Сибирь / Точка зрения 25 января 2010 г. 15:26

Субъективный подход

Interfax-Russia.ru – Инициатива Бориса Грызлова о возможности объединения регионов-доноров с дотационными субъектами РФ вызвала сдержанную реакцию у политиков и недоумение у политологов.

Выступая перед журналистами 21 января, спикер Госдумы, председатель высшего совета "Единой России" Борис Грызлов заявил следующее: "Надо либо менять подходы к работе в этих (финансово слабых – ИФ) субъектах, либо объединяться с другими для того, чтобы территория была самодостаточной". По его словам, фактически ряд российских регионов живет за счет других субъектов РФ, хотя имеет в своем распоряжении земли, полезные ископаемые, рабочую силу. "Считаю, что такие субъекты не имеют права называться субъектами РФ", - подчеркнул председатель Госдумы. По его словам, "название субъект Федерации – это высокое звание, и субъект Федерации должен этому высокому званию соответствовать".

По мнению Грызлова, в России не должно быть несамодостаточных регионов. Он полагает, что исключения могут быть установлены лишь в отношении "неких крайних территорий с исключительно тяжелыми климатическими условиями".

На следующий день, выступая на Госсовете по развитию политической системы страны, Борис Грызлов скорректировал свою позицию, выдвинув на первый план тезис о необходимости решения проблемы самодостаточности субъектов РФ за десятилетний срок. "Я считаю, что быть субъектом РФ – это очень высокое звание. К сожалению, сегодня мы можем констатировать, что ряд субъектов РФ не являются самодостаточными. Считаю, что, конечно, не сразу, но в течение примерно 10 лет мы должны прийти к ситуации, когда все субъекты будут самодостаточны", - заявил Грызлов. "Я считаю, что этот вопрос сегодня надо поставить и начать обсуждать", - сказал Грызлов. Однако за тот короткий промежуток времени, который прошел между первым и вторым заявлениями, успела взбудоражиться вся страна.

Обсуждение инициативы Бориса Грызлова началось практически сразу же. Так, члены фракции КПРФ в Госдуме попросили спикера нижней палаты разъяснить суть его заявлений. На заседании нижней палаты парламента в пятницу замсекретаря ЦК КПРФ Владимир Кашин, в частности, заметил, что в России значительное число таких глубоко зависимых в экономическом плане субъектов. "Какой перечень несамодостаточных субъектов РФ?" - спросил он Грызлова, добавив, что в региональных выборах 14 марта 2010 года будут участвовать восемь субъектов Федерации и только два из них являются регионами-донорами. Грызлов ушел от ответа, сославшись на то, что тема, поднятая членом КПРФ, находится вне рамок повестки заседания Госдумы.

Однако круги от камня, брошенного в воду, уже невозможно было остановить. Заявление Грызлова публично прокомментировали еще многие политики и эксперты. Томский губернатор Виктор Кресс заявил, что в "объединительной" теме стоит быть осторожными. "К ней (идее объединения дотационных территорий с самодостаточными субъектами РФ – ИФ) нельзя подходить формально. Она требует серьезной проработки", - привели слова Кресса в его пресс-службе. Кресс подчеркнул, что "при существующей пропорции, когда мы (Томская область – ИФ) 40% отправляем в федеральный бюджет, а 60% оставляем у себя – Томская область является самодостаточным регионом". Глава Томской области отметил, что "при желании можно сделать так, что любой регион РФ будет дотационным, если например, разделить налоги в пропорции: 90% - в федеральный бюджет и 10% - оставлять у местного".

Назначенный на минувшей неделе полпред президента РФ в новом Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин считает разговоры о лишении дотационных регионов статуса субъекта РФ преждевременными. "Контроль за исполнением бюджетов в стране необходим, но говорить о лишении статуса субъекта Федерации так называемых дотационных регионов без серьезного обсуждения невозможно", - сказал Хлопонин "Интерфаксу". "Что касается объединения регионов, - добавил он, - то, может быть, где-то и можно сократить и объединить регионы, но это непростая задача и требует очень серьезной проработки". Напомним, что именно при Хлопонине прошло объединение Красноярского края, которым он управлял, с Таймыром и Эвенкией.

Впрочем, эксперты не были столь осторожны и лояльны в своих комментариях по поводу слов Бориса Грызлова. "Я думаю, что это плохая идея. И вряд ли она важна. Россия – это федерация, а федерации, как правило, не могут быть полностью унифицированными. Это нетипично для России. Федерация такого типа, как Россия, несимметрична. Одни субъекты воспринимаются, как этнические очаги для какого-то народа, другие нет", - заявил президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский "Интерфаксу".

По мнению политолога, лишение того или иного региона статуса субъекта РФ будет восприниматься в стране как "как срывание погон перед строем, как оскорбление". Павловский полагает, что при всем различии экономического потенциала российских регионов лишение статуса субъекта РФ не может быть мерой в виде акта, а предполагает детальную проработку. Павловский образно назвал инициативу Грызлова "вторым фронтом на отсутствующем направлении". "Сейчас проблемы политической реформы настолько важны, что открывать вторые и третьи фронты на отсутствующих направлениях мне кажется совершенно ненужным",- подчеркнул Павловский.

В свою очередь, информационный сайт Центра политических технологий Politcom.ru приводит мнение руководителя Агентства регионального развития Ростислава Туровского: "Потенциал этого процесса (укрупнения регионов – ИФ) в том виде, в каком он был запущен в 2000-е годы, был исчерпан к моменту перехода президентской власти от Путина к Медведеву. При Медведеве к этому вопросу на высоком уровне не обращались. Сегодня Грызлов как один руководителей "Единой России" предлагает президенту Медведеву вновь вернуться к рассмотрению этого вопроса и выдвигает его в качестве партийной инициативы на Госсовете. На мой взгляд, это вопрос далеко не самый актуальный в целом и для партии "Единая Россия". Возникает ощущение, что "ЕдРо" пытается увести таким образом дискуссию от проблематики политической реформы, модернизации и развития многопартийности, на чем делают акцент другие партии, и о чем говорит сам Медведев".

Туровский полагает, что в теории реализация этой инициативы в российской региональной структуре ничего хорошего не принесет. "Слабо развитые территории просто повесят на шею наиболее экономически богатым регионам, показатели которых ухудшатся. И красивая схема, где развитые регионы помогают неразвитым, работать не будет", - говорит политолог, отмечая, что эта инициатива бродит в умах многих федеральных чиновников и больше напоминает решение проблемы слаборазвитых регионов по принципу "с глаз долой, из сердца вон".

Директор Института региональной политики Булат Столяров заметил, что возможности донорства субъектов Федерации на самом деле ограничены. "До экономического кризиса в России было 10 регионов-доноров, - сказал Булат Столяров Interfax-Russia.ru, - по экспертным оценкам, после завершения кризиса их останется 6-7. О каком присоединении и к кому может идти речь? Каждый второй, третий, четвертый дотационный регион, присоединенный к региону-донору, – это завершение донорства для последнего. Именно это произошло с Красноярским краем: после присоединения Таймыра и Эвенкии он перестал быть донором".

Столяров подчеркивает, что решение проблемы финансовой "неполноценности субъектов" не в том, чтобы перекроить РФ, а в изменении сложившейся межбюджетной системы. "Кризис показал, что надо меньше перераспределять, меньше отнимать у регионов, - говорит политолог. - Надо, чтобы межбюджетная система больше оставляла регионам финансов и полномочий. Минфин занят консолидацией и перераспределением, но, согласитесь, умно распределить финансы между 85 регионами не сможет даже суперкомпьютер". По мнению эксперта, только сокращение федеральных налогов и увеличение количества региональных сборов может решить проблему дотационной зависимости.

"Высказывание спикера – из разряда некомментируемых с точки зрения здравого смысла, - сказал Interfax-Russia.ru директор Алтайской школы политических исследований, профессор классического университета Юрий Чернышов, - в России большинство регионов – дотационные, и научно просчитано, что у многих просто нет ресурсов для того, чтобы превратиться в доноров".

Чернышов отмечает, что проблема объединения очень деликатна для российских регионов. "Простые люди часто не разбираются в конкретике, - говорит политолог, - и это всегда надо учитывать, делая подобные заявления. Грызлов что-то где-то там сказал, а в Республике Алтай уже начались акции протеста против объединения с Алтайским краем. А ведь, казалось бы, все точки над "i" в отношениях этих двух субъектов были поставлены".

Вывод из всего вышесказанного напрашивается следующий: попытка радикальным способом решить проблему "отстающих" территорий путем их присоединения к более сильным в экономическом отношении соседям могла бы не только замедлить рост экономики в регионах-донорах, но и местами вызвать всплеск политической напряженности. Возможно, говорят эксперты, через 10 лет или в течение этого времени объективные перемены позволят провести новые объединительные процессы, однако в настоящее время подобные инициативы, звучащие из уст лидера партии власти, это, скорее, ушат холодной воды для руководства тех краев, областей и республик, которые за годы попросту привыкли жить на бюджетных дотациях.

Обозреватель Алла Боброва