Россия / Точка зрения 17 ноября 2016 г. 14:04

Не оправдал надежд

Interfax-Russia.ru - Россия отказалась быть участником Римского статута Международного уголовного суда.

Не оправдал надежд
© РИА Новости. Андрей Старостин

Президент РФ Владимир Путин 16 ноября издал распоряжение об отказе России участвовать в Римском статуте Международного уголовного суда (МУС). Также о выходе из соглашения уже объявили ЮАР, Бурунди, Гамбия. Планируют это сделать Филиппины.

"Принять предложение Минюста России, согласованное с МИД России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, с Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ и Следственным комитетом РФ, о направлении генеральному секретарю ООН уведомления о намерении РФ не стать участником Римского статута Международного уголовного суда", - говорится в распоряжении главы государства.

Соответствующее уведомление президент уже поручил направить генсеку ООН. Отмечается также, что настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

"К сожалению, суд не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым, авторитетным органом международного правосудия. В принципиальном плане на различных площадках, в том числе, в Генеральной ассамблее и Совете Безопасности ООН, отмечалась неэффективная и однобокая работа суда в рамках расследуемых им дел", - пояснили такое решение президента в МИД РФ.

Так, по информации ведомства, за 14 лет своей работы МУС вынес всего четыре приговора, израсходовав при этом более 1 млрд долларов.

"Понятен в этой связи демарш Африканского Союза, который принял решение о разработке мер по скоординированному выходу из Римского статута государств африканского континента. В некоторых государствах-участниках такие процедуры уже осуществляются", - отметили на Смоленской площади.

Кроме того, как отметили в МИД РФ, Россию не может не беспокоить и отношение МУС к событиям августа 2008 года.

"Нападение режима Михаила Саакашвили на мирный Цхинвал, убийство российских миротворцев породило со стороны МУС обвинения в адрес югоосетинских ополченцев и российских военнослужащих. Эвентуальное же расследование действий и приказов грузинских должностных лиц целенаправленно отдано на усмотрение грузинского правосудия и остается вне фокуса внимания прокуратуры МУС. Подобный разворот говорит сам за себя. В таких условиях вряд ли можно говорить о доверии к Международному уголовному суду", - подчеркнули в дипломатическом ведомстве.

Как сообщили в российском внешнеполитическом ведомстве, Москва всегда выступала за привлечение к ответственности лиц, виновных в наиболее тяжких международных преступлениях, в связи с чем и проголосовала за принятие Римского статута, подписав его 13 сентября 2000 года. Но понимая его неэффективность, руководство страны приняло решение отказаться от участия в данном договоре, даже несмотря на последствия, которые это может за собой повлечь.

"Принятое Российской Федерацией решение не стать участником статута МУС, или, иными словами, отозвать подпись под этим документом, влечет правовые последствия, предусмотренные Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года" – уточили в ведомстве.

Решение главы государства отказаться от участия в Римском статуте МУС уже прокомментировали и некоторые российские парламентарии. Так, в частности, как заявил "Интерфаксу" первый зампредседателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов, данный суд уже давно показал себя как ангажированная структура, и никаких последствий отказ России от сотрудничества с ним не повлечет.

"Для нас это больших, юридических последствий иметь не будет, потому что мы не ратифицировали соответствующее соглашение. Это больше политический шаг, Международный уголовный суд давно показал себя политически ангажированным органом, и интересы политической целесообразности часто превалировали над объективным политическим подходом", - сказал чиновник.

По его словам, этот суд уже в принципе дискредитировал себя в глазах мировой общественности: "раз уж из него вышли даже несколько африканских государств, что же говорить о России".

"Мы освобождаемся от тех обязательств, которые ограничивают наш суверенитет и которые невыгодны РФ, были навязаны ей во времена иллюзий начала 90-х годов. Сейчас Россия освобождается от иллюзий, и такие соглашения, которые реально ограничивают суверенитет РФ, нам, конечно, не нужны, особенно в организациях, которые себя явно дискредитировали", - сказал Емельянов.

Также вполне логичным и закономерным шагом выход России из соглашения по Международному уголовному суду считает и член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Алексей Пушков.

"Россия обозначила свое стремление к участию в создании единой системы международного права. Но выяснилось, что США и их союзники не были готовы идти по такому же пути и не считали себя связанными его нормами. Об этом говорит война с участием США и стран НАТО в Югославии, оккупация Ирака, война НАТО в Ливии и другие действия, совершенные с нарушениями требований международного права", - цитирует сенатора его пресс-служба.

Кроме того, по его словам, до настоящего времени США, а также несколько других стран так и не присоединились к Римскому статуту МУС, Россия же подписала документ, но "в силу указанных выше причин" не ратифицировала его.

"Распоряжение президента означает, что РФ отзывает свою подпись под этим документом и отказывается от его ратификации, что означает непризнание Россией юрисдикции МУС", - пояснил Пушков.

При этом, как считает чиновник, кризис системы современного международного права связан, прежде всего, с позициями США и стран западного альянса, которые "регулярно идут по пути его нарушения и пытаются заменить параллельной системой произвольного международного права, отражающего исключительно их интересы".

Аналогичного мнения придерживается председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.

"Работа этого суда показала его неэффективность и ангажированность. Этот суд вынес за 14 лет своей работы только четыре решения. Разве это нормально для суда, который претендует на роль эффективного и авторитетного международного института? Он потратил огромные деньги - более 1 млрд долларов, это совершенно несопоставимо с тем объемом работы, который он выполнил", - сказал он "Интерфаксу".

Кроме того, по словам Слуцкого, немало вопросов вызывает также и позиция МУС относительно "Крымской весны", которую тот приравнивает к вооруженной интервенции. Таким образом, как отметил собеседник агентства, Международный уголовный суд грубо нарушает устав ООН, в котором зафиксировано право наций на самоопределение.

"Это ставит вопрос о юридической компетенции этого суда. МУС фактически показал свою зависимость от точек зрения руководства целого ряда западных стран, которые слепо проводят линию на очернение любых действий России, в том числе фактически навязывая ярлык о якобы "аннексии" Крыма. А суд по определению должен быть независимым и беспристрастным. Сотрудничество с таким судом не представляется возможным", - сказал он.

В связи с этим чиновник отметил, что считает абсолютно оправданным нежелание участвовать в Римском статуте Международного уголовного суда. По его мнению, никаких реальных юридических последствий для России такое решение иметь не будет, поскольку до сих пор Россия не присоединилась к этой структуре.

В МУС в свою очередь заявили, что сожалеют о решении ряда стран, в том числе и России, отказаться от участия в Римском статуте. В сообщении, опубликованном на сайте МУС, отмечается, что председатель суда Сильвиа Фернандес де Гурменди, комментируя данную ситуацию в ходе ежегодного доклада перед странами-членами в Гааге, также призвала бывших и нынешних участников данного соглашения "вспомнить о роли МУС и основополагающих принципах, которые он должен защищать, и участвовать в конструктивном диалоге".

"Любые действия, которые могут подорвать глобальное движение к привлечению к ответственности за жестокие преступления и миропорядку, основанному на следовании правилам, - это прискорбно", - добавила со своей стороны прокурор МУС Фату Бенсуда.

Как известно, Римский статут, учредивший Международный уголовный суд и определивший его юрисдикцию, был принят дипломатической конференцией полномочных представителей под эгидой ООН в Риме 17 июля 1998 года и вступил в силу с 1 июля 2002 года. Согласно этому документу, МУС рассматривает дела только о самых серьезных преступлениях, вызывающих озабоченность всего международного сообщества (геноцид, преступления против человечности, военные преступления). Россия подписала данный статут 13 сентября 2000 года, но, как уже говорилось выше, так его и не ратифицировала.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook