Сибирь / Точка зрения 20 марта 2015 г. 16:50

Улучшение легенды

Interfax-Russia.ru – Сибирские инженеры создают новую модель "кукурузника". Они уже разработали для самолета композитное крыло, существенно улучшающее его основные характеристики.

Модернизировать легендарную "Аннушку" (именно так в народе называют советский легкий многоцелевой самолет Ан-2, выпускаемый уже на протяжении более 60 лет) взялись специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации (СибНИА) имени С.А. Чаплыгина (Новосибирск).

"На сегодняшний день модернизировано 20 самолетов. В них установлены турбовинтовые двигатели Honeywell TPE331-12 вместо поршневых АШ-62 и новые пятилопастные винты. Улучшенные модели получили название ТВС-2МС (турбовинтовой самолет на базе Ан-2, модернизированный СибНИА - ИФ)", - уточнили в пресс-службе правительства Новосибирской области.

Кроме того, специалисты предприятия разработали для Ан-2 принципиально новое композитное крыло, позволяющее практически в два раза увеличить дальность и скорость полета самолета.

"В перспективе на базе модернизированного Ан-2 будет создан совершенно новый самолет. Для него будет разработано новое хвостовое оперение и цельнокомпозитный фюзеляж. Первый опытный образец самолета мы планируем построить уже к концу этого года, а в 2016 году он уже должен будет выйти на летные и сертификационные испытания", - сообщил Interfax-Russia.ru директор СибНИА Владимир Барсук.

При этом, как отметил эксперт, обновленный "кукурузник" сохранит все преимущества своего предшественника: его можно будет и дальше эксплуатировать на самых маленьких и слабооборудованных авиационных площадках мира в любое время года.

Как в свою очередь уточнил "Интерфаксу-АВН" заместитель гендиректора предприятия по разработке авиатехники Григорий Анохин, в настоящее время в концептуальной проработке СибНИА находится линейка перспективных самолетов вместимостью от 9 до 19 мест.

"Первым опытным образцом станет новый девятиместный самолет. Под самолет на 19 мест концептуально будет применена другая схема, так как он будет двухмоторным", - сообщил конструктор.

Так, в частности, по его словам, создание макета-прототипа многоцелевого 19-местного самолета с отработкой отдельных агрегатов и систем должно быть завершено к декабрю этого года, а выпуск рабочей конструкторской документации на легкий многоцелевой самолет вместимостью 9 пассажиров - к концу следующего.

"В прошлом году предприятие разработало соответствующие технологии, которые были подтверждены испытаниями, разработало несколько вариантов концептуальной линейки проектов перспективных самолетов, изготовило образец-демонстратор самолета и подтвердило его основные летно-технические характеристики. Сегодня выполняется процедура по доведению конструкции самолета-демонстратора до типовой", - пояснил собеседник агентства.

В тоже время, как подчеркнул ученый , "вся работа по разработке линейки перспективных отечественных самолетов для местных и региональных авиалиний ведется СибНИА в тесном контакте с Центральным аэрогидродинамическим институтом имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) и по этой теме сформирован широкий фронт кооперации".

"В конце 2014 года СибНИА завершен этап научно-исследовательских работ в рамках госконтракта с Минпромторгом. Затем был проведен новый конкурс по этой тематике. Финансирование опытно-конструкторских работ будет продолжено", - отметил собеседник агентства.

Напомним, что согласно заключенному с Минпромторгом контракту, 450 млн рублей СибНИА должно было получить в 2013 году, 439 млн рублей - в 2014 году. Деньги на НИОКР выделялись в рамках ФЦП "Развитие гражданской авиатехники России до 2015 года".

Впрочем, стоит отметить, что попытки реанимировать легендарный "кукурузник" предпринимались в России и ранее. Так, к примеру, о своей готовности модернизировать Ан-2 недавно заявляли омские предприниматели.

По данным "Российской газеты", данным направлением местные авиаконструкторы начали заниматься еще в 1980-е годы. Как и их новосибирские коллеги, первым делом специалисты заменили старый поршневый двигатель Ан-2 на новый турбовинтовой, спроектированный Омским моторостроительным объединением имени П.И. Баранова. Также они установили на самолет трехлопастный реверсивный винт, изменили компоновку кабины экипажа, оборудовали ее системами обогрева и вентиляции, а также поставили туда новое электротехническое и пилотажно-навигационное оборудование. Однако, несмотря на всю проделанную работу, производственное объединение "Полет" так и не смогло наработать портфель заказов на свое "чудо техники". Как уверяли сами авиаторы, самолет пришлось снять с конвейера из-за экономического кризиса.

"Покупать АН-3Т намеревались Великобритания, США, Китай, Монголия, страны Африки и Южной Америки. Но мы не смогли собрать средства, необходимые для получения сертификата Евросоюза", - сообщил изданию директор Международного института стратегического проектирования Василий Цой.

По его данным, на ситуацию во многом повлиял и украинский кризис, ведь авторские права на самолет Ан-3Т принадлежат украинскому конструкторскому бюро "Антонов". Ранее правообладатели не просили роялти за выпуск самолета из-за сложившихся партнерских отношений, теперь же этот вопрос потребовал обсуждений.

Впрочем, как считает Владимир Барсук, провалилась данная инициатива совсем не по политическим причинам.

"Ан-3Т – неудачный самолет. Основная его проблема – это двигатель. Три или четыре аварии с ним произошло как раз из-за отказа силовой установки. Кроме того, двигатель, которым оснащен этот самолет, в два раза дороже американского мотора, который используем мы. При этом, он большой, тяжелый, на него тратится очень много ресурсов, поэтому, как мне кажется, такой мотор, в принципе, не подходит для таких самолетов", - сказал он.

Также конкуренцию последней разработке СибНИА, по мнению директора новосибирского института, вряд ли составит и новый легкий турбовинтовой двухмоторный самолет "Рысачок". Кстати, эта машина, по данным ее создателей, рассчитана на перевозку 10-16 пассажиров или груза массой до двух тонн, а также может использоваться при выполнении различных авиационных работ.

"Это два принципиально разных самолета. У машины, которую мы создаем, как и у классического Ан-2, дистанция разбега 50 метров. "Рысачок" же взлетает с площадок длиной 500 метров. Поэтому он никогда не заменит Ан-2, который, как и вертолет Ми-8 предназначен для работы с площадками очень ограниченных размеров", - пояснил собеседник Interfax-Russia.ru.

Кроме того, по его словам, новый "Рысачок" имеет весьма неудачную аэродинамическую компоновку, а это значит, что его создателям придется еще долго доводить машину до ума.

"Сам по себе "Рысачок" – это такой старый железный самолет, пришедший к нам еще чуть ли не из каменного века. При этом новая его модель серьезно не доработана. Он проходил у нас некоторые испытания, по итогам которых мы выдавали главному конструктору кучу замечаний, которые он так и не учел. Поэтому самолет имеет очень существенные недостатки, которые могут не позволить ему пройти сертификацию", - отметил Барсук.

Рассуждая о перспективах нового самолета СибНИА, он отметил, что данное воздушное судно будет, как и его предшественник, выполнять различные производственные задачи, а также использоваться как дополнение к Ми-8.

"Наша первая и основная задача – насытить внутренний рынок. У нас в стране на службе различных ведомств сегодня находится порядка 700 самолетов Ан-2, которые ни один из представленных типов воздушного судна заменить так и не смог. Поэтому, прежде всего, мы должны предложить хорошую альтернативу этим устаревшим самолетам, а, дальше уже, я думаю, спрос на них сформируется и заграницей", - заявил он.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"