Вилами на воде

Interfax-Russia.ru – Министр сельского хозяйства РФ предложил китайскому коллеге обсудить проект переброски пресной воды из Алтайского края через Казахстан.

Вилами на воде
© РИА Новости. Василий Батанов

Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев, находясь с рабочим визитом в Пекине (КНР), предложил министру сельского хозяйства КНР Хань Чанфу обсудить проект переброски пресной воды из Алтайского края в Синьцзян-Уйгурский автономный район, страдающий от засухи. Речь идет о 70 млн кубометрах избыточной воды, образующейся в Алтайском крае ежегодно во время весеннего паводка. Предполагалось, что вода будет взята из Гилевского водохранилища и Кулундинского магистрального канала.

Между тем предложение министра уже раскритиковали ученые. Директор Института водных и экологических проблем СО РАН (Барнаул, Алтайский край) Юрий Винокуров заявил Interfax-Russia.ru о преждевременности реализации такого проекта.

"То, что сказал министр о проекте переброски воды в Китай - это нужно еще очень долгое время изучать, согласовывать и обсуждать. В настоящее время это сложно осуществимо. Дело в том, что излишки воды, связанные с паводком, у нас (в Алтайском крае - ИФ) имеются лишь в течение 1,5 месяцев, а вода в Китае нужна постоянно. Соответственно, воду нужно накопить, а для этого требуется построить водохранилище. Конечно, делиться водой нужно, но в настоящее время об этом говорить рано", - сказал Юрий Винокуров.

По словам профессора, для начала необходимо выяснить, для каких именно целей Китаю может понадобиться алтайская вода. Кроме того, необходимо будет учитывать испарение во время переброски.

"Процессы передачи воды, конечно, возможны, но нужно понимать, что речь идет не о безвозмездной передаче ресурса - ее нужно продавать. Это дорогостоящий ресурс будущего! Однако нужно учитывать не только экологические аспекты этой возможности, но и социальные, экономические, технологические. Нужно занять позицию разумного понимания вопроса и учесть интересы не только Китая, но и Казахстана и Алтайского края. В настоящее время уместны лишь переговоры по этому вопросу. Это идея очень долгосрочной перспективы", - подчеркнул собеседник агентства.

О необходимости детальной проработки предложенного проекта Interfax-Russia.ru заявил и завкафедрой природопользования и геоэкологии географического факультета Алтайского государственного университета (АлтГУ, Барнаул, Алтайский край) Геннадий Барышников.

Профессор упомянул теорию, согласно которой 25 тыс. лет назад на территории современного Алтая существовала долина древнего стока пресных вод в сторону Казахстана.

"Однако, чтобы проложить новые каналы по древней долине, нужно провести спектр работ, которые позволят определить перепад высот для стока воды. Другой вариант – прокладка водопровода. Но и здесь требуется детальная проработка технологичного аспекта такой возможности. Кроме того, необходимо понимать, что если забрать часть воды, то может нарушиться существующий климат всей Западной Сибири, что приведет к природной катастрофе. Бывают годы, когда мы вообще говорим об обмелении сибирских рек. Пресная вода – это ценнейший продукт, который в будущем станет еще дороже", - пояснил Геннадий Барышников.

Возможными последствиями реализации такого проектат озабочены и экологи. Так, руководитель Геблеровского экологического общества (Барнаул, Алтайский край) Алексей Грибков поделился с Interfax-Russia.ru своими опасениями по поводу экологической безопасности процесса переброса. По его мнению, существенный забор воды из Гилевского водохранилища может иметь пагубные последствия для сложившейся экосистемы.

"Если говорить об экологическом риске, то он, безусловно, есть. Там есть заказник с уже сложившейся экосистемой. Большие перепады воды будут губительны для всей экосистемы, особенно для многих видов редких птиц, которые там гнездятся. Для осуществления проекта понадобится либо строительство канала, либо трубопровода, что в любом случае повлечет за собой колоссальные затраты. Я понимаю, зачем это нужно Китаю, но не понимаю, в чем выгода для нас. Вода, переданная таким образом, будет иметь "золотую стоимость". Это огромные вложения, которые, с моей точки зрения, экономически не целесообразны", - подчеркнул Алексей Грибков.

Эколог отметил, что пока нет детально разработанного проекта, обсуждать эту идею невозможно, так как сложно спрогнозировать, будут ли в данном случае соблюдены интересы в первую очередь самого Алтайского края.

Вообще идеи по перебросу сибирских пресных вод не новы. По словам директора Института водных и экологических проблем СО РАН Юрия Винокурова, ученые еще помнят печально известный более 30 лет назад советский проект постройки водовода, по которому бы воды из сибирских рек попали на территорию Азии, испытывавшую дефицит влаги. В 1984 году проект был утвержден на пленуме ЦК КПСС, а в 1986 году он уже был приостановлен по причине спрогнозированных изменений климата в результате перепада уровня вод. Однако существует мнение, что на реализацию проекта просто не хватило финансовых средств.

"Это был очень известный проект переброса стока северных рек в Среднюю Азию – в реки Амударья и Сырдарья. Это был нашумевший проект периода "конца" Советского Союза и он был прекращен по причине последующих изменений климата в результате переброски. Но лично мне кажется, что реальной причиной сворачивания проекта стала нехватка финансовых средств, причем очень большая нехватка", - считает специалист в области геолого-разведочных и геодезических работ, главный инженер ООО "Сибгеострой" (Барнаул, Алтайский край) Александр Демидов.

Идея переброса части стока северных сибирских рек для снабжения водой нескольких российских регионов и государств Центральной Азии активно продвигалась и в современной России. Так, ее сторонником является бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Он неоднократно заявлял, что Россия обладает 24% мировых запасов воды, и могла бы продавать ее незначительную часть. Причем, по его мнению, затраты на транспортировку воды, окупились бы всего за 3 года.

"Мы отберем всего лишь 5-7% от общего объема стока, однако позволим обеспечить водой четыре региона России, а также ряд стран Центральной Азии, которые также испытывают недостаток в воде. От нехватки воды страдают такие регионы, как Курганская, Омская, Челябинская и Тюменская область. Проект является целесообразным с экономической точки зрения, так как, например, в Голландии один кубометр воды стоит 3 евро, в других странах этот показатель колеблется на уровне $1,5-2.

"Нигде нет стоимости одного кубометра ниже 20 центов", - заявлял Лужков, еще будучи мэром на международной научно-практической конференции "Вода - регионам России" в 2009 году.

Нынешнее предложение о перебросе воды из Алтайского края в Китай специалисты считают технически осуществимым. Но, по мнению Демидова, сложно даже представить реальную стоимость реализации этой идеи на практике.

"Давайте представим: воду придется переправлять через горную местность. Для этого будет необходима ее перекачка насосными станциями с определенными промежуточными сооружениями. При этом насосные станции нужны очень мощные, многорасходные и энергоемкие – как на Бурлинском и Кулундинском оросительных каналах. Соответственно, придется переправлять по 30-40 кубометров в секунду. И качать воду придется только в период теплого сезона – с мая по сентябрь. Мне сложно представить, сколько это может стоить", - резюмировал Демидов.

Таким образом, ученые, экологи и инженеры сошлись во мнении, что реализация проекта требует глубокой проработки. Вызванный общественный резонанс уже побудил министра сельского хозяйства уточнить, что в ближайшее время этот проект не будет реализован, так как требует безоговорочного соблюдения интересов России.

Обозреватель Наталья Киселева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook