Сибирь / Новости 30 ноября 2017 г. 15:01

СГК готова приступить к модернизации системы теплоснабжения Новокузнецка после перехода на новую модель рынка тепла и отмены КВД

Кемерово. 30 ноября. ИНТЕРФАКС-СИБИРЬ - ООО "Сибирская генерирующая компания" (СГК) готово приступить к крупным инвестпроектам по модернизации теплоснабжения г.Новокузнецк (Кемеровская область) только после перехода города на тариф "альтернативной котельной" и отмены кузбасского механизма компенсации выпадающих доходов (КВД), сообщил гендиректор компании Михаил Кузнецов в ходе "круглого стола" "Внедрение современных подходов для реформирования теплоснабжения региона: новые возможности".

"Если мы сохраним себя в рамках тарифной парадигмы "затраты плюс" (а не перейдем к расчету тарифов по методу "альткотельной" - ИФ), то кроме убытков, проблем, растущих как снежный ком, никогда ничего не найдем", - сказал М.Кузнецов.

При этом он подчеркнул, что ключевым условием работы для бизнеса является понимание "условий игры". В частности, для теплоснабжения - это понимание размера тарифа в долгосрочной перспективе, достаточность тарифа для ведения модернизации теплового хозяйства, а также получение прибыли. Все это не обеспечивается действующим тарифным регулированием, однако, как ожидается, эти задачи удастся решить с применением закона об "альткотельной".

Гендиректор также выразил уверенность, что с появлением у участников рынка теплоснабжения материального стимула, они найдут нестандартные инженерно-технические решения, средства и способы решить вопросы, которые до настоящего времени квалифицируются как нерешаемые. "Ведь никто же из нас не ходит на работу ради самой работы, считается нормальным зарабатывать деньги, потому что надо кормить семью. Вот точно также и предпринимателю нужно извлекать прибыль. Если эта прибыль может быть отобрана в любую секунду (непрогнозируемое снижение тарифа в соответствии с методом "затраты плюс" - ИФ), то какой смысл мне придумывать какую-то высшую математику", - задал глава СГК риторический вопрос.

Говоря о КВД, М.Кузнецов отметил, что "как только потребители в Новокузнецке будут платить за себя (за потребленную теплоэнергию - ИФ) полностью, нам этот проект (инвестиций в теплоснабжение Новокузнецка - ИФ) становится интересен".

Как сообщалось, КВД - это предоставляемая населению Кемеровской области льгота по оплате коммунальных услуг, в том числе теплоснабжения, которая впоследствии компенсируется ресурсоснабжающим организациям из бюджетной системы. Сообщалось также, что бюджет уже несколько лет несвоевременно выплачивает КВД теплоснабжающим организациям.

В свою очередь мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов в ходе круглого стола сообщил, что горожане в целом платят не более 70% "всех совокупных платежей за потребляемые энергоресурсы - теплоснабжение, ГВС и водоотведение", в то время как в одном из трех энергоконтуров Новокузнецка оплата не превышает 50% потребленных услуг.

С.Кузнецов отметил также, что КВД - это большая нагрузка для горбюджета. "Бюджет города - 17 млрд рублей, в том числе 6 млрд рублей - собственные доходы. Все остальное - субвенции, субсидии и дотации. Доля КВД - около 2,5 млрд рублей плюс та задолженность, которая из года в год накапливается", - сказал он.

Мэр подчеркнул, что Новокузнецк - это "город с очень изношенной инфраструктурой". "Центральная ТЭЦ и весь контур теплоснабжения строились в 30-е годы. Способности магистральных теплосетей ... попросту выживаем из них самое последнее", - посетовал он.

В свою очередь глава СГК отметил, что для повышения качества теплоснабжения в Новокузнецке необходимо, в том числе, заменить мощности неэффективной Центральной ТЭЦ мощностями Кузнецкой ТЭЦ (входит в состав СГК). Для этого необходимо построить тепломагистраль, "практически, в обход города", что позволит попутно вывести из эксплуатации ряд неэффективных и неэкологичных угольных котельных. Инвестиции в комплекс мероприятий, которые позволят модернизировать систему теплоснабжения Новокузнецка, СГК оценивает ориентировочно в 5 млрд рублей. Срок реализации мероприятий - около двух лет, исключая переговорные процессы и проектирование.

При этом М.Кузнецов подчеркнул, что вопросы нужно решать в оперативном режиме, поскольку "система теплоснабжения деградирует и приходит постепенно в негодность". Так, например, проект модернизации теплоснабжения Новокузнецка был просчитан и предложен еще в 2014 году. "Когда мы начали разрабатывать этот проект, он выглядел вполне себе реальным. По мере того, как идет время, сети не молодеют, они становятся все более и более изношенными и все больше и больше денег нужно, чтобы просто восстановить их до приличного уровня. И этот инвестпроект, который в 2014 году был такой живой и красивый, становится все хуже и хуже", - сказал М.Кузнецов.

Принимавший участие в круглом столе замдиректора департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Минэнерго РФ Алексей Храпков также отметил, что "метод "затраты плюс" изжил себя". "Дальнейший инерционный сценарий движения по сегодняшним правилам регулирования отрасли подтвердил свою ограниченность, и двигаться в этом направлении нам представляется как минимум рискованным", - сказал он.

В числе факторов, которые говорят о необходимости изменения, А.Храпков назвал, в частности, отсутствие стратегических инвестиций. "При выручке (предприятий теплоэнергетической отрасли в целом - ИФ) 2,5 трлн рублей, что составляет 1,5% ВВП, официально учтенные органами регулирования инвестиции по данным на 2015 год составляли менее 90 млрд рублей... Объем инвестиционных отчислений в отрасль составляет около 4%, при этом на цели инноваций используется только около 1%... Все вышеуказанные проблемы мы пытаемся решать за счет бюджетных средств, однако практика последних двух лет показывает, что бюджеты не могут нести текущую нагрузку - не то, что увеличивать ее", - подчеркнул А.Храпков.

Он также отметил, что отрасль испытывает давление и со стороны потребителей. Так, девелоперы и промпредприятия строят собственные тепловые мощности, в том числе из-за неудовлетворительного уровня надежности и качества теплоснабжения, в то время как "централизованное теплоснабжение должно быть выгоднее децентрализованного".

А.Храпкова поддержал член комитета Госдумы РФ по энергетике Виктор Зубарев, сообщивший, что до 2025 года потребности теплоэнергетики РФ в инвестиционных ресурсах оцениваются более, чем в 2,5 трлн рублей. "Теплоэнергетика нуждается в колоссальном объеме средств на модернизацию, при этом существующего финансирования явно недостаточно", - сказал он, добавив, что более половины топлива, расходуемого в стране, тратится на нужды теплоснабжения.

В.Зубарев отметил также, что основной целью вносимых в закон о теплоснабжении изменений является повышение эффективности генерации, работающей на основе комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.