Interfax-Russia.ru - Российские ученые разрабатывают препараты для лечения так называемого "синдрома полярного напряжения" и повышения работоспособности человека в Арктике.
Ученые Института общей генетики им. Вавилова (ИОГен, Москва) работают над созданием средства для борьбы с нервно-депрессивными расстройствами ("синдромом полярного напряжения"), которые могут развиться у человека в случае длительного пребывания в Арктике.
"Стрессовые условия, свойственные Арктике, влияют на микробиому желудочно-кишечного тракта, которая, в свою очередь, воздействует на нервную систему, изменяя выработку так называемых нейротрансмиттеров - химических веществ, обеспечивающих передачу нервного импульса, например адреналина", - рассказал заведующий лабораторией ИОГен Валерий Даниленко на форуме "Технопром-2016" в Новосибирске.
Поэтому, как пояснил ученый, лекарственными средствами в данном случае могут являться пробиотические бактерии, преимущественно лактобациллы и бифидобактерии, которые "в адекватных количествах способны оказывать благоприятное воздействие на здоровье пациента". Традиционные же лекарства, как отметил Даниленко, эффективны, но обладают рядом недостатков, а также вызывают привыкание.
"Прием лактобацилл снижает проявления стресса, соответствующие эксперименты проведены и на животных, и на людях", - добавил специалист.
Как известно, люди с "синдромом полярного напряжения", как правило, страдают тревожностью, нервозностью, бессонницей ночью и сонливостью днем. Кроме того, у них может развиться легкая форма гипоксии (кислородного голодания). В свою очередь такое состояние не лучшим образом сказывается и на иммунитете полярников, что приводит к возникновению или ухудшению течения различных, в том числе серьезных, заболеваний.
Наиболее распространенными из них являются бронхит, артрит, неврит, нейроваскулит, "холодовая болезнь", заболевания сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы (ЦНС), различные обморожения, а в отдельных случаях (при нарушении техники безопасности) и замерзания (общее охлаждение).
При этом лечить все эти болезней теми же средствами, что используются "на материке", не всегда возможно и эффективно.
"Таблетка - это хорошо, но как ее запивать. Шприц-тюбик в условиях низких температур тоже не работает. Аппарат искусственной вентиляции легких также нужен для низких температур. Маска может примерзнуть, трубки могут потерять эластичность. Это требует создания нового класса препаратов. Жгут для перетягивания при травме – тоже не работает", - пояснил журналистам другой участник "Технопрома-2016" - заместитель директора по научной работе ООО "Специальная и медицинская техника" (Санкт-Петербург) Александр Гребенюк.
По его словам, к настоящему времени его предприятие уже выпустило целый ряд медицинской техники, устойчивой к низким температурам, для военно-экстремальной медицины. Одной из таких разработок стал портативный медицинский комплекс, который вполне сможет заменить собой целую карету скорой помощи.
"Взять с собой операционную невозможно, но портативные наборы само- и взаимопомощи уже есть", - отметил Гребенюк.
Еще одной проблемой, которую в ближайшее время намерены решить российские ученые, - это повреждение генетической структуры клеток человека, работающего за полярным кругом.
"Вахтовый метод труда, работа в условиях пониженных температур, полярной ночи может привести к нарушению биоритмов, десинхронозу. Последствия такого нарушения – самые тяжелые: возникают онкологические заболевания, в организме накапливаются токсины, способные повлиять на генетическую структуру клеток", - говорится в сообщении специалистов.
Помимо этого, как считает заведующая лабораторией персонализированной медицины АНО "ЦНМТ" в новосибирском Академгородке Галина Лившиц, сегодня также необходимо создавать препараты, которые смогут помочь человеку перерабатывать так называемые ксенобиотики – химические вещества, попадающие в организм в условиях Арктики, особенно на предприятиях нефтеперерабатывающей промышленности. Эти вещества, по ее словам, как правило, провоцируют мутацию генов, в результате чего люди, работающие в отрасли более 15 лет, рискуют не только здоровьем, но и жизнью.
"В новосибирском Институте химической биологии, в лаборатории персонифицированной медицины после нескольких лет фундаментальных и клинических исследований для информации Фонда перспективных исследований есть готовый разработанный продукт, готовая программа, по которой сейчас уже обследуются пациенты, это большая программа по нутригенетике, которая включает в себя многие аспекты исследования генетических маркеров, которые мы считаем, могут быть использованы для обследования людей, которые планируются для работы в Арктике. Большой сегмент в этой программе посвящен тестированию генов, которые как раз и обеспечивают переработку ксенобиотиков", - отметила Галина Лившиц.
Поддержку ученым, занимающимся созданием препаратов, позволяющих поддерживать работоспособность человека в Арктике, оказывает и Фонд перспективных исследований (ФПИ).
"Институт биофизики клетки рассматривает вопрос адаптации к условиям Арктики, ведется разработка таких лекарственных препаратов, которые позволят в условиях пониженных температур человеку работать, а если, не дай бог, будет травма, то он сможет сохранить свою биохимию, свой метаболизм", - сообщил журналистам руководитель проектной группы ФПИ Анатолий Ковтун в кулуарах форума "Технопром-2016".
Так, к примеру, по его словам, ученые института уже создали препарат на основе ксенона и ряда других лекарственных средств, ксенон при этом растворяется в жидкости, которую употребляет человек.
Кроме того, как считает вице-президент Сибирского отделения РАН Любомир Афтанас, в России следует создать так называемую "северную когорту" для обследования населения приполярных территорий.
"Когорта стартует с момента, когда определяется, кто участвует в этой когорте. Далее женщина, начиная с момента зачатия ей ребенка, мониторируется до родов, далее рождается ребенок, далее ведется его мониторинг по определенному графику, он проводится до 40-50 лет", - сообщил он журналистам в кулуарах форума "Технопром-2016" в Новосибирске.
При этом как отметил Афтанас, для разных возрастных периодов, как правило, применяются разные методики. В настоящее время такие "когорты", по его словам, уже существуют в Швеции и Финляндии, в них входит примерно по 1 млн человек.
"Мы договорились и со шведской когортой, и с норвежской когортой - они готовы принимать участие в подготовке специалистов, помогать в работе", - сказал ученый.
Соответственно российским ученым для реализации данного проекта необходимо определить опорные клиники и подготовить персонал.
"Таким образом, можно ясно исследовать, как влияют факторы социальные, климатические, географические на формирование и развитие человека в этом конкретном регионе, какие варианты заболеваемости, что на них повлияло", - сказал ученый.
Все это, отметил он, поможет разработать как методы коррекции заболеваемости, так и с высокой точностью установить причины болезней.
Обозреватель Наталья Пономарева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook