Россия / Точка зрения 20 ноября 2017 г. 18:19

Бизнес пожаловался

Interfax-Russia.ru - Представители бизнеса пожаловались президенту РФ Владимиру Путину на повышение налоговой нагрузки. Эксперты объяснили, что стоит за этим решением.

Бизнес пожаловался
© РИА Новости. Александр Кряжев

Бизнес-объединения РСПП, "Деловая Россия", ТПП и "Опора России" написали письмо президенту России Владимиру Путину с жалобой на нарушение договоренности о неизменности налоговой нагрузки. Такую информацию опубликовали "Ведомости", в распоряжении газеты оказалась копия документа.

Представители бизнеса обратили внимание на то, что введенный в 2014 году мораторий на рост налоговой нагрузки нарушается. За последнее время были введены различные платежи и сборы, которые формально налогами не являются.

Речь идет о новых пошлинах в проекте бюджета РФ на импорт станков и оборудования, утилизационный сбор на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения и инвестиционный сбор в морских портах. Кроме того, правительство планирует индексировать существующие сборы.

Согласно закону о бюджете, который на днях приняла Госдума, в следующем году из-за новых сборов и увеличения действующих бизнесу придется доплатить более 100 млрд рублей.

В письме бизнес предупреждает президента о том, что новые сборы приведут к сокращению инвестиций и росту стоимости конечного продукта практически во всех отраслях.

Между тем, эксперты, опрошенные Interfax-Russia.ru, говорят, что обозначенные бизнес-сообществом проблемы не являются единственными.

"Эта ситуация очень болезненная для российского бюджета. Минфин ищет различные возможности, чтобы увеличить формальные и неформальные налоговые поступления. При этом борьба за повышение доходов будет ввестись на разных фронтах. Не только то, что попало в это письмо, есть и другие направления. Например, идет постоянно борьба за улучшение администрирования НДС – важнейшего дохода федерального бюджета. Можно считать, что это тоже оказывает дополнительное давление на бизнес", - говорит Interfax-Russia.ru кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института "Центр развития" ВШЭ Андрей Чернявский.

В пример он также приводит и другую ситуацию. Так, с 2007 года регионам предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, с их помощью регионы создают налоговые льготы для бизнеса. Однако уже со следующего года Минфин поменяет методику, по которой предоставляет дотации регионам на бюджетную обеспеченность. И с большой долей вероятности ряд налоговых льгот для бизнеса может быть отменен.

"Речь идет об очень крупных льготах, например, по налогу на прибыль, который является основным региональным налогом. Сейчас многие регионы такие льготы предоставляют. Налоговый кодекс предусматривает широкий диапазон ставки этого налога. Так, с 18% ее можно снижать до 13%. Многие регионы такую льготу перестанут предоставлять с большой вероятностью", - объясняет экономист.

По его мнению, такое положение дел обуславливается ситуацией, в которой пребывает российский бюджет.

"Это ползучее увеличение налоговой нагрузки, которая идет в разных направлениях. Сейчас нужно привести расходы в какое-то соответствие с доходами в условиях того, что в этом году мы должны распрощаться с резервным фондом. И возможности заимствований федеральных бюджетов ограничены, а региональных тем более. Сама логика подталкивает нас к тому, что дополнительные доходы правдами или неправдами приходится получать", - говорит Андрей Чернявский.

Он считает, что обстоятельства толкают власти и правительство к тому, чтобы налоговую нагрузку повышать.

"Все понимают, что это оказывает отрицательное влияние на экономический рост и саму экономическую ситуацию. Но давление с одной стороны социальных обязательств, с другой оборонных расходов приводит именно к таким действиям. Возникает объективная потребность в поиске таких решений", - поясняет эксперт.

По его словам, реакцию главы государства на обращение представителей бизнеса предсказать сложно.

"Реакция президента мне сейчас непонятна. Ведь на кону предвыборный этап. Я не исключаю, что все решения об увеличении налоговой нагрузки могут быть приняты во второй части 2018 года. В любом случае какая-то золотая середина будет искаться", - заключил экономист.

В свою очередь доцент кафедры экономики и финансов факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Алисен Алисенов утверждает Interfax-Russia.ru, что появление новых сборов для российской экономики - не новая практика.

"Это уже давно происходит. Даже не повышая ставки налогов, не вводя какие-то новые налоги, налоговое бремя повышается за счет других механизмов, которые действуют в налоговой системе. Просто в этом году чуть больше охватили направлений, где можно повысить налоговую нагрузку", - рассказывает экономист.

Он говорит, что, например, с 2018 года вновь появится налог на движимое имущество предприятий.

"С 2013 года из налогообложения были исключены движимое имущество, а сейчас этой льготы уже нет. И с 2018 года в налогооблагаемую базу входит, в том числе, и движимое имущество. Предприятия могут быть освобождены от уплаты с движимого имущества, если специальным законом субъектом федерации будет введена соответствующая льгота. Но надо понимать, что по умолчанию эта льгота отменяется", - поясняет Алисен Алисенов.

По его мнению, несмотря на все заявления о том, что налоговая нагрузка в России не увеличивается, эта нагрузка на самом деле увеличится за счет отмены льгот, преференций и скидок.

Эксперт считает, что глава государства может прислушаться к заявлению бизнес-сообщества, но только лишь, чтобы отсрочить принятие какого-либо документа. В то же время Минфин понимает, что процветание бизнеса возможно только со снижением налоговой нагрузки, однако пока у ведомства другие ориентиры.

"Минфин предполагает, что при снижении налогов повысится инвестиционный климат в стране, активность бизнеса станет выше, большее число предприятий будет вовлечено в предпринимательскую сферу. Но в министерстве пока не рассчитывают на этот мультипликативный эффект. Это требует длительного периода. Минфин предпочитает сейчас изыскивать дополнительные источники доходов", - объясняет эксперт.

По его мнению, в Минфине пошли по пути наименьшего сопротивления.

"Эта практика длится очень давно, и от нее никак не отойдут. В целом мы видим, что декларируются одни цели, что нужно снижать налоговую нагрузку, стимулировать бизнес. С другой стороны мы видим, что Минфин подкручивает гайки, закручивая бизнес обременением", - комментирует экономист.

По его мнению, Минфин рассматривает модель налоговой политики с активным развитием бизнеса только в будущем, однако такая идея пока носит вероятностный характер.

"Оживление экономики и эти притоки возможны в будущем. Пока же в Минфине опасаются, что в момент, когда эти льготы будут введены, бюджет не получит определенных доходов. Выпадающие расходы нечем будет компенсировать, хотя можно будет задействовать резервные источники, но эти меры не популярны сейчас в Минфине. Они исключает этот временной лаг между снижением налогом и поступлением налогов в большем объеме", - поясняет Алисен Алисенов.

По его словам, заявления представителей бизнеса о возможном повышении цен после введения дополнительных сборов вполне может реализоваться.

"На потребителе это не сильно отразится, хотя возможно некоторое повышение цен. По большей части новые расходы ложатся на бизнес, скорее эффект роста будет не столь ощутимым. Вопрос в том, какой частью прибыли бизнес будет готов пожертвовать, а какую часть перенести на потребителей. Это будет зависеть от спроса и реальных доходов населения. Если учитывать, что зарплаты бюджетников будут индексировать, и произойдет небольшой рост пенсий, возможно, скорее всего, перенесение дополнительных выплат как раз на население. Это будет мотивацией и основанием для такого повышения цен", - считает экономист.

Тем временем, в США Палата представителей конгресса 17 ноября утвердила законопроект о масштабной налоговой реформе. Реформа предусматривает значительное снижение налогов для корпораций и граждан.

План налоговой реформы предполагает, например, снижение налога на прибыль для бизнеса и предприятий с 35% до 20%. Ожидается, что эта реформа значительно увеличит дефицит американского бюджета, однако принятие законопроекта в дальнейшем станет крупной победой для президента США Дональда Трампа, сообщает агентство Associated Press.

Обозреватель Олег Пименов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook