рейтингов QS заложены в дополнительных индикаторах весовых коэффициентов, отражающих специфику образовательных систем стран, входящих в эти рейтинги. Например, в глобальном рейтинге QS цитирование занимает 20%, а в региональном рейтинге EECA - 15%. В этом же рейтинге введен дополнительный индикатор - Web Impact, имеющий значительный вес (10%) в определении позиции университета. Для развивающихся стран это важный показатель, способствующий продвижению университетов в веб-пространстве и повышению их узнаваемости.

            - По каким показателям из тех, что вы перечислили, ТГУ находится наиболее высоко?

            - Значительно выросла оценка вуза со стороны международных академических экспертов. По их отзывам ТГУ входит в пятерку лучших вузов России. Также высокие позиции у ТГУ по отношению числа студентов на одного преподавателя и доле иностранных студентов и преподавателей. Все это говорит о высоком уровне преподавания и научных исследований.

            Не столь радует оценка вуза со стороны работодателей - по этому показателю ТГУ пока лишь в десятке вузов России. Но наш университет хорошо продвинулся за год по показателю Web Impact, о котором я говорил ранее, - с 10-го на 6-е место. В итоге ТГУ по всем показателям поднялся, за четыре года в данном рейтинге мы прошли путь с 33-го места до 11-го, то есть поднялись на 22 пункта.

            - Каким образом вы привлекаете иностранных студентов?

            - В прошлом и в этом году приемная комиссия добавила в свои анкеты вопрос "как вы узнали о ТГУ?". Сегодня информационные технологии позволяют студенту получать информацию из разных источников, и прежде всего - из интернета. И в последние два-три года результаты рейтингов становятся тем справочником вузов мира, который ранее служил единственным источником информации о вузе. Да и сам процесс выбора вуза идет иначе: сначала выбирают, чему хотят учиться, затем из рейтингов смотрят, где хорошо учат предмету, затем изучают условия жизни в вузе, городе и регионе: насколько условия проживания удовлетворяют запросам абитуриента.

            К слову, об условиях проживания. Недавно нам пришло приглашение на участие в "зеленом" рейтинге Green Metrics World Universities Ranking, который создан по инициативе университетов Индонезии. В этом рейтинге оцениваются качество кампуса университета и окружающей среды. На сегодня более 500 вузов мира являются участниками этого рейтинга. Подобные рейтинги являются очень важными, и мы должны учитывать этот фактор в работе с абитуриентами.

            Кстати, сайт университета в этом процессе нередко является основным ресурсом для принятия решения абитуриентом - это визитная карточка университета. Недаром в рейтинг EECA включен показатель Web Impact.

            Важна и третья роль университета - его влияние на развитие региона. Мы не только ведем работу со школьниками, проводим открытые лекции, вписываем свои пространства в общегородскую среду, но и взаимодействуем с инновационными предприятиями, участвуем в проекте "ИноТомск".

            - А как вы развиваете социальные сети? Это какой-то отдельный процесс?

            - Да, это очень эффективный ресурс. Мы по своей международной магистерской программе в этом году почувствовали роль соцсетей в организации набора на данную программу. Почти половина абитуриентов узнали о программе из социальных сетей.

            - Вернемся к рейтингам: ТГУ участвует также в рейтинге THE, занимая в нем совсем иную позицию, чем в QS. Что вам говорят различающиеся результаты рейтинга, какие выводы из этого делаете?

            - У рейтинга THE - Times High Education - довольно интересная история. Раньше, до 2010 года, рейтинги QS и THE публиковались вместе по единой методологии. Затем они разделились, методология рейтинга THE отличается от методологии рейтинга QS. Рейтинг THE, помимо всех показателей QS, включает в себя такие критерии, как доход от индустрии, заработная плата преподавателей, количество защит PhD, соотношение количества магистров и бакалавров, всего этих индикаторов 13. Также отличаются и весовые коэффициенты: например, если вес академической репутации в QS 40%, то в THE - 15%, и это логично, поскольку показателей больше, вес между ними распределяется.

            Различия существуют и в процедуре отбора экспертов. Если в QS база данных по экспертам формируется по предложениям вузов, то в THE выбор экспертов - за рейтинговым агентством. Если говорить о цитировании, то здесь также существенные различия в методологии относительно учета самоцитирования.

            Поэтому различия в определении позиции вуза в этих рейтингах существуют, и мы понимаем причины этих различий.

            - Не приводит ли это к скачкам в графике положения вуза год от года?

            - Нет, это приводит к тому, что графики динамики вуза по годам в этих двух рейтингах принципиально не соответствуют друг другу. И мы второй год подряд в глобальном рейтинге THE занимаем 501-600 место, в то время как в июльской редакции рейтинга QS за 2017 год ТГУ находится на 323-м месте. Такое несоответствие я объясняю тем, что в методологии THE иной механизм оценки цитирования - у них разрешено и оценивается самоцитирование. Но в таком случае появляется механизм искусственного наращивания цитируемости своих публикаций, и это является предметом обсуждения на всероссийских семинарах и совещаниях, посвященных итогам рейтингов.

            Самоцитирование должно быть, но в пределах разумности, подчиненное логике, а рейтинг не должен быть самоцелью. Ценность рейтингов в том, что они помогают увидеть себя со стороны, это только инструмент формирования общественного и экспертного мнения о вузе.

            К сведению, на днях вышел предметный рейтинг THE, где ТГУ занял 4-е место по России и 251-300 место в мире по разделу "инжиниринг и технология". Это агрегированный предмет, в который входит 5 подразделов. В этом разделе вместе с нами находятся десять российских вузов, хотя в прошлом году наши вузы в этом разделе вообще не участвовали. Это существенный результат нашей работы, который подтверждает, что ТГУ в этой отрасли наук занимает ведущее место.

            - Является ли нынешний результат показателем того, что ТГУ движется в верном направлении?

            - Да, наши прогнозы и результаты соответствуют друг другу. Так, например, в последние годы мы активно внедряем междисциплинарные программы, по которым готовятся уникальные специалисты. В 2016 году в университете были сформированы стратегические административные единицы (САЕ), в том числе институт "Умные материалы и технологии", институт человека цифровой эпохи и исследовательский центр "Транссибирский научный путь" (TSSW). Последний пример с TSSW как раз демонстрирует, что наш университет становится связующим звеном для специалистов, изучающих Сибирь и Арктику.

            В институте человека цифровой эпохи в прошлом году была создана лаборатория наук о больших данных, это результат нашего сотрудничества с компанией "Ашманов и партнеры" и компанией "Крибрум". Лаборатория является полностью междисциплинарной. Она объединяет специалистов в области компьютерных технологий, которые понимают, каким образом нужно собирать, упорядочивать, хранить данные, и представителей общественных наук - социологов, политологов, филологов, психологов. Техническая часть процесса по обработке и хранению данных осуществляется с использованием суперкомпьютера ТГУ. Эта лаборатория уже представила глубокое исследование экстремистских настроений в соцсетях.

            В том же институте человека цифровой эпохи разработана уникальная магистерская программа по трансляционным химическим и биомедицинским технологиям. Новизна здесь в том, что наши выпускники смогут применять комплексный подход к разработке новых химических веществ и материалов для биомедицины. Обучение осуществляется на базе нескольких научных центров Томска, германских Гейдельберга и Мюнстера. Сейчас совершенно очевидно, что такие специалисты будут очень востребованы в будущем.

            За последнее время ТГУ решил множество важных теоретических и прикладных задач. Наши физики разработали модель прогнозирования загрязнений окружающей среды при запуске космических кораблей. У нас созданы новейшие датчики для измерения уровня радиации для Большого адронного коллайдера. У нас создана многослойная керамика для космоса и авиации, способная выдерживать экстремально высокие температуры. У нас же проведено исследование атмосферных условий, ограничивающих пуски ракет с Байконура и "Восточного". По заказу Роскосмоса в нашем университете создана новая баллистическая установка.

            Продолжать можно долго, но суть понятна - результат научной и прикладной работы университета есть, он осязаем, и им можно гордиться.

            - В таком случае, какие прогнозы на 2018 год?

            - Мы уже наметили основные направления нашей деятельности. Прежде всего, это работа с экспертами и повышение публикационной активности. Но, как я говорил в самом начале, необходимо учитывать корреляцию между показателями и мировые тренды в развитии научных направлений.

            - Коррелируется ли результат в рейтинге с выполнением задач программы "5/100" и статуса национального исследовательского университета? Нет ли риска где-то здесь "просесть"?

            - Это параллельные процессы. Программа "5/100" помогла университету, причем не только финансово. С 2003 года, когда ТГУ вошел в "болонский" процесс, мы поняли, что попали в ситуацию, когда надо конкурировать на международном рынке, но тогда не умели это делать. Академическая мобильность студентов в 1980-х годах была активной, Россия занимала одно из первых мест в числе иностранных студентов, но эта мобильность регулировалась в большей степени межгосударственными отношениями, а не желанием конкретного студента учиться здесь, в Советском Союзе. Как только был включен рыночный механизм, студент стал выбирать. В результате для Томского госуниверситета, как и для других российских вузов, глобализация образования стала, безусловно, вызовом времени. Нам нужно было стать конкурентоспособными не только в России, но и предлагать качественный, привлекательный для зарубежного потребителя продукт.

            За время работы по программе "5/100" мы достигли значительных результатов в образовательной деятельности. Например, по итогам приемной кампании 2017 года наш университет выбрали для себя 2 тыс. 181 абитуриентов из 41 страны ближнего и дальнего зарубежья. А в 2016 году цифры были скромнее - 1 тыс. 260 абитуриентов из 37 стран.

            Мы активно развиваем дистанционное обучение, пожалуй, одни из самых успешных в стране в этом направлении. У нас есть 36 онлайн-курсов, которыми пользуются 150 тыс. слушателей из 178 стран. Неплохие цифры, правда? Курсы размещены на ведущих платформах Coursera, "Лекториум", "Образование на русском", Stepik, "Открытое образование" и Iversity.

            Программа "5/100" не только финансирует, но и показывает, как нужно работать. Это отличный инструмент повышения конкурентоспособности.