Interfax-Russia.ru – Северный флот готовится принять в боевой состав новый фрегат с управляемым ракетным оружием "Адмирал Горшков", созданный с применением технологии stealth.
"Адмирал Горшков" - флагманский корабль проекта 22350, который разработан Северным проектно-конструкторским бюро. Эскизный проект был утвержден командованием ВМФ России в 2003 году.
Фрегаты проекта 22350 предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских районах, а также для отражения атак средств воздушного нападения как самостоятельно, так и в составе соединения кораблей.
Корабли этого проекта отличает протяженный полубак и сплошная надстройка, выполненная с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон. Такие композитные материалы обеспечивают снижение уровня вторичного радиолокационного поля корабля из-за поглощения и рассеивания радиоволн – это технология stealth. Физические поля фрегата минимизированы.
Фрегаты имеют водоизмещение в 4 тыс. 500 тонн, длину 135 м, ширину 16 м, скорость до 29 узлов, дальность плавания 4 тыс. 500 миль, автономность 30 суток и рассчитаны на экипаж от 180 до 210 человек. Корабли оснащены главной энергетической установкой общей мощностью не менее 65 тыс.л.с.
Основным ударным вооружением корабля проекта 22350 является ракетный комплекс "Оникс" или "Калибр-НКЭ" с универсальной 16-контейнерной вертикальной пусковой установкой 3С-14 с возможностью размещения крылатых ракет морского базирования, противокорабельных ракет и противолодочных управляемых ракет.
Дальняя зона ПВО корабля обеспечивается зенитным ракетным комплексом "Редут". Артиллерия корабля представлена одной автоматической артиллерийской установкой 192М "Армат". На корабле предусмотрен ангар и ВПП для постоянного базирования палубного вертолета типа Ка-27.
Примечательно, что изначально мнения по конструкции кораблей этого проекта разделились. Флотские офицеры говорили, что углепластик неприменим из-за слабости по сравнению с корабельной сталью, и сомневались, что надстройка не разрушится в климатических условиях Севера. Кроме того, при запусках противокорабельных и зенитных ракет надстройка подвергается сильному тепловому воздействию.
На "Северной верфи" наоборот считают, что углепластик превосходит сталь по физическим параметрам. Там поясняли "Известиям", что проводившиеся испытания надстройки и ее отдельных элементов показали высокую прочность и устойчивость к температурным воздействиям.
В свою очередь председатель думского комитета по обороне Владимир Комоедов, бывший командующий Черноморским флотом, предлагал не бояться композитных материалов.
"Недавно я был на заводе, который производит из углепластика сопла для космических ракет. Он прекрасно держит высокие температуры и динамические нагрузки. Раз углепластик обеспечивает незаметность, значит, он нужен кораблю. Введение нового вымпела в состав флота - в любом случае позитивная новость", - обозначал свою точку зрения изданию Комоедов.
Закладка первого фрегата проекта 22350 - "Адмирал Горшков" - состоялась на АО "Судостроительный завод "Северная верфь" в Петербурге 1 февраля 2006 года. Срок передачи фрегата флоту неоднократно переносился. Изначально его планировалось передать ВМФ РФ в 2015 году.
Между тем, как сообщал в декабре 2015 года заместитель главнокомандующего ВМФ РФ Виктор Бурсук журналистам, передача задерживается в связи с необходимостью проведения большого количества испытаний головных кораблей проектов.
Срок передачи был перенесен на 2016 год. Однако только в марте фрегат отправился на заключительный этап испытаний со стрельбами. Для завершения государственных испытаний "Адмирал Горшков" направился на полигоны Северного флота, где экипаж и специалисты "Северной верфи", а также ряда конструкторских бюро должны были провести испытания зенитного и торпедного комплексов и автоматической системы управления.
В июле посадку на фрегат "Адмирал Горшков" отработали новейшие вертолеты Ка-52К.
На "Северной верфи" отмечали, что количество примененных на "Адмирале Горшкове" опытно-конструкторских разработок в несколько раз больше, чем на других кораблях, причем большинство из них носит масштабный характер.
Со своей стороны замминистра обороны РФ Юрий Борисов пояснял, что сроки поставки кораблей "Адмирал Горшков" и "Адмирал Макаров" находятся под угрозой срыва из-за задержек выполнения концерном ВКО "Алмаз Антей" опытно-конструкторских работ.
По его словам, "основными причинами несовременной сдачи явились низкий уровень организации собственных работ, задержки поставок комплектующих, недостаточные производственные мощности и недостаток квалифицированного персонала".
Тем не менее, глава "Объединенной судостроительной корпорации" Алексей Рахманов в беседе с "Интерфаксом" выразил надежду, что данные проблемы будут решены, и фрегат "Адмирал Горшков" войдет в состав ВМФ до конца года.
Как отмечал министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу, многоцелевые фрегаты типа "Адмирал Горшков", оснащенные высокоточным оружием большой дальности, должны стать основными боевыми кораблями ВМФ России.
По словам министра, "принятие их на вооружение позволит обеспечить планомерное обновление надводных сил флотов и на 30% повысить их боевой потенциал".
Последующие фрегаты этой серии - "Адмирал Касатонов", "Адмирал Головко" и "Адмирал Исаков", строительство которых продолжается на "Северной верфи", - должны стать самыми современными кораблями ВМФ России в своем классе.
Причем, на "Адмирале Касатонове" - первом серийном фрегате проекта 22350 – в июне уже стартовал испытания дизель-генераторов. Ходовые испытания новейшего stealth -фрегата начнутся летом 2018 года.
На данный момент уже проведены испытания одиночной и параллельной работы четырех дизель-генераторов. На фрегате прошли испытания систем пожаротушения, осушения, пресной воды и кондиционирования воздуха. На корабле приняты в эксплуатацию медицинский и камбузный блоки, оборудование кают и кубриков, кают-компании и столовой, санитарно-бытовых помещений.
В конце ноября корабелы покажут фрегат представителям бригады строящихся и ремонтных кораблей. После приемки заказа бригадой экипаж корабля пройдет курс обучения, который продлится два-три месяца. По его завершении, ориентировочно в феврале 2018 года, начнется вселение экипажа на корабль.
Всего ВМФ РФ до 2025 года планирует получить четыре фрегата-"невидимки".
"Мы планируем получить до 2025 года четыре фрегата проекта 22350 типа "Адмирал Горшков" и потом по планам ВМФ осуществить модернизацию данных кораблей. Там уже серия и модернизация будут уточняться достаточно серьезно", - пообещал начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников журналистам.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook