Россия / Точка зрения 15 февраля 2010 г. 17:26

Качество на честном слове

Interfax-Russia.ru - В России отменяется обязательная сертификация продуктов питания и косметики. Бизнес празднует мини-победу над бюрократией, но эксперты опасаются возможных негативных последствий.

С понедельника вступило в силу постановление правительства РФ, которое отменяет обязательную сертификацию большинства продуктов питания и косметики. Ранее кабинет министров утвердил перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и перечень товаров, для которых сертификаты будут заменены добровольным декларированием соответствия продукции.

Согласно перечню, утвержденному 1 декабря 2009 года, обязательная сертификация сохранится на газ, нефтяные масла, автомобильные шины, газотурбинные установки, горно-шахтное, химическое и нефтегазоперерабатывающее оборудование, рельсы и подвижной состав, электрооборудование, автомобили, автобусы, лифты, бытовые приборы. Также сохранена сертификация детской обуви, одежды и посуды, школьной мебели, лекарств и медицинской продукции, туалетной бумаги и других средств гигиены, спецодежды, музыкальных инструментов, елочных украшений и сигарет.

А вот производители одежды и обуви, мебели, хлеба, сахара, овощей, консервов, мяса и других продуктов питания, пива, водки и прочих напитков, а также сырья для производства продуктов питания, косметики и парфюмерии, моющих средств и печатной продукции отныне смогут ограничиться так называемыми декларациями соответствия.

До понедельника производители вышеназванных товаров сначала должны были обращаться в сертификационные центры со своей продукцией. Там ее исследовали, проверяли, соответствует ли декларация изготовителя действительности. И только после получения сертификата изготовитель мог "двигать" свою продукцию на рынок. Теперь же вся ответственность за качество и безопасность того или иного товара, по сути, целиком возлагается на самого производителя. С 15 февраля декларация о соответствии может приниматься им как на основании собственных доказательств, так и на основании доказательств, полученных при помощи независимой испытательной лаборатории либо органа по сертификации. Помимо проведения основных процедур и исследований производитель должен убедиться в безопасности упаковки, а также предоставить на этикетке полную и достоверную информацию о продукте.

Как считает премьер-министр РФ Владимир Путин, с вступлением в силу нововведения доля продукции, подлежащей обязательной сертификации, снизится с 78% до 54%, что, по его словам, не только "разбюрокрачивает процедуру", но и дает приличную экономию для бизнеса – около 700 млн рублей.

Отметим, что обязательную сертификацию ввели в России в 1993 году. Это была реакция государства на заполонившую рынок контрафактную продукцию. Как говорят в государственном органе по сертификации и тестированию ФГУ "Ростест", в те годы на рынке было свыше 90% фальсифицированного товара. "Обязательная сертификация продукции была введена с началом рыночных реформ как вынужденная мера, призванная остановить тот вал откровенно опасной продукции, которая хлынула в нашу страну с открытием рынка", – пояснили Interfax-Russia.ru в пресс-центре организации.

Почти за два десятилетия ситуация, конечно, изменилась. Однако сертификация в том виде, в котором она просуществовала все это время, теперь мало защищает потребителя. "Девальвировалась" сама идея обязательной сертификации, которая помогла стране в начале 90-х, объясняют в "Ростесте". Сейчас, по разным данным, от 30% до 40% товаров народного потребления в России не соответствует государственным стандартам качества.

Основных проблем у отжившей себя системы специалисты видят три. Во-первых, ответственность за реализацию некачественного товара размыта между производителем, сертифицирующим органом и продавцом, во-вторых, штрафы за нарушение правил сертифицирования незначительны – 1-5 тыс. рублей для физических лиц и 10 тыс. рублей – для юридических, а в-третьих, эти сертификаты нередко покупают или подделывают, причем на этом стали массово паразитировать мошенники. Выдачей обязательных документов соответствия занимаются "все кому не лень", объяснил газете "Ведомости" гендиректор "Ростеста" Алексей Медников. "Действительно, очень большое количество фиктивных органов по сертификации, большое количество фиктивных лабораторий. В связи с чем сертификация и потеряла доверие населения и предпринимателей. Это и послужило одним из поводов того, что правительство решило пойти на такой шаг", - говорит глава ФГУ.

При этом Медников считает, что параллельно с ослаблением государственного контроля надо усиливать ответственность производителей и продавцов перед законом. В частности, по его словам, необходимо внести поправки в Кодекс об административных правонарушениях и в десятки раз увеличить штрафы. Эксперты согласны – отказавшись от обязательной сертификации без одновременного ужесточения административной ответственности за качество товара и достоверность информации, Россия рискует столкнуться с реальным снижением качества пищевой и косметической продукции. "У нас есть серьезные опасения, что с отменой обязательной сертификации упадет уровень безопасности продукции и защищенности населения", - полагает председатель правления Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова.

"Мы переходим на добровольную сертификацию, совершенно не подумав о том, что необходимо изменить Кодекс об административных правонарушениях. Те штрафы, которыми чревато сейчас нарушение прав потребителей, настолько смешные, что любой продавец легко выплатит их и продолжит реализацию недоброкачественного товара", - поясняла она. По ее словам, штрафы за нарушение санитарных норм и норм закона о защите прав потребителей не мотивируют ни ритейлеров, ни производителей следить за качеством продукции.

Некоторые специалисты опасаются и другого последствия – рынок может отреагировать на неожиданное послабление не совсем так, как рассчитывают в правительстве. "Хоть система обязательной сертификации и не стала панацеей, но худо-бедно свою защитную функцию выполняла. К чему приведет предпринятая либерализация, остается только гадать", - привели Interfax-Russia.ru в "Ростесте" слова начальника лаборатории по испытаниям парфюмерно-косметической продукции Нины Середняковой.

По ее мнению, переход к декларированию "сам по себе не предвещает изменений к худшему: потенциально опасная продукция, вопреки расхожему представлению, никоим образом не выводится из под обязательного подтверждения соответствия". Однако потребителю хорошо известно, к чему приводят перестройки, как и то, что вместо "как лучше" почти всегда получается "как всегда", говорит Середнякова.

Эксперт полагает, что на рынке косметики переход к новой форме подтверждения соответствия может сопровождаться "обострением недобросовестной конкуренции". "В "мутной воде" переходного периода ожидаемы попытки передела рынка. Потребителя вновь начнут запугивать и целенаправленно дезориентировать "черными" списками с так называемыми "спорными" косметическими ингредиентами. Мы неоднократно разъясняли через СМИ, что никаких "спорных" ингредиентов нет: есть разрешенные и запрещенные. Но с целью "опустить" успешного конкурента, работающего на другом компонентном составе, "утки" запускаются снова и снова", - говорит представитель "Ростеста" и добавляет, что в этой связи новая схема, предложенная правительством, возможно, заставит производителей более тщательно походить к выбору испытательной организации.

Вместе с тем, полагают специалисты, трудно надеяться на снижение розничных цен как на косметику, так и продукты. Как отмечает глава Московского общества защиты прав потребителей Надежда Головкова, отменяя сертификацию, чиновники рассчитывают на небольшое снижение розничных цен, поскольку производителям отныне не придется тратиться на прохождение экспертиз. Однако для снижения розничных цен ресурса практически не будет. "Доля расходов на сертификацию, на подтверждение качества в себестоимости товара ничтожна мала", - объясняет Головкова.

Но все-таки цены в данном вопросе – вещь, скорее, второстепенная. Большинство экспертов опасаются того, что добровольное и самостоятельное декларирование товаров самими производителями может в ближайшее время серьезно аукнуться потребителям. "Вполне возможно, что после 15 февраля на рынок хлынет заведомо некачественная партия продуктов", - заявила на днях журналистам юрист общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Мария Свиридова.

Сторонники нововведения смело опровергают подобные опасения. Во-первых, зарубежный опыт замены обязательного сертифицирования на добровольное декларирование оказался успешен – в Евросоюзе, например, обязательной сертификации сегодня подлежат всего 15% продаваемых товаров, во-вторых, задекларировав заведомо некачественный товар, производитель теперь гораздо больше рискует, ведь "свалить" все на разрешительные органы не получится.

"Декларирование не снимает, а, как раз наоборот, резко повышает ответственность производителя за безопасность и качество выпускаемой им продукции. Упрощенное понимание начатого процесса – опасное заблуждение. В том числе для самих производителей, которые должны в полной мере осознать, что переход к подтверждению соответствия в форме принятия декларации означает, что производитель отныне берет на себя проведение процедуры подтверждения соответствия и ответственность за ее достоверность. Берет на себя все риски, которые раньше делил или перекладывал на органы по сертификации. Со всеми вытекающими отсюда последствиями", - говорится в расширенном комментарии "Ростеста", размещенном на сайте технических регламентов РФ.

Впрочем, порой именно "вытекающие последствия" заставляют задумываться о пробелах в законодательстве и о подводных камнях либеральной политики в области сертифицирования товаров и услуг, равно как и контроля со стороны государства. Вспомним хотя бы недавний скандал в Якутске, где почти 300 человек, в основном дошкольники, заразились острой кишечной инфекцией, отведав продукцию городского молочного завода – предприятия, которое формально соблюдало нормы безопасности производства и которому привыкли доверять и местные жители, и местные власти. А в начале февраля на этом доверии был поставлен жирный крест. Первые проверки Роспотребнадзора после массового отравления показали, что почти треть исследованной заводской продукции оказалась непригодной и даже опасной для здоровья, а пятая часть смывов технологического оборудования содержала вредоносные микробы.

Такие случаи, объясняет Надежда Головкова из Московского общества защиты прав потребителей, возникают в том числе из-за мягкости государственного контроля. Как известно, в России плановые проверки пищепрома можно проводить только раз в три года, а внеплановые – лишь с санкции прокурора. Насколько оправданно такое доверие с точки зрения защиты прав потребителей?..

Ближайшее будущее покажет, смогут ли производители выстраивать отношения с потребителем и государством честно, и не обернется ли переход на более цивилизованный подход в области сертификации новыми массовыми отравлениями и прочими неприятными последствиями, о которых предупреждают специалисты.

Обозреватель Максим Кирчатов