Россия / Точка зрения 26 ноября 2009 г. 14:24

Цена ошибки

Interfax-Russia.ru – Тренировочный заезд закончился для российской бобслеистки на больничной койке.

В германском городе Кенигзее шла подготовка к стартам второго этапа Кубка Европы по бобслею. Перед началом соревнований спортсмены осваивали трассу. С более низкой площадки стартовали женские "двойки", с более высокой – мужские экипажи. В определенной точке оба желоба сходились в один, и дальше трасса становилась общей.

Тренировочного старта ожидали российские бобслеисты Надежда Филина и Ирина Скворцова. В это же время на "мужской" площадке ждали сигнала на старт Евгений Пашков и Андрей Матюшко. Произошло непредвиденное – оба экипажа начали разгон практически одновременно. Девушки обгоняли мужскую "двойку", но их боб перевернулся на бок, и его движение замедлилось. В этот момент в них врезался боб с мужским экипажем.

Сейчас можно только гадать, что произошло бы, если бы девушки продолжали движение по трассе на полной скорости. "Все-таки женские экипажи развивают в желобе скорость меньше, чем мужские. Это зависит от нескольких факторов, но в первую очередь от того, что их площадка старта расположена ниже, чем у мужчин, - пояснила Interfax-Russia.ru специалист Министерства по физкультуре, спорту и туризму Свердловской области Наталья Трофимчук. – Женские "двойки" развивают скорость до 110-130 километров в час, мужские – до 150 километров. Можно представить, с какой силой боб Пашкова-Матюшко врезался в перевернутый снаряд с женским экипажем".

Главный удар приняла на себя разгоняющая Ирина Скворцова. Пострадали и другие участники столкновения, но их травмы оказались гораздо легче. У Скворцовой – множественные переломы, травмирован позвоночник. На сегодняшний день спортсменка уже перенесла несколько операций. В настоящий момент она находится в состоянии искусственной комы, по прогнозу немецких медиков, ей предстоит еще несколько операций. Причины происшествия на месте устанавливает полиция. Как сообщает агентство "Интерфакс", по некоторым данным, женский экипаж выехал на красный свет, так как соответствующее разрешение им дал судья. "Предварительные выводы - наши девушки не виноваты, это ошибка судьи", - цитирует агентство слова первого вице-президента Федерации бобслея и скелетона РФ Владимира Мысева.

В чем же может состоять эта ошибка? По правилам соревнований, сигнал к старту подается несколькими способами. Во-первых, разрешение начать движение, как и при переходе улицы, дает зеленый световой сигнал. Во-вторых, судья получает звуковое подтверждение – стартовать можно. И, наконец, он дает "отмашку" непосредственно спортсменам. Судя по той информации, которой сегодня располагает российская Федерация бобслея и скелетона, судья дал команду на старт, несмотря на красный, запрещающий световой сигнал.

Реконструкция одной из версий событий выглядит так: сигнала к старту ждут обе "двойки". Для мужчин загорается зеленый сигнал, для женщин – красный. Затем поступает звуковая команда судьбе на нижней стартовой площадке. И он почему-то дает команду на старт. По правилам соревнований, спортсмены обязаны беспрекословно выполнять распоряжения судьи.

"Дело в том, что бобслей – такой вид спорта, где роль судейства очень велика. – считает специалист свердловского областного Минспорта Наталья Трофимчук. – Я бы сравнила ее с ролью авиадиспетчера, от которого зависит жизнь пассажиров авиалайнеров. Наши спортсменки не имели права оспаривать решение судьи. Насколько мне известно, они даже переспросили его – могут ли они начинать разгон? И получили подтверждение. За споры и пререкания с судьей на старте можно получить серьезные взыскания, вплоть до дисквалификации. Поэтому обвинять девушек за то, что они послушались судью, а не красный сигнал, просто нельзя". А для мужчин горел зеленый свет, и у них, конечно, никаких сомнений относительно свободной трассы не возникло.

Федерация бобслея и скелетона России надеется на высокий профессионализм немецких врачей. Но квалифицированная медицинская помощь стоит денег. Пока непонятно, покроет ли страховка Ирины Скворцовой затраты на ее лечение. Федерация бобслея обещает помочь покрыть дополнительные расходы. Кроме того, содействие в финансировании лечения Ирине пообещали оказать российское министерство спорта, туризма и молодежной политики, а также Олимпийский комитет РФ.

По факту столкновения в Кенигзее идет полицейское расследование. Уже сейчас озвучиваются самые разные версии. Действительно, бобслейная трасса здесь технически очень сложна. Есть мнение, будто стартовые площадки недостаточно оборудованы, что и могло привести к невольной ошибке судьи. Немецкая сторона сначала настаивала, будто это российские спортсменки ошиблись и начали движение без разрешения. Хочется надеяться, что, когда виновные будут установлены, Ирина Скворцова получит хотя бы материальное возмещение за тяжелые травмы. Даже если ее здоровье удастся восстановить полностью, большой спорт для двадцатилетней девушки, скорее всего, закрыт. А это еще и тяжелая моральная травма.

Есть и еще один аспект происшедшего. ЧП на склоне немецкой горы, да еще незадолго до Олимпийских игр в Ванкувере заставляет задуматься о защищенности наших спортсменов. Взять тот же бобслей. На играх в Турине в 2006 году боб-четверка в составе Александра Зубкова, Алексея Селиверстова, Филиппа Егорова и Алексея Воеводы во время первой официальной тренировки перевернулась и не смогла финишировать. К счастью, обошлось без травм, и бобслеисты завоевали серебряную медаль. В эти дни экипаж Зубкова выходит на трассу в Кенигзее.

Да, к сожалению, спорт высоких достижений без травм не обходится. Но в таком контактном виде спорта, как хоккей, например, игроки защищены специальными "доспехами". Защиты, которая смогла бы смягчить удар при перевороте боба, у бобслеистов нет. Разве что шлем на голове. Комбинезон и разгоночные шиповки спортсмены надевают вообще на голое тело. Но при таком столкновении, какое случилось между двумя российскими "двойками", защитные щитки и накладки едва ли помогли бы. А уж от судейской ошибки в спорте защиты просто не существует.

Сколько времени Ирина Скворцова пробудет на попечении немецких врачей, пока неизвестно. Федерация бобслея РФ заявила, что помогает родственникам спортсменки оформить документы для выезда на место происшествия.

Обозреватель Елена Глушкова