Сибирь / Эксклюзив 12 декабря 2016 г. 11:07

Ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета В.Власов: "Готовы предложить технологии и для строительства на Луне"

Ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета В.Власов: "Готовы предложить технологии и для строительства на Луне"

            О состоянии российской архитектуры, о строительных стандартах и о новых проектах в интервью агентству "Интерфакс-Сибирь" рассказал ректор ТГАСУ, председатель комитета Законодательной думы Томской области по экономической политике Виктор Власов.

            - Виктор Алексеевич, давайте начнем с "земного" вопроса. Почему архитектура российских городов так сильно отличается от того, что мы видим в развитых странах? Неужели архитекторов учат строить некрасивые дома?

            - Ваш вопрос очень насущный и справедливый. Мы не раз обсуждали эту проблему с коллегами. Архитекторов учат генерировать творческие идеи и превращать их в проекты. Как правило, эти идеи интересные и согласуются с современными представлениями об эстетике архитектурных форм и городской среды.

            Уверяю вас, на уровне идей и эскизных проектов все обстоит хорошо: работы наших студентов и выпускников архитектурного факультета ТГАСУ регулярно отмечаются на российских и международных конкурсах, получают награды и призовые места, проекты сотрудников университета - общемирового уровня. Мы ценим и любим деревянное зодчество старинных городов.

            Но любовь, как это часто бывает, "разбивается о быт". Переход к реализации идеи - подготовке рабочей документации, а затем непосредственно к строительству - рождает много проблем. Нередко отсутствует авторский надзор. Архитектор превращается в инструмент выполнения требований заказчика. То есть, по сути, художник перестает быть проводником своей творческой идеи, и давление заказчика нивелирует достойное проектное решение до уровня обычной застройки. Другой немаловажной причиной является отсталость строительной базы в части конструкций и отделочных материалов.

            - Кажется, такие ограничения для связки "заказчик - архитектор" вполне естественны, ведь ресурсы заказчиков небезграничны...

            - Наш университет ежегодно делает альбомы по заказу губернатора Томской области и мэра Томска, в которых представлены лучшие архитектурные работы. Мы могли бы спроектировать прекрасный стадион в Томске по европейскому образцу, чтобы команде "Томь" было не стыдно принимать гостей. Мы предлагали построить в Академгородке Театр звука. Есть архитектурные решения для развития акватории реки Томи. Есть действующие проекты, которые мы выполнили, и они подтверждают мастерство и умение работать специалистов ТГАСУ. К примеру, проект Экспоцентра в Томской ОЭЗ. Изначально обсуждалось совершенно иное архитектурное решение. Но нас "приземлили", сказали: вот столько денег, вот столько места, вписывайтесь. И нам это удалось.

            Там, где нас не ограничивали, мы создали совместно с петербургской "Студией 44" проект Музея науки и техники в Томске. Это проект мирового уровня, недавно он был представлен на Берлинском форуме и вызвал большой интерес. Проект уже прошел экспертизу, готова вся проектно-сметная документация, то есть мы успешно завершили свою часть работы. Далее реализация проекта.

            Еще один проект касается общего домостроения, но он выбивается из всех шаблонов. Совместно с Томской домостроительной компанией по заданию Минобрнауки РФ мы создали проект энергоэффективного "умного" дома для России. Особое внимание мы уделили его сейсмостойкости. Испытания, проведенные на специально выстроенном здании в три этажа, показали, жилой дом успешно выдержал сейсмическую нагрузку в 9 баллов, ни одной трещины не появилось. Это уникальный проект, такие дома нужно строить в Крыму, на Алтае, в Прибайкалье. Причем, как показали результаты выставок, где мы представляли наш проект, у строителей есть большой интерес к нему. Но! Очень важно понимать, что мы - разработчики. Мы можем отвечать только за архитектурное решение и за проектно-сметную документацию. За возведение объекта на основе ПСД отвечаем уже не мы, университет не занимается строительством. Дальнейшая реализация проекта лежит на плечах менеджеров строительных компаний.

            - Давайте обратимся к жизни вуза. Какие наиболее значимые события этого года вы могли бы отметить?

            - Событий и достижений было много, но я бы выделил одно, очень значимое не только для ТГАСУ, но и всего региона. Наш вуз давно и успешно готовит специалистов для жилищно-коммунальной сферы. В 2016 году мы открыли центр подготовки кадров для ЖКХ Сибири и Дальнего Востока. В нем установлено более двадцати единиц оборудования, которое моделирует все ситуации, связанные с жизнеобеспечением домов. Мы разработали курсы по подготовке инженерного персонала и руководящего состава управляющих компаний, чтобы они были профессионально подготовлены. Другого такого учебного центра в России нет.

            Смысл в том, чтобы приблизить новые технологии, которыми занимаются наши ученые, к производственной сфере. Чтобы те, кого принято называть "коммунальщики", пользовались этими новыми прогрессивными технологиями, оказывали услуги более качественно, делали их доступнее для жителей.

            - Каким вы видите будущее университета, чего хотите достичь в 2017 году?

            - В ближайшее время мы будем интенсивно готовиться к аккредитации университета по всем направлениям подготовки, которая намечена на 2018 год. Это отнюдь не формальная процедура. Нужно актуализировать все образовательные программы в соответствии с современными требованиями, подготовить преподавателей, технологию обучения для работы в новых условиях.

            Также мы учитываем, что в 2018 году в связи с очередными выборами ректора в вузе появится новая команда и новая Комплексная программа развития университета. Сейчас мы сосредоточены на формировании базы для этой программы, в том числе занимаемся повышением квалификации руководящего состава. Как ректор я ставлю себе задачу подготовить фундамент, чтобы в управление университетом зашла новая молодая команда. Конечно, сам я буду участвовать в выборах, и пойду на них с новой командой.

            Безусловно, мы продолжим развивать новые научные направления, в первую очередь, 3D-моделирование и прототипирование. Мы уже закупили оборудование для лабораторий, которое позволяет создавать модели зданий и сооружений с использованием 3D-принтеров.

            Появилось очень интересное направление работы - космическое материаловедение. Мы смотрим в будущее и убеждены, что рано или поздно человечеству придется строить базы на других планетах. Кто знает, может, через пару десятков лет российские космонавты все же высадятся на Луну. Поэтому уже сейчас надо задумываться о том, из каких материалов строить лунные базы. Это далеко не фантастическая задача, ведь состав лунного грунта известен, а у нас в вузе - одна из лучших кафедр по материаловедению.

            Специалисты знают, что свойства бетона можно регулировать в широком диапазоне, они зависят от применения тех или иных добавок, от технологии бетонирования. Мы работаем над созданием новых технологий производства бетона, например, в холодных условиях Арктики. От них - один шаг до технологий строительства лунных баз.

            Сейчас идет инициативная работа: мы озвучили представителям РКК "Энергия" свою готовность предложить технологии для строительства на Луне, и корпорация проявила к нашему предложению интерес. Хотим участвовать в этом процессе, рассчитываем в будущем получить грант.

            - Насколько успешно вы боретесь за привлечение абитуриентов из других городов и из-за рубежа?

            - ТГАСУ - один из самых ярких интернациональных университетов, у нас более одной тысячи иностранных студентов, то есть каждый пятый наш студент приехал из-за рубежа. Это граждане 14 стран мира. Традиционно больше всего приезжают из Казахстана, Киргизии, Узбекистана. Из дальнего зарубежья: это Турция, Монголия. Появились студенты из Норвегии, Марокко, Кот-д‘Ивуара, одна девушка приехала из Йемена.

            В этом году мы организовали новый институт - Международных связей и интернационализации образования. Он уже успешно работает. Совместно с СибГМУ (Сибирский государственный медицинский университет - ИФ) мы запустили программу: год будем учить иностранных студентов, а затем они будут продолжать обучение в медуниверситете. На первый взгляд, это очень неожиданное партнерство - архитектурно-строительного и медицинского вузов. Но сетевые формы обучения приобретают все большее распространение, и какой смысл СибГМУ создавать с нуля у себя эффективное подготовительное отделение, когда такое отделение уже есть у нас? Они обратились к нам, добавили своих преподавателей по биологии и латыни, и в результате - меньше затрат и эффективное использование профессорско-преподавательского состава.

            - С какой цель в ТГАСУ приезжают абитуриенты из Европы?

            - Архитектура и строительство - вот две основные специальности, которые им интересны. Наш университет становится все более известным, мы позиционируем себя в международном образовательном сообществе. Кроме того, работаем по договору с Россотрудничеством, мы у них на хорошем счету.

            Мало кто задумывается, но сейчас на всю страну из 520 государственных вузов осталось всего семь вузов архитектурно-строительного профиля. По рейтингу мы вторые за МГСУ (Московский государственный строительный университет - ИФ), а по ряду направлений идем на первом месте, в том числе в международном образовании. Об этом знают и к нам с удовольствием едут учиться.

            Кроме того, у нас много студентов из российских регионов - это Кемеровская область, Алтайский край и Республика Алтай, Красноярский край, Тува, Забайкалье, Якутия.

            - А как обстоят дела с научными связями с зарубежными вузами?

            - Наиболее тесные контакты по научно-образовательной линии у нас с Италией и Германией. С Турином и Римом мы работаем по строительным технологиям, там высококлассные специалисты по сейсмостойкости зданий и сооружений, и у нас есть совместные научные работы. С Берлином взаимодействуют архитекторы, а также вместе занимаемся обучением русскому языку.

            - Давайте поговорим об учебной инфраструктуре. Иные томские университеты нередко хвастаются новыми общежитиями, внедрением в корпусах новых технологий, повышающих безопасность и функциональность. Чем в этом плане может блеснуть ТГАСУ?

            - Мы наращиваем свою спортивную базу и делаем упор на качестве подготовки наших спортсменов. У нас много победителей различных соревнований, региональных и всероссийских. Много разнопрофильных секций, есть два спорткомплекса и стрелковый тир. То есть наша спортивная база позволяет коллективу по многим видам спорта быть лидерами. Сейчас организовываем дайвинг-клуб.

            У нас одно из лучших в Томске студенческих общежитий, которое 2 года назад во всероссийском конкурсе заняло почетное 5 место. Для повышения безопасности во всех общежитиях совместно с банком-партнером введена новая пропускная система с современными турникетами.

            - Одним из показателей эффективности работы технического вуза является коммерческая составляющая. Насколько она сильна у вас и что вы делаете, чтобы снизить зависимость от госбюджета?

            - Если в целом, то консолидированный бюджет ТГАСУ на 45% состоит из доходов от внебюджетной деятельности. Они складываются из оплаты студентов за обучение и хоздоговорной деятельности. Это весьма существенная составляющая, особенно с учетом того, что министерство перекладывает заботы об университете на внебюджетные поступления.

            В этой части у нас были большие планы на созданный Региональный проектный институт. Этот институт получил заказы на проектирование уже упомянутого Музея науки и техники, на проектирование Экспоцентра в Томской ОЭЗ и др. Но сейчас в экономике сложная обстановка, застой в строительной отрасли не обходит стороной и нас. Мы готовы участвовать в строительных проектах, как в Сибири, так и в других регионах. Поэтому, как только экономика начнет подниматься, проектный институт будет востребован. Кадры и опыт у нас есть.

            - ТГАСУ был основан в 1952 году как инженерно-строительный институт. Стало быть, в следующем году вашему вузу исполнится 65 лет. Как вы к этому готовитесь?

            - Наш вуз подготовил более 60 тысяч выпускников, поэтому, считаю, есть чем гордиться. Сейчас мы составляем программу праздничных мероприятий, ориентируемся на июнь. К юбилею будет приурочена масса конкурсов, а центральным событием станет шествие студентов. Другие томские университеты шествия регулярно проводят, а мы проведем впервые.

            - Виктор Алексеевич, есть мнение, что российские стандарты, строительные ГОСТы устарели и не отвечают современным потребностям городов. Приводят такие примеры: скажем, по нашим стандартам нельзя поставить островок безопасности на двухполосной автодороге, хотя это вполне очевидный шаг для повышения безопасности пешеходов. А в Европе, в Швейцарии это возможно. С вашей точки зрения, имеет ли смысл перенимать европейские и, в частности, швейцарские строительные стандарты? Есть ли спрос на изменение ГОСТов?

            - Если коротко ответить: да, спрос есть. Стандарты нужно менять и мы выступаем за это. В дорожном строительстве мы давно предлагаем поменять нормативы по грузоподъемности. Региональные дороги, построенные под нагрузку на ось 8 тонн, быстро разбиваются и требуют ремонта, а если их сразу строить по более высокому стандарту, то ресурс жизнестойкости повысится, а затраты на обслуживание будут меньше.

            Наши специалисты, насколько могут, вмешиваются в процесс, ужесточая на практике действующие требования. Примером такого участия стал ремонт проспекта Фрунзе в Томске в этом году. Его хотели ремонтировать по одному стандарту - просто нанести сверху покрытие. Но мы убедили мэрию, что покрытие должно быть трехслойным. Да, это увеличило в итоге срок ремонта, но по нашим рекомендациям дорожники сняли два старых слоя покрытия, нанесли выравнивающий слой, затем - пористый асфальтобетон, а затем - щебеночно-мастичный асфальтобетон. Теперь мы уверены, что дорога простоит без ремонта гораздо дольше нормативных пяти лет. Мы вмешиваемся в эти процессы с точки зрения науки, новых технологий, но российские стандарты в целом требуют пересмотра.

            Возможно ли приспособить стандарты европейские? В какой-то части - да. Но Европа имеет свои традиции, а Россия - свои. В Европе маленькие площади, население живет плотно, и они даже сельские дороги могут делать качественными. В России протяженность дорог совершенно другая, и средств на строительство региональных дорог по высоким категориям не хватает.

            Мы предлагаем ввести для федеральных трасс новые нормы, делать их сразу бетонными. У таких дорог гарантийный срок эксплуатации - 50 лет, а затраты на строительство выше всего в два раза. По этому пути идут США, где 46% всех магистралей бетонные, в Европе таких дорог около 20%, а в нашей стране - только 2%.

            В Росавтодоре об этих инициативах знают, мы поддерживаем с ними контакт. Постепенно стандарты обновляются. Тем более, сейчас программа дорожного строительства находится под контролем президента России, и все необходимые изменения делаются быстро. Я верю, что в ближайшие два года в России будет существенное, качественное обновление дорог.